Библиографическое описание:

Базилевич В. Б., Костоломова О. В. Творчество как один из сложных, но необходимых феноменов для развития в высшей школе // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 658-660.



Развитие у будущих специалистов в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из основ общепрофессиональной подготовки, ибо от специалиста с высшим образованием требуют решения непредписанных профессиональных задач. В процессе творческой деятельности обучающийся получает новую информацию, не вытекающую напрямую из воспринятой, и только в результате логического мышления возникает новая информация. Логическое мышление позволяет извлекать из нового материала неизвестную раннее информацию, получаемую при сопоставлении этих фактов друг с другом или с ранее известными фактами.

Процесс познания творчества начался еще в древности, но творчество все же остается еще малоизученной сферой. Так, американский психолог Гилфорд в середине XX столетия отметил: «Ни один феномен или предмет, в отношении которого психология несет единственную в своем роде ответственность, не игнорировался столь долго и не стал изучаться так оживленно, как творчество» [5, с. 205].

Высокая субъективность процессов является причиной возникновения трудностей изучения творчества. Творчество изучают по документам, самоотчетам деятелей науки, главное внимание которых занято объектом творчества, а не процессом творческой деятельности. Сложность проявляется и в том, что строгого определения творчества до сих пор нет в науке. Так, в педагогической энциклопедии 1968 г. творчество представлено как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Оценка творчества осуществляется по его социальной ценности, значимости и оригинальности. Необходимо различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество можно анализировать по его конечному продукту — научному открытию или новизне научного исследования. С субъективной точки зрения именно процесс, а не значимость продукта определяет творчество.

Признаками творческого мышления являются: получение нового продукта, новизна процесса его получения, отсутствие логического разрыва на пути от постановки задачи к ее решению, способность самостоятельно сформулировать проблему, наличие сильного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения, устойчивая мотивация. В качестве факторов, препятствующих творчеству, можно отметить такие как: отсутствие гибкости мышления, привычку, узкопрактический подход, чрезмерную специализацию, боязнь критики, страх перед неудачей, высокую самокритичность и лень. Можно упомянуть еще ряд факторов: боязнь ответственности, заниженную самооценку своих способностей, невозможность сосредоточения, частое переключение внимания, обстановку осуждения или игнорирования активности, нежелание выполнять трудоемкую работу.

Творчество может проявляться и в наблюдательности: осуществляя практическую деятельность, человек сталкивается с чем-то новым и может игнорировать это замеченное, а может, после определенного этапа работы над этим новым, поделиться с другими своим результатом. Именно благодаря наблюдательности появляются открытия, достижения в науке. Таким образом, попытаемся сформулировать определение этого феномена. Процесс творчества может быть определен как создание абсолютно нового продукта, как результат проявления неординарных, креативных индивидуальных способностей индивида. В дополнение к необходимым знаниям, информированности, креативность определяется, как умение творчески мыслить и наличием нестандартных познавательных процессов, а также определенным отношением к деятельности. К когнитивным или познавательным процессам, способствующим творческому характеру мышления и креативности личности, относят такие особенности мышления, как широкий диапазон, высокую степень гибкости, богатое воображение, ассоциативность, высокую степень категоризации, неординарность. Многие ученые говорят о 4 этапах в процессе творчества: подготовка или накопление материала, созревание, озарение, проверку и сообщение. Так, некоторые ученые считают, что озарение, рассматриваемое как интуитивное достижение конечного результата, является основным, специфическим моментом творческого процесса.

О возможности обучения творчеству существуют противоречивые мнения. Г. С. Альтшуллер говорит о существовании алгоритма изобретения и научной теории решения креативных задач, следовательно, обучать изобретательству, творчеству можно, о чем свидетельствует и опыт школ, которыми руководил Г. С.Альтшуллер и его ученики [1, c. 48]. Большинство психологов полагают, что невозможно обучить деятельности изобретателя, ибо само определение творческой деятельности указывает на ее нестандартный характер. Следует отметить, что в образовании точные науки постепенно занимают в учебных планах все большее место, а методы, основанные на активизации неформальных возможностей, заняли второстепенное место. Сторонники данного подхода относят эти методы к искусству и заявляют, что этим методам невозможно обучить. Действительно, научить решению конкретных творческих задач нельзя, однако, можно развивать и совершенствовать те качества личности, которые способствуют решению креативных задач. Необходимо расширить кругозор и число освоенных деятельностей, можно научить рациональным методам и приемам мышления, способствующим пониманию вопроса и особенностей решаемой творческой задачи.

В качестве условий креативности следует выделить определенные качества, необходимые в сотрудничестве: умение принимать самостоятельные решения, рисковать и управлять ситуацией риска, открытость по отношению к опыту, заинтересованность в проблемной ситуации и их решении, пытливость, восприимчивость к новой информации, способность увидеть что-либо по-новому, открытость к новым идеям, способность к комбинированию идей, оптимистическое отношение к ситуации, способность к процессу рефлексии.

Несмотря на популярность концепции инсайта или озарения для объяснения процессов творчества, эта концепция недостаточно эффективна. В основе ее заложен принцип необходимости непрерывного размышления над задачей и ожидания озарения. Другие ученые отдают предпочтение ассоциативной гипотезе творчества, которая утверждает, что набор вариантов решения происходит вследствие появления ассоциаций, вызываемых постановкой решаемой задачи. Главным моментом творчества является последующий отбор наиболее подходящей из них. Эта гипотеза позволяет выявить обстоятельства и действия, которые побуждают процесс поиска решения.

Известно, что на восприятие и накопление информации влияют опыт, мотивация, имеющиеся потребности, индивидуальность субъекта творчества. В результате накопления информации субъект определяется с потребностями, ставит перед собой задачи, и важным является осознание и постановка задачи самим субъектом. Именно четко поставленная задача способствует возникновению ассоциаций у творческой личности. При этом ассоциации тем разнообразнее и тем их больше, чем богаче личный опыт, эрудиция и интеллект субъекта. Следующим этапом является отбор ассоциаций из определенного многообразия возникших у индивида. Естественно, чем больше и разнообразнее их, тем богаче креативные возможности субъекта на этапе отбора. На основе отобранной ассоциации происходит процесс формулировки гипотезы решения, которая впоследствии и проверяется. Проверенная гипотеза означает решение поставленной задачи. Если гипотеза не подтвердилась, то придется повторить процесс, при этом можно расширить или ограничить постановку задачи для того, чтобы повторный набор вариантов был более конкретизирован. Отмеченные особенности позволяют определить советы, как для индивидуальной, так и для коллективной творческой работы. Эти рекомендации применяются с целью решения задач в ходе мозгового штурма. Первоначально А. Осборн говорил о важности использовать опыт новичков в процессе поиска решения проблемы, стоящей перед творческой группой, указывал на необходимость предлагать больше новых идей, а принять решение об их использовании помогут более компетентные, опытные специалисты. Так, методика мозгового штурма требует создание специфических групп, выполняющих именно свои определенные функции: руководитель, группа, занимающаяся выдвижением идей, группа регистрации идей, группа анализа и группа, реализующая идеи. Разделение перечисленных функций между группами и даже работа первых трех отдельно друг от друга крайне важны, поскольку в каждой группе творят люди с разными умениями и способностями. Функции набора и отбора вариантов распределены между группой образования, выдвижения идей, в которой необходимы специалисты, наделенные фантазией и группой анализа, в которой творят специалисты — эксперты. Крайне важно не требовать реализации идей от людей, предлагающих их. Рассмотренная концепция творчества считается одной из гипотез, поскольку объективных сведений о том, как на самом деле осуществляется творческая деятельность, с точки зрения психологии человека, пока нет.

Образование, согласно мнению английского философа А. Н. Уайтхеда, — это обучение умению пользоваться знаниями [3, c. 50]. Современный обучающийся знает уже много, но объем научной информации при этом постоянно растет. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении пользоваться ею, находить неординарные, нестандартные решения спорных проблем. Многие теории могут быть десятилетиями не реализованными, не имея практической ценности. Необходимо связать теоретические знания дисциплин с их применением. Строится эта связь с помощью инновационных технологий обучения. Технология языковой портфель способствует созданию всех перечисленных выше условий для реализации творческих качеств обучающихся и может рассматриваться как средство их развития. Проектная технология заключается во включении обучающихся в процесс создания нового продукта, которым является проект, что обеспечивает условия для накопления опыта, овладение системой учебно-познавательной деятельности, для самореализации в процессе творческого поиска и решения различных проблем. Проектная технология способствует повышению эффективности учебно-познавательной деятельности и становлению обучающегося как субъекта данной деятельности и реализации его личностных возможностей. Данные технологии создают условия для развития самостоятельности и креативности обучающихся и обеспечивают созидательный характер образовательного процесса.

Таким образом, развитие творческих способностей обучающихся необходимо и актуально, что позволит в дальнейшем разрешить одно из главных противоречий высшего образование, а именно между объёмом получаемых знаний и временем их обработки и усвоения за счёт систематизации знаний. Также развитие креативных способностей предоставит возможности использования дидактических приемов по развитию творческого воображения, решению неординарных, исследовательских задач и учета специфических особенностей преподавания в высшей школе и психологических характеристик студентов.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)- Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1989.
  2. Долотов Б. И., Бердоносов В. Д., Долотова М. Б., Оценка эффективности мышления на базе изучения курса «Развитие творческого воображения» / В. Д. Бердоносов // Материалы научно-практической конференции — Санкт-Петербург, Россия, 13 октября 2006.
  3. Перспективы внедрения “Языкового портфеля” в систему образования РФ. — М.:МГЛУ, 2000.-98 с.
  4. Шрагина Л. И., Меерович М. И. От методов решения технических проблем до технологии формирования культуры мышления (концепция применения ТРИЗ в педагогике) Украинская Лаборатория педагогики ТРИЗ сервер http://www.triz.minsk.by 2004).
  5. Guilford J. P. Some theoretical views on creativity. Contemporary approaches to psychology. Princeton, 1967, p.419.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle