Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Особенности двигательной активности женщин на занятиях аэробикой // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 770-772.



Физическая культура занимает важное место в общекультурной и профессиональной подготовке современных студентов, является органической частью общечеловеческой культуры, ее особой самостоятельной областью. В последние годы мы стали свидетелями бурного развития оздоровительной физической культуры, рассматривающей здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности. Такой подход в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания и спорта, которая предусматривает решение задачи укрепления здоровья населения.

Как показывают исследования, в последнее время наблюдается увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца и др.), а также патологических изменений в организме, связанных с нарушением обмена веществ. Это вызвано малоподвижным образом жизни, гиподинамическим характером учебы.

В условиях комплексной автоматизации профессиональной деятельности женщин произошло существенное снижение физических нагрузок и объема двигательной активности. Исследования показали, что двигательная активность еще не стала потребностью для каждой женщины; отсутствуют научно обоснованные рекомендации по физической культуре женщин; зачастую занятия с ними аналогичны занятиям с мужчинами, проводятся без учета физиологических особенностей женского организма.

Кроме того, еще недостаточно разработаны и внедрены в практику научно обоснованные рекомендации по самостоятельному выполнению физических упражнений женщинами во вне учебное время. Отсутствует профилактика негативных воздействий на организм, возникающих в ходе экзаменационных сессий, написания дипломных работ. Поэтому необходимо усилить эффективность средств и методов физической культуры и спорта, способствующих восполнению дефицита двигательной активности женщин, повышению успеваемости, снижению заболеваемости и поддержанию профессиональной работоспособности.

В последнее время большое распространение получила оздоровительная аэробика. Аэробика является оздоровительной системой, основная направленность которой — развитие двигательных способностей, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение работоспособности, укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика заболеваний, снижение жировых отложений.

Слово «аэробика» часто используют как общее название различных видов двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Впервые в этом смысле термин «аэробика» был употреблен крупнейшим американским специалистом профилактической медицины Кеннетом Купером. Разработанные К. Купером аэробные программы и нормы двигательной активности содержали различные виды естественных движений из арсенала ходьбы, бега, плавания, катания на коньках, лыжах, велосипеде и др. Затем список программ был расширен, в нем нашли свое место спортивные игры, прыжки со скакалкой, верховая езда, теннис и, наконец, танцевальная аэробика.

Подобные виды двигательной активности вызывают значительное временное повышение частоты сердечных сокращений и интенсивности дыхания. Гимнастические упражнения, дополненные ходьбой и бегом, полезны в оздоровительных целях и интересны многим занимающимся. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов. Все это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых с музыкальным сопровождением и имеющих танцевальную направленность.

Каждый человек, увлекающейся аэробикой, может выбрать для себя удобные и приятные оздоровительные программы, дающие большую или меньшую тренировочную нагрузку. Аэробика подходит для всех возрастов, но новичкам следует помнить о необходимости постепенного увеличения аэробной нагрузки, которая должна быть умеренной. Чрезмерные нагрузки могут привести к травмам и нарушениям функций организма, а малые — не дают ожидаемого результата. Лучших результатов можно добиться при систематических занятиях под руководством тренеров, учитывающих подготовку и интересы занимающихся.

Занятия по аэробике имеют определенную структуру и четкое соотношение частей. У каждой части урока свой диапазон нагрузки, обеспечивающий развивающий эффект.

Принципы оздоровительной тренировки подразумевают требования к технике выполнения движений. Занятия аэробикой исключают резкие, рывковые движения, движения с максимальной амплитудой, глубокие приседания, движения в низких исходных положениях, а также все движения, представляющие опасность для суставов и связок.

Оздоровительная аэробика включает в себя танцевальные упражнения, выполнение которых тесно связано с музыкальным сопровождением. Правильно составленные комплексы аэробики, ритмической гимнастики отражают характер музыкального произведения.

В процессе занятий под музыку, наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания человека. Хорошо подобранная музыка помогает занимающимся закреплять «мышечное чувство», а слуховым анализаторам — запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично и красиво. Овладевая новыми, все более сложными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой.

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть использована и как фактор обучения — движения под музыку легче запоминаются.

От музыки, которая используется на занятиях, во многом зависит эффективность и привлекательность оздоровительной гимнастики для занимающихся. При проведении занятий широко используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера. Это предопределяет необходимость соответствующей подготовки тренера. От умения тренера проводить занятия с различным музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит результативность занятий, их организационная сторона, работоспособность занимающихся.

На занятиях оздоровительной гимнастикой музыка может выступать в качестве канвы, определяющей характер, темп и ритм упражнений (аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, фитнес и др.). В то же время в некоторых видах оздоровительной гимнастики музыка используется как фон для снятия ощущения монотонности от однотипных, многократно повторяемых движений (атлетическая гимнастика, калланетика, стретчинг).

Наиболее важна музыка на уроках танцевальной аэробики. В зависимости от направления занятий могут использоваться народная русская, латиноамериканская (самба, мамбо, ча-ча-ча, сальса), джазовая, ретро или современная музыка (рок-н-ролл, диско, хип-хоп).

Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит человеку удовлетворение и радость.

Литература:

  1. Жерносек А. М. Технология регулирования интенсивности занятий оздоровительной степ-аэробикой / А. М. Жерносек, М. Ю. Ростовцева //Вестник спортивной науки. — М: ВНИИФК. — 2006. — № 4.
  2. Ивлиев Б. К. Бодибилдинг: внеклассная работа // Физ. культура в школе. – 1991. — № 8.
  3. Ивлиев Б. К. Стретчинг: внеклассная работа // Физ. культура в школе. – 1991. — № 12.
  4. Ивлиев Б. К. Шейпинг — прогрессивное направление в физическом воспитании / Б. К. Ивлиев //Медицина физическая культура на рубеже тысячелетий: сб. тез. междунар. конф. /Ассоц. специалистов кинезитерапии и спорт. медицины. — М., 2002.
  5. Крючек Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Терра спорт, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle