Библиографическое описание:

Артишевский М. В., Ли В. Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 269-274.



Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерство. Целью работы является исследование публично-частного партнерства как одной из форм хозяйствования, направленной на решение вопросов, связанных с понятием устойчивого развития. В основной части работы проведен анализ современных тенденций в экономике. Дано определение понятию устойчивости социально-экономического развития. Описаны проблемы, возникающие на государственном и частном уровне в экономике регионов. Дано определение понятия публично-частное партнерство. Проведен анализ мировой практики использования публично-частного партнерства. Приведены данные по внедрению таких проектов в странах Западной Европы по различным секторам народного хозяйства. Проанализированы тенденции и результаты воздействия данной формы хозяйствования на экономику в контексте устойчивого развития. Проведено исследование по работе в данной области на территории Китая. Рассмотрена специфика реализации проектов публично-частного партнерства, даны рекомендации по сферам внедрения данной формы хозяйствования. Отмечены области, наиболее нуждающиеся в проектах данного типа. Результаты работы могут быть использованы в экономике народного хозяйства Китая и других стран при создании проектов публично-частного партнерства, как аналитический материал при анализе факторов перехода к устойчивому развитию.

Ключевые слова: устойчивое развитие, публично-частное партнерство.

The introduction contains the urgent problem of the modern economy — the transition to sustainable development. A brief description of the principle of sustainability. Set an object of study — one of their socio-economic forms of managing public-private partnerships. The aim is to study public-private partnerships as a form of management to address issues related to the concept of sustainable development. In the main part of the paper analyzes the current trends in the economy. The definition of the concept of sustainable socio-economic development. Described problems in the public and private level to the regional economy. The definition of the concept of public-private partnership. Analysis of the world practice of using public-private partnerships. The data on the implementation of such projects in the countries of Western Europe in the various sectors of the economy. The trends and the effects of this form of managing the economy in the context of sustainable development. The study of work in this area in China. The specificity of the implementation of projects in public-private partnerships, recommendations on areas of implementation of this form of management. It marked the area most in need of this type of projects. The results can be used in the economy, the economy of China and other countries in the creation of projects in public-private partnerships as an analytical material in the analysis of factors of transition to sustainable development.

Keywords: sustainable development, public-private partnership.

Введение. Внастоящее время термин «Устойчивое развитие» приобретает особое значение. Управление экономикой государства изменяет приоритет с развития на прибыльность, увеличения ВВП, экспорта на направление Устойчивого развития. Это обозначает серьезный уклон в сторону социальной ориентированности. Рыночная экономика становится более сложной. Более остро становится проблема развития территорий в контексте устойчивого развития.

Достижение устойчивого развития — одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Цель — обеспечить экономический подъем и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду с учетом интересов будущих поколений. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность выходных (конечных) параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

Одним из методов осуществления политики устойчивости является применение методов публично-частного партнерства, активно развиваемых в мировой практике. Развитие публично частного партнерства позволяет активно привлекать частные инвестиции в проекты государственного значения, в тоже время осуществлять контроль за сохранением экологической безопасности и др.

Основная часть.Понятие устойчивости социально-экономического развития связывается с удовлетворением конечных результатов воспроизводства — материальных и духовных потребностей населения. В соответствии с этим устойчивость воспроизводства рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или экономического роста в условиях оптимальной пропорциональности при минимальных затратах и экологической безопасности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения страны и ее регионов. [1]

Устойчивое развитие экономики в каждой стране и отдельном регионе наряду с общими законами функционирования и развития имеет специфические особенности, определяемые условиями производства, ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т. д. В период экономического подъема начинается оживление всех составляющих производства, формируется устойчивый уровень спроса, предопределенный растущим уровнем жизни. При этом следует отметить, что достижение подъема экономики имеет свою цену и определенные негативные последствия. В этой связи искусство достижения устойчивости состоит в выборе оптимальных приоритетов и соответствующей стратегии достижения цели.

Одним из ключевых значений для нормального функционирования рыночной экономики играет создание взаимосвязанной системы крупных, средних и малых поселений как условие обеспечения устойчивого развития. Специфика этого взаимодействия, совокупность форм и методов могут существенно отличаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночной экономики страны. При этом органы государственной власти никогда не бывают свободными от выполнения своих координирующих функций, направленных на выполнение стратегических задач, а сама система крупных, средних и малых поселений, в свою очередь, всегда остается источником и мотором развития и приращения национального благосостояния. Также на государственном уровне осуществляется регулирование механизмов и норм, стратегической целью которых является переход в рамки устойчивого развития.

В последнее время во всем мире можно заметить значительные институциональные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Особенно значимые изменения в вопросах управления претерпели отрасли, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении (энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство и т. д.). Правительства развитых стран уже давно стремятся делегировать часть функций по управлению и развитию этих отраслей в частные руки с непосредственным контролем на местном уровне.

Эта управленческая переориентация способствует с одной стороны, созданию предприятий инфраструктурных отраслей, формированию новых сегментов рынка, а с другой стороны у местных бюджетов нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать активизацию расширенного воспроизводства товаров и услуг. Также следует отметить, что часто ряд монопольных государственных компаний не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Для устранения этого противоречия и более эффективного развития территорий в хозяйственной практике развитых стран активно используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП).

Публично-частное партнерство — это особая форма привлечения частного капитала, организационных возможностей и усилий коммерческих структур государственными органами управления в публичных интересах. Таким образом, для достижения установленных в государственных программах развития публичных целей, охватывающих широкий спектр взаимовыгодных коммерческих и организационных отношений между публичным и частным секторами на основе совместных усилий необходимо достижение конкурентных результатов. Такая трактовка термина часто применяется для обобщенного обозначения целого ряда проектов, реализуемых государством в тесной взаимосвязи с коммерческими структурами. [5].

Сложные формы организации и ведения бизнеса в современном мире невозможны без государственного регулирования экономики, особенно в проектах, напрямую связанных с экологической составляющей.

Выполняя регулирующую функцию государство, безусловно, стоит выше частного сектора, так как именно оно создает политические, экономические и правовые условия для функционирования и развития субъектов предпринимательской деятельности при реализации ими конкретных проектов. Формируя такую институциональную систему, в которой экономическое взаимодействие государства и бизнеса активно развивается, государство решает обоюдные вопросы создания публичной инфраструктуры и развития территории. Эти отношения представляют собой новую ступень развития механизмов государственного регулирования, которые осуществляются на основании общих принципов реализации публично-частного партнерства для достижения целей устойчивого развития.

Приведение экономик развитых стран к понятию «Устойчивое развитие» потребовало качественно новых подходов к созданию предпринимательской инфраструктуры. Создание проектов публично-частного партнёрства позволили получить эффективный рычаг для решения многих задач, включая возможности реализации проектов с привлечением частного капитала и возможностью решения проблем экологии на государственном уровне в рамках реализации проекта. Рассматривая опыт применения проектов публично-частного партнерства в зарубежной практике, мы видим, что данный инструмент вовлечения частного капитала в развитие территории эффективно реализуется в тех сферах, где государство и бизнес имеют общие цели, но при этом не могут их достичь обособлено (рис. 1).

Рис. 1. Проекты публично-частного партнерства, реализуемые в мире за 2013 г., по сферам, ед.

Как видно, сфера образования является одной из самых востребованных. Действительно, важнейшим показателем в индексе развития человеческого потенциала, подготавливаемым ООН и всемирным банком является показатель образованности взрослого населения. Поэтому ставка на образованную молодежь и качество услуг в данной области являются перспективными. Решение задач эффективности в данной сфере достигается с помощью применения проектов публично-частного партнёрства. В Азиатском регионе данный опыт благополучно перенимает Китай, вкладывая в образование много средств и привлекая инвестиции в данную сферу.

В большинстве европейских государств специальных законов, регулирующих взаимоотношения участников публично-частного партнерства, не принимается, и правовое регулирование осуществляется на подзаконном местном уровне. При этом проекты публично-частного характера не инициируются в тех сферах, где для этого не созданы правовые, организационные, технические, социальные, экономические условия. Это происходит потому, что выполнение многих проектов сопряжено с риском не только экономическим, а также возможна прямая связь с рисками экологического характера. И здесь необходимо привести законодательную и правовую базу в надлежащий вид, для того чтобы максимально уменьшить такого рода риски. Необходимо найти и подготовить рычаги, которые бы позволяли на государственном уровне отслеживать негативные последствия выполнения и эксплуатации проектов, и с другой стороны, которые бы давали возможности субъектам частного бизнеса работать максимально эффективно.

Как пример внедрения данного опыта и закрепления его на уровне государственного управления можно привести Китай, где понятие ГЧП (Государственно-частное партнерство) в было введено Административным центром China’s Agenda 21 (ACCA21), а Государственная комиссия по планированию развития (ГКПР) и Министерство науки и техники (МНТ) Китая выразили поддержку инициативе создания ГЧП. Вместе с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Пекин официально утвердил включить схему ГЧП в текущую программу развития. В последние годы Китайское центральное правительство признало важность партнерства государства и бизнеса. Официальный первый в Китае центр Государственно-частного партнерства был учрежден в Пекине в 2003 году. В 2005 году в Пекине состоялся форум государственно-частного партнерства, где многие официальные лица из Китая, США, Австралии, Франции, представители международных институтов, таких как Всемирный банк, Международная финансовая компания, обсуждали опыт внедрения и применения модели ГЧП в ряде промышленно развитых стран и перспектив его применения в Китае.

Следует отметить, что хотя ГЧП широко обсуждалось в Китае с 1999 года, воплощение этой модели остается ограниченным, а преимущества самой модели пока что используются далеко не полностью.

Кроме того, все еще недостаточно развита в Китае роль некоммерческих организаций как важных агентов партнерства.

ГЧП — стратегия, одинаково выгодная для всех и дающая реальную возможность оптимизировать все имеющиеся ресурсы, обеспечить устойчивое развитие и эффективную реализацию программ в социальной сфере.

Китайское правительство приглашает местные и иностранные компании в строительство инфраструктуры и предоставление общественных услуг с помощью ГЧП. С практической точки зрения применение модели ГЧП стимулировало аналогичные проекты в других областях, в настоящее время появляются схемы партнерства в сферах газоснабжения, утилизации отходов, городского водоснабжения, очистки сточных вод и в других.

Рассматривая специфику реализации проектов публично-частного партнерства следует отметить, что деятельность государственных органов власти должна строиться на конституционных принципах организации в соответствии с принципами реализации данных проектов. В самом общем виде такими принципами могут быть:

 общность интересов участников публично-частного партнерства с целью выполнения стратегических задач государства;

 добровольность участия в публично-частных проектах;

 независимость выбора партнера из числа субъектов негосударственного управления;

 общее стремление достижения планируемых результатов;

 учет социального фактора реализации публично-частных проектов на конкретной территории и др.

Исследуя разнообразные формы сотрудничества бизнеса, общества и государства можем отметить, что публично-частное партнерство на современном этапе занимает особое место. На практике западных стран публично-частные проекты уже доказали свою эффективность. При этом они характеризуются следующими специфическими признаками:

 четко установленные сроки реализации проектов;

 специфические формы финансирования проектов (привлечение частных инвестиций, дополненное государственным финансированием или же совместное инвестирование нескольких участников);

 реализация новых форм сотрудничества в условиях конкурентной среды (происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками);

 специфические формы распределения ответственности между партнерами (государство устанавливает цели и задачи проекта, качественные и стоимостные параметры с позиции общественных интересов, осуществляет мониторинг реализации проекта, частный партнер — выполняет оперативную деятельность на всех стадиях проекта);

 разделение рисков между участниками проекта в соответствии с соглашениями.

С 2003 г. Правительством Китая стали разрабатываться новые программы, направленные на реализацию научной концепции устойчивого развития. Общая цель — отказ от ставки на количественные параметры экономического роста. Ставилась задача изменить модель развития экономики, сделать ее интенсивной, инновационной, ресурсосберегающей и социально ориентированной, отвечающей концепции устойчивого развития. Согласно этому Правительство Китая стало на путь реализации программы «пяти сбалансирований»:

 развития города и деревни;

 преобразования различных территорий;

 экономики и социальной сферы;

 человека и окружающей среды;

 внутреннего развития и внешней открытости.

Заключение. Исследуя разнообразные формы сотрудничества бизнеса, общества и государства в концепции устойчивого развития государств, можем отметить, что публично-частное партнерство на современном этапе занимает особое место. На практике западных стран публично-частные проекты уже доказали свою эффективность.

С нашей точки зрения, наиболее широкий и глубокий смысл имеет концепция, в которой публично-частное партнерство рассматривается как составной элемент системы государственного регулирования, представляется как специализированный инструмент социально-экономического развития, который достигается посредством максимизации преимуществ партнеров через взаимовыгодное сотрудничество. Публично-частная форма партнерства позволяет применять гибкие механизмы формирования и внедрения инноваций, осуществлять сетевой обмен опытом между партнерами, формировать быструю и адекватную реакцию участников на технологические и управленческие изменения.

Применение данного опыта и адаптация его в условиях Китая должно осуществляться весьма интенсивно. Определенная законодательная база и полномочия у государственных и местных органов власти уже есть. Проблема заключается в предоставлении гарантий доходности и повышении мотивации коммерческих структур в развитии данной формы сотрудничества. Однако использование данного подхода уже дает ощутимые результаты. И это серьезный шаг в сторону создания социально-ориентированной экономики в контексте устойчивого развития. На сегодняшний день рекомендуется использовать ресурсы для привлечения частного капитала в такие сферы как образование, социально значимые проекты, а также переработка отходов. Эти области являются приоритетными для Китая. Проекты публично-частного партнерства в данных областях могут существенно повысить эффективность развития регионов. Сделав ставку на образование, Китай уже имеет множество специалистов высокой квалификации, что позволили во многом создать инновационный путь развития экономики. Сейчас остро стоит проблема утилизации отходов и для ее решения также необходимы высококвалифицированные кадры, а также частный капитал, что позволит создать эффективные производства в данный области.

Использование данного опыта на территории России и Беларуси также может дать толчок к притоку капитала и укреплению конкурентоспособности продукции и услуг. Необходимо перенимать успешный опыт данного сотрудничества, тем более что практически все условия для этого существуют в Республике Беларусь.

Литература:

  1. М. А. Ермолицкий, А. Т. Юркевич. Модель устойчивого развития Республики Беларусь. — Мн.:Технопринт, 1999. — 144 с.
  2. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России/ под ред. Р. М. Нижегородцева, С. М. Никитенко, Е. В. Гоосен. — Кемерово: ООО«Сибирская издательская группа», 2012
  3. В. С. Тарасов. Государство и экономическое развитие общества. — Мн.:Белоруский книгозабор, 1999. — 199 с.
  4. Ideline for Successful Public Partnerships// European Commission Directorate-General Regional Policy. March, 2003.
  5. Чун Яту. Пришло время распрощаться с высокими темпами роста / Чун Яту // Китай. — 2013. — № 1. — С. 42–43.
  6. Шиганова, Ю. М. Провинция Гуандун — локомотив китайской экономики / Ю. М. Шиганова // Азия и Африка сегодня. — 2014. — № 2. — C. 47–53.
  7. Чжао Минь. Три коренные проблемы предстоящих 5 лет / Чжао Минь // Китай. — 2010. — № 11. — С. 23–24.
  8. Фулин, Ч. Социально-экономическое развитие Китая: ставка на «средний класс» / Ч. Фулин // Проблемы теории и практики упр. — 2013. — № 4. — С. 40–44.
  9. Ха Цзимин. Где же пространство для дальнейшего роста китайской экономики? / Ха Цзимин // Китай. — 2013. — № 2. — С. 32–35.
  10. Ци Цзяньго. Анализ тенденций высоких темпов роста китайской экономики и целей энергосбережения и уменьшения выбросов / Ци Цзяньго // Экономика Китая: анализ состояния и перспективы развития: [пер. с кит.] / гл. ред. Чэнь Цзягуй. — М., 2009. — С. 296–317.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle