Библиографическое описание:

Мкртумян М. Г. Публичная дипломатия // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 576-578.



В данной статье рассматривается публичная дипломатия как способ построения отношений с зарубежными странами. Публичная дипломатия становится все более весомым фактором международной жизни большинства развитых стран.

Ключевые слова: публичная дипломатия, государство, международные отношения, установление контактов.

Публичная дипломатия как важнейший дополнительный способ достижения внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность в связи с изменением геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов. Она занимается изучением и информированием зарубежной аудитории, а также установлением контактов с ней.

Публичная дипломатия интересовала многих политологов и ученых во всем мире. Термин «публичная (общественная) дипломатия» (англ. «public diplomacy») впервые был употреблен Эдмундом Галлионом, деканом Флетчерской школы дипломатии и права при Университете Тафта в 1965 году. Он определил термин как: «программу, которая финансируется правительством, и которая направлена на оказание воздействия на общественное мнение в других странах и на их дальнейшее информирование» [9].

В истории конгресса США этот термин определялся как «новая дипломатия», «культурная дипломатия» и «четвертое измерение внешней политики». Д. Фоссэл, председатель комитета по иностранным делам, выступая на слушаниях в американском Конгрессе в 1986 году отметил, что «публичная дипломатия» всегда присутствовала в практике международных отношений, но лишь сейчас этому явлению дали определение [8].

Следующим человеком, занимающимся данной темой стал американский политолог Джозеф С. Най, автор концепции «мягкой силы». Он рассматривает публичную дипломатию в качестве одной из наиболее эффективных методов наращивания потенциала американской «мягкой силы». Публичная дипломатия не является рекламной кампанией, ее целью является налаживание долговременных взаимоотношений с другими странами.

Дж. Най выделил три измерения публичной дипломатии. Первое измерение — ежедневное общение для решений вопросов во внутренней и внешней политике, подготовка к избеганию и борьбе с кризисами. Второе измерение — стратегическое общение, касающееся наиболее важных политических тем страны, схоже с рекламной кампанией. Третье измерение — налаживание взаимоотношений с важными и ключевыми личностями на протяжении многих лет с помощью стипендий, обучения, программ обмена [3].

Дж. Най считает, что непопулярный продукт невозможно продать даже при самой хорошей рекламе. Стратегия общения не должна идти вразрез с политикой, иначе стратегия будет недейственна. Поступки говорят больше слов [3].

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя политика страны, культура. Если эти объекты привлекательны и приемлемы для зарубежной аудитории, то можно создать благоприятные условия для их продвижения за границу. В ином случае, попытки показать себя и открыться миру может не удаться.

В США с конца 70-х годов активно ведется работа по связям с общественностью. Благодаря развитию новых технологий — телевидению, интернета, радио — пропаганда превратилась в ключевое средство публичной дипломатии. Общественное мнение других стран на политику государства играет большую роль. К обсуждению проблем международной политики привлекают общественное мнение, отдельных граждан и неправительственные институты. Уровень информационных систем определят успех политики и внешнеэкономических проектов государства на мировой арене.

Сегодня публичная дипломатия в США рассматривается как сравнительно недорогой, но эффективный способ продвижения и распространения американской внешней политики и американских государственных интересов во всем мире. Американские политологи прибегают к программам образовательного и культурного обмена, к открытию публичных библиотек во всех странах мира. Они реализуют много проектов в области гражданского права и организовывают вещание радио- и телепрограмм на разных языка и т. д. В осуществлении публичной дипломатии задействованы Отдел глобального вещания при Белом Доме, Агентство международного развития, Госдепартамент, Корпус мира США, Министерство обороны.

Великобритания не отстает от других стран и активно участвует в сфере налаживания эффективных международных отношений. Например, Британский Форин-офис определяет ряд ключевых направлений своей публичной дипломатии, которые Лондон считает нужным продвигать на международной арене.

Впервые о публичной дипломатии в современной России заговорили в 2000-е годы в Концепции внешней политики Российской Федерации, но термин «публичная дипломатия» появляется только в 2008 году на страницах обновленной версии Концепции РФ [6].

Для поддержания и реализации задач России во внешней политике, восстанавливаются старые и создаются новые механизмы публичной дипломатии. В 2005 году начинает свою работу первый в России информационный канал зарубежного вещания — Russia Today. Этот канал призван отражать российскую позицию по вопросам международной политики и информировать зарубежную публику о событиях, происходящих в России [5].

Проект «Российская газета» («Russia Beyond the Headlines»), запущенный в 2007 г., стал еще одним проектом в рамках реализации публичной дипломатии в России. Ежемесячно публикуются приложения о России на иностранных языках. The Daily Telegraph, Le Figaro, The Washington Post, El Pais (Spain), ведущие газеты Болгарии, Индии и Аргентины — партнеры «Российской газеты». Проект нацелен на высокообразованную, материально обеспеченную публику, которая и составляет целевую читательскую аудиторию национальных газет — более 33 млн. человек [1].

Публичная дипломатия в России проявляет себя не только в СМИ. В 2007 г. был создан фонд «Русский мир» в целях популяризации русского языка. Фонд поддерживает некоммерческие и общественные организации, научные и образовательные учреждения, нацеленные на исследование русского языка, разработки программ его изучения. В рамках данной программы Фонд выдает гранты иностранным и российским некоммерческим организациям. «Русские центры» уже открыты в 45 странах мира [10].

Для развития международного сотрудничества в 2010 году был создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. Фонд оказывает информационную и материальную поддержку мероприятиям в сфере публичной коммуникации, также он разрабатывает собственные проекты как в России, так и за рубежом и является основным Фондом по предоставлению грантов в сфере публичной дипломатии [2].

Что касается восстановления старых механизмов публичной дипломатии, то здесь стоит отметить популяризацию в сфере получения образования в России. Каждый год происходит увеличение квот на обучение иностранных граждан в России. Планируется увеличить количество бюджетных мест для иностранных граждан в последующие годы. Это необходимо для формирования пророссийских национальных элит, продвигающих интересы России [4].

Публичную дипломатию в России довольно часто критикуют, несмотря на большое количество организаций, занимающихся публичной дипломатией, и постоянное финансирование данной сферы со стороны государства [7].

Во-первых, рассматривать публичную дипломатию и заниматься ей в России стали сравнительно недавно. На сегодняшний день, не существует единого органа, который бы координировал работу в сфере публичной дипломатии. В связи с этим возникают небольшие проблемы и происходит дублирование функций между различными организациями, хотя многие вопросы остаются нерешенными и не ясно к чьей компетенции они принадлежат.

Во-вторых, нет единого документа, в котором прописаны обязанности в сфере публичной коммуникации, не выделяются четкие цели и задачи, что затрудняет оценку той работы, которые ведется на данном этапе.

В-третьих, по словам и убеждения исследователя публичной дипломатии в России Алексея Долинского наблюдается недостаток, нехватка квалифицированных специалистов в сфере публичной дипломатии, так как их не выпускают университеты России. Именно поэтому, многие специалисты не понимают отличия публичной дипломатии от классической и не знают основных особенностей работы механизмов и институтов публичной дипломатии [4].

В-четвертых, большинство организаций, работающих в сфере публичной дипломатии в России являются подведомственными структурами МИДа России и других государственных органов власти. Это положение затрудняет работу с мировым сообществом и зарубежные некоммерческие организации зачастую не хотят работать с прогосударственными структурами, но влияние государства на СМИ негативно оказывается на их имидже и создает впечатление пропагандисткой структуры.

В завершение стоит отметить, что публичная дипломатия является важным фактором в управлении государством. Она направлена на установление взаимных международных отношений. Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между зарубежными партнерами и гражданами своей страны, что обеспечивает международный и культурный обмен, обеспечивает международные образовательные связи.

Литература:

  1. Russia Beyond The Headlines — Abous Us. www.rg.ru.

2. Деятельность — Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. gorchakovfund.ru.

  1. Джозеф С. Най. Новая публичная дипломатия. // http://www.project-syndicate.org/commentary/nye79/Russian.

4. Долинский А. В. Современные механизмы сотрудничества в рамках публичной дипломатии. — 2015.

5. Имидж России собираются улучшить при помощи нового телеканала. lenta.ru.

6. МИД России / 07.10.2000 / Концепция внешней политики Российской Федерации. // http:/www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf

7. Положение о грантах. // http://www.russkiymir.ru/grants/15

  1. Сеидов В. Г. От традиционной дипломатии к публичной дипломатии. // Информация. Дипломатия. Психология. Отв.редактор проф. Кашлев Ю. Б. — М. Ж Известия, 2002.
  2. Смирнов С. Роль публичной дипломатии в формировании национального бренда // http://sergiosmirnov.ru/?p=1317

10. Указ Президента Российской Федерации о создании фонда «Русский мир». https://russkiymir.ru/fund/press/82539/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle