Публичная дипломатия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 05.03.2016

Статья просмотрена: 3355 раз

Библиографическое описание:

Мкртумян, М. Г. Публичная дипломатия / М. Г. Мкртумян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 576-578. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26539/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается публичная дипломатия как способ построения отношений с зарубежными странами. Публичная дипломатия становится все более весомым фактором международной жизни большинства развитых стран.

Ключевые слова: публичная дипломатия, государство, международные отношения, установление контактов.

Публичная дипломатия как важнейший дополнительный способ достижения внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность в связи с изменением геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов. Она занимается изучением и информированием зарубежной аудитории, а также установлением контактов с ней.

Публичная дипломатия интересовала многих политологов и ученых во всем мире. Термин «публичная (общественная) дипломатия» (англ. «public diplomacy») впервые был употреблен Эдмундом Галлионом, деканом Флетчерской школы дипломатии и права при Университете Тафта в 1965 году. Он определил термин как: «программу, которая финансируется правительством, и которая направлена на оказание воздействия на общественное мнение в других странах и на их дальнейшее информирование» [9].

В истории конгресса США этот термин определялся как «новая дипломатия», «культурная дипломатия» и «четвертое измерение внешней политики». Д. Фоссэл, председатель комитета по иностранным делам, выступая на слушаниях в американском Конгрессе в 1986 году отметил, что «публичная дипломатия» всегда присутствовала в практике международных отношений, но лишь сейчас этому явлению дали определение [8].

Следующим человеком, занимающимся данной темой стал американский политолог Джозеф С. Най, автор концепции «мягкой силы». Он рассматривает публичную дипломатию в качестве одной из наиболее эффективных методов наращивания потенциала американской «мягкой силы». Публичная дипломатия не является рекламной кампанией, ее целью является налаживание долговременных взаимоотношений с другими странами.

Дж. Най выделил три измерения публичной дипломатии. Первое измерение — ежедневное общение для решений вопросов во внутренней и внешней политике, подготовка к избеганию и борьбе с кризисами. Второе измерение — стратегическое общение, касающееся наиболее важных политических тем страны, схоже с рекламной кампанией. Третье измерение — налаживание взаимоотношений с важными и ключевыми личностями на протяжении многих лет с помощью стипендий, обучения, программ обмена [3].

Дж. Най считает, что непопулярный продукт невозможно продать даже при самой хорошей рекламе. Стратегия общения не должна идти вразрез с политикой, иначе стратегия будет недейственна. Поступки говорят больше слов [3].

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя политика страны, культура. Если эти объекты привлекательны и приемлемы для зарубежной аудитории, то можно создать благоприятные условия для их продвижения за границу. В ином случае, попытки показать себя и открыться миру может не удаться.

В США с конца 70-х годов активно ведется работа по связям с общественностью. Благодаря развитию новых технологий — телевидению, интернета, радио — пропаганда превратилась в ключевое средство публичной дипломатии. Общественное мнение других стран на политику государства играет большую роль. К обсуждению проблем международной политики привлекают общественное мнение, отдельных граждан и неправительственные институты. Уровень информационных систем определят успех политики и внешнеэкономических проектов государства на мировой арене.

Сегодня публичная дипломатия в США рассматривается как сравнительно недорогой, но эффективный способ продвижения и распространения американской внешней политики и американских государственных интересов во всем мире. Американские политологи прибегают к программам образовательного и культурного обмена, к открытию публичных библиотек во всех странах мира. Они реализуют много проектов в области гражданского права и организовывают вещание радио- и телепрограмм на разных языка и т. д. В осуществлении публичной дипломатии задействованы Отдел глобального вещания при Белом Доме, Агентство международного развития, Госдепартамент, Корпус мира США, Министерство обороны.

Великобритания не отстает от других стран и активно участвует в сфере налаживания эффективных международных отношений. Например, Британский Форин-офис определяет ряд ключевых направлений своей публичной дипломатии, которые Лондон считает нужным продвигать на международной арене.

Впервые о публичной дипломатии в современной России заговорили в 2000-е годы в Концепции внешней политики Российской Федерации, но термин «публичная дипломатия» появляется только в 2008 году на страницах обновленной версии Концепции РФ [6].

Для поддержания и реализации задач России во внешней политике, восстанавливаются старые и создаются новые механизмы публичной дипломатии. В 2005 году начинает свою работу первый в России информационный канал зарубежного вещания — Russia Today. Этот канал призван отражать российскую позицию по вопросам международной политики и информировать зарубежную публику о событиях, происходящих в России [5].

Проект «Российская газета» («Russia Beyond the Headlines»), запущенный в 2007 г., стал еще одним проектом в рамках реализации публичной дипломатии в России. Ежемесячно публикуются приложения о России на иностранных языках. The Daily Telegraph, Le Figaro, The Washington Post, El Pais (Spain), ведущие газеты Болгарии, Индии и Аргентины — партнеры «Российской газеты». Проект нацелен на высокообразованную, материально обеспеченную публику, которая и составляет целевую читательскую аудиторию национальных газет — более 33 млн. человек [1].

Публичная дипломатия в России проявляет себя не только в СМИ. В 2007 г. был создан фонд «Русский мир» в целях популяризации русского языка. Фонд поддерживает некоммерческие и общественные организации, научные и образовательные учреждения, нацеленные на исследование русского языка, разработки программ его изучения. В рамках данной программы Фонд выдает гранты иностранным и российским некоммерческим организациям. «Русские центры» уже открыты в 45 странах мира [10].

Для развития международного сотрудничества в 2010 году был создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. Фонд оказывает информационную и материальную поддержку мероприятиям в сфере публичной коммуникации, также он разрабатывает собственные проекты как в России, так и за рубежом и является основным Фондом по предоставлению грантов в сфере публичной дипломатии [2].

Что касается восстановления старых механизмов публичной дипломатии, то здесь стоит отметить популяризацию в сфере получения образования в России. Каждый год происходит увеличение квот на обучение иностранных граждан в России. Планируется увеличить количество бюджетных мест для иностранных граждан в последующие годы. Это необходимо для формирования пророссийских национальных элит, продвигающих интересы России [4].

Публичную дипломатию в России довольно часто критикуют, несмотря на большое количество организаций, занимающихся публичной дипломатией, и постоянное финансирование данной сферы со стороны государства [7].

Во-первых, рассматривать публичную дипломатию и заниматься ей в России стали сравнительно недавно. На сегодняшний день, не существует единого органа, который бы координировал работу в сфере публичной дипломатии. В связи с этим возникают небольшие проблемы и происходит дублирование функций между различными организациями, хотя многие вопросы остаются нерешенными и не ясно к чьей компетенции они принадлежат.

Во-вторых, нет единого документа, в котором прописаны обязанности в сфере публичной коммуникации, не выделяются четкие цели и задачи, что затрудняет оценку той работы, которые ведется на данном этапе.

В-третьих, по словам и убеждения исследователя публичной дипломатии в России Алексея Долинского наблюдается недостаток, нехватка квалифицированных специалистов в сфере публичной дипломатии, так как их не выпускают университеты России. Именно поэтому, многие специалисты не понимают отличия публичной дипломатии от классической и не знают основных особенностей работы механизмов и институтов публичной дипломатии [4].

В-четвертых, большинство организаций, работающих в сфере публичной дипломатии в России являются подведомственными структурами МИДа России и других государственных органов власти. Это положение затрудняет работу с мировым сообществом и зарубежные некоммерческие организации зачастую не хотят работать с прогосударственными структурами, но влияние государства на СМИ негативно оказывается на их имидже и создает впечатление пропагандисткой структуры.

В завершение стоит отметить, что публичная дипломатия является важным фактором в управлении государством. Она направлена на установление взаимных международных отношений. Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между зарубежными партнерами и гражданами своей страны, что обеспечивает международный и культурный обмен, обеспечивает международные образовательные связи.

Литература:

  1. Russia Beyond The Headlines — Abous Us. www.rg.ru.

2. Деятельность — Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. gorchakovfund.ru.

  1. Джозеф С. Най. Новая публичная дипломатия. // http://www.project-syndicate.org/commentary/nye79/Russian.

4. Долинский А. В. Современные механизмы сотрудничества в рамках публичной дипломатии. — 2015.

5. Имидж России собираются улучшить при помощи нового телеканала. lenta.ru.

6. МИД России / 07.10.2000 / Концепция внешней политики Российской Федерации. // http:/www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf

7. Положение о грантах. // http://www.russkiymir.ru/grants/15

  1. Сеидов В. Г. От традиционной дипломатии к публичной дипломатии. // Информация. Дипломатия. Психология. Отв.редактор проф. Кашлев Ю. Б. — М. Ж Известия, 2002.
  2. Смирнов С. Роль публичной дипломатии в формировании национального бренда // http://sergiosmirnov.ru/?p=1317

10. Указ Президента Российской Федерации о создании фонда «Русский мир». https://russkiymir.ru/fund/press/82539/.

Основные термины (генерируются автоматически): публичная дипломатия, Россия, внешняя политика, общественное мнение, зарубежная аудитория, культурный обмен, международная политика, публичная коммуникация, рекламная кампания, русский язык.


Ключевые слова

государство, международные отношения, публичная дипломатия, установление контактов., установление контактов

Похожие статьи

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

5. Банщикова Н. В. Внешняя культурная политика, публичная дипломатия и культурная дипломатия

Публичная дипломатия. Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана.

«Стратегические коммуникации» в практике публичной...

«Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза.

– Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного партнерства.

Развитие иностранных языков как способ общественной...

Язык является основным средством общения между людьми. Это связано со свойственным ему общественным и всенародным

По мнению некоторых учёных, общие лингвистические возможности языка являются основной причиной становления его международным языком.

Анализ изменения метафорического образа России...

В статье рассматривается метафорический образ России, сложившийся в политическом дискурсе английских и американских СМИ в условиях международного конфликта из-за политики России на Украине и российской кампании в Сирии.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.

Он надеялся, что зрители оценят его умные мысли по реформированию американской политики и предвыборные предложения, но не придал значения внешнему виду и манерам держаться...

Культура как инструмент внешней политики государства

публичная дипломатия, культурное влияние, государство, внешняя политика, политический, объективная оценка, культура, измерение, внешняя политика государства, DAAD.

Тонкости политической коммуникации для изучающих английский...

В современном мире, у любого политика есть больше возможности для обращения к потенциальным

Шевченко О. П. Лингводискурсивные особенности публичных выступлений: автореф. дис.... канд. филол. наук.

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Именно тогда работа У. Липпмана «Общественное мнение» (1922) стала базовой для

Понимая гонку за временем и ограниченность, в ход идут рекламные слоганы, вывески, громкие заголовки.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М. Аспект-пресс, 2003.

Особенности политических коммуникаций | Статья в журнале...

публичная сфера, политический дискурс, изменение, современное государство, публичная политика, программа партий, политическая деятельность, либеральная сфера, коммуникация, человеческое общество.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

5. Банщикова Н. В. Внешняя культурная политика, публичная дипломатия и культурная дипломатия

Публичная дипломатия. Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана.

«Стратегические коммуникации» в практике публичной...

«Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза.

– Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного партнерства.

Развитие иностранных языков как способ общественной...

Язык является основным средством общения между людьми. Это связано со свойственным ему общественным и всенародным

По мнению некоторых учёных, общие лингвистические возможности языка являются основной причиной становления его международным языком.

Анализ изменения метафорического образа России...

В статье рассматривается метафорический образ России, сложившийся в политическом дискурсе английских и американских СМИ в условиях международного конфликта из-за политики России на Украине и российской кампании в Сирии.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.

Он надеялся, что зрители оценят его умные мысли по реформированию американской политики и предвыборные предложения, но не придал значения внешнему виду и манерам держаться...

Культура как инструмент внешней политики государства

публичная дипломатия, культурное влияние, государство, внешняя политика, политический, объективная оценка, культура, измерение, внешняя политика государства, DAAD.

Тонкости политической коммуникации для изучающих английский...

В современном мире, у любого политика есть больше возможности для обращения к потенциальным

Шевченко О. П. Лингводискурсивные особенности публичных выступлений: автореф. дис.... канд. филол. наук.

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Именно тогда работа У. Липпмана «Общественное мнение» (1922) стала базовой для

Понимая гонку за временем и ограниченность, в ход идут рекламные слоганы, вывески, громкие заголовки.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М. Аспект-пресс, 2003.

Особенности политических коммуникаций | Статья в журнале...

публичная сфера, политический дискурс, изменение, современное государство, публичная политика, программа партий, политическая деятельность, либеральная сфера, коммуникация, человеческое общество.

Похожие статьи

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

5. Банщикова Н. В. Внешняя культурная политика, публичная дипломатия и культурная дипломатия

Публичная дипломатия. Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана.

«Стратегические коммуникации» в практике публичной...

«Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза.

– Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного партнерства.

Развитие иностранных языков как способ общественной...

Язык является основным средством общения между людьми. Это связано со свойственным ему общественным и всенародным

По мнению некоторых учёных, общие лингвистические возможности языка являются основной причиной становления его международным языком.

Анализ изменения метафорического образа России...

В статье рассматривается метафорический образ России, сложившийся в политическом дискурсе английских и американских СМИ в условиях международного конфликта из-за политики России на Украине и российской кампании в Сирии.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.

Он надеялся, что зрители оценят его умные мысли по реформированию американской политики и предвыборные предложения, но не придал значения внешнему виду и манерам держаться...

Культура как инструмент внешней политики государства

публичная дипломатия, культурное влияние, государство, внешняя политика, политический, объективная оценка, культура, измерение, внешняя политика государства, DAAD.

Тонкости политической коммуникации для изучающих английский...

В современном мире, у любого политика есть больше возможности для обращения к потенциальным

Шевченко О. П. Лингводискурсивные особенности публичных выступлений: автореф. дис.... канд. филол. наук.

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Именно тогда работа У. Липпмана «Общественное мнение» (1922) стала базовой для

Понимая гонку за временем и ограниченность, в ход идут рекламные слоганы, вывески, громкие заголовки.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М. Аспект-пресс, 2003.

Особенности политических коммуникаций | Статья в журнале...

публичная сфера, политический дискурс, изменение, современное государство, публичная политика, программа партий, политическая деятельность, либеральная сфера, коммуникация, человеческое общество.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

5. Банщикова Н. В. Внешняя культурная политика, публичная дипломатия и культурная дипломатия

Публичная дипломатия. Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана.

«Стратегические коммуникации» в практике публичной...

«Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза.

– Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного партнерства.

Развитие иностранных языков как способ общественной...

Язык является основным средством общения между людьми. Это связано со свойственным ему общественным и всенародным

По мнению некоторых учёных, общие лингвистические возможности языка являются основной причиной становления его международным языком.

Анализ изменения метафорического образа России...

В статье рассматривается метафорический образ России, сложившийся в политическом дискурсе английских и американских СМИ в условиях международного конфликта из-за политики России на Украине и российской кампании в Сирии.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.

Он надеялся, что зрители оценят его умные мысли по реформированию американской политики и предвыборные предложения, но не придал значения внешнему виду и манерам держаться...

Культура как инструмент внешней политики государства

публичная дипломатия, культурное влияние, государство, внешняя политика, политический, объективная оценка, культура, измерение, внешняя политика государства, DAAD.

Тонкости политической коммуникации для изучающих английский...

В современном мире, у любого политика есть больше возможности для обращения к потенциальным

Шевченко О. П. Лингводискурсивные особенности публичных выступлений: автореф. дис.... канд. филол. наук.

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Именно тогда работа У. Липпмана «Общественное мнение» (1922) стала базовой для

Понимая гонку за временем и ограниченность, в ход идут рекламные слоганы, вывески, громкие заголовки.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М. Аспект-пресс, 2003.

Особенности политических коммуникаций | Статья в журнале...

публичная сфера, политический дискурс, изменение, современное государство, публичная политика, программа партий, политическая деятельность, либеральная сфера, коммуникация, человеческое общество.

Задать вопрос