Библиографическое описание:

Сторожук В. А. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 417-419.



Вопрос делегирования бизнес-процессов, в разных сегментах бизнеса, по сей день стоит очень остро, особенно в нашей стране. Компании монополисты, владельцы крупного бизнеса и практически все сегменты бизнеса за рубежом давно преодолели эту ступень, активно взаимодействуя с аутсорсинговыми агентствами, они масштабируют свой бизнес и добиваются большей прибыльности своего предприятия. Чего не скажешь о наших отечественных компаниях, где процент компаний, которые пользуются услугами аутсорсинговых агентств, мал, но растёт ежегодно.

Вопрос не просто в делегировании полномочий в компании, а некоторых бизнес-процессов, с целью автоматизации процессов в компании. Понятие аутсорсинг, несмотря на то, что появилось оно в середине прошлого столетия, до сих пор не знакомо большому числу бизнесменов в нашей стране. Данным термином оперирует порядка 30–40 % владельцев всех сегментов бизнеса в России. Соответственно, речь не может идти не только о пользовании данным инструментом, но и самом понимании данного термина

Так же, многие компании не видят выгоды для компании при возможном пользовании данным инструментом, в силу не осведомленности с этим видом оказания услуг, боязни того, что данное сотрудничество будет простым вливанием денежных средств в пустую.

Из-за данных проблем и ещё множества других, большая часть бизнеса не может раскрыть свой потенциал и начать зарабатывать. Так же, существует ещё одна весомая причина столь малого пользования аутсорсингом. Многие компании, которые предоставляют в аутсорсинг персонал и берут на обслуживание бизнес-процессы других компаний, подходят к этому «по-дилетантски».

Данные компании портят рынок, в погоне за «лёгкими деньгами», думая, что смогут взять под свою ответственность определенный бизнес процесс, не учитывая мелкие детали. Из-за чего большой процент данных компаний «прогорает» и оставляет негативную реакцию у компаний на само понятие аутсорсинга, как инструмента, помогающего масштабировать бизнес и добиться открытия дополнительных производственных мощностей.

Аутсорсинг давно функционирует и является основным экономическим инструментом в развитых странах, таких как США, Япония и др. Аутсорсинг занял своё место в бизнесе и в средней полосе России. Но остается открытым вопрос «вялого» развития на Дальнем Востоке. Разговаривая с руководителями компаний, можно найти ответ на данный вопрос. Многие руководители среднего бизнеса не доверяют этому инструменту, либо же просто не знают о его полезных свойствах. Важно понять, что пока данный вопрос остаётся открытым, многие компании теряют свою прибыль и их бизнес или стагнирует или регрессирует.

На сегодняшний день, в странах, в которых распространен аутсорсинг, к людям пришло понимание, что чем уже специализация человека, тем более он компетентен в ней. Профессионализм такого человека не вызывает сомнений. Но, зачастую, для средних и мелких предприятий, содержание такого человека в штате это непомерная ноша. Они попросту не могут его оплатить. Тут в силу вступает такое понятие как «аутсорсинг»

Данное понятие имеет множество интерпретаций, и одно из самых ёмких характеризует аутсорсинг, как — передача компанией некоторых бизнес-процессов или производственных функций сторонней организации, которая специализируется в данной области. В отличие от заключения разовых партнерских отношений, договор на аутсорсинг заключается между компаниями на срок больше одного года.

Так же, данный инструмент отличается своим масштабом — некоторые компании предоставляют в аренду человека — «аутстаффинг», другие предоставляют отдел, специализированные на конкретной функции — примером такого аутсорсинга являются так называемые «колл-центры». В таких колл-центрах работают менеджеры по продажам, которые звонят «в холодную» компаниям и предлагают услуги от лица компании заказчика. Ну и самые крупные примеры аутсорсинга, когда компания берет на себя обязательства нескольких отделов — аутсорсинг маркетинга, где компания аутсорсер полностью работает над составлением имиджа компании, её положением на рынке, планами и целями.

Так как аутсорсинг представляет собой передачу бизнес-процессов, не являющихся главными, то видов данного инструмента много. Одни из них это:

 функциональный аутсорсинг (бизнес-процессов) — передача отдельных функций для ведения бизнеса, но которые, в свою очередь, не являются главными у организации. При применении аутсорсинга бизнес-процессов предприятие может делегировать такие функции как:

 управление персоналом,

 финансы и бухгалтерия,

 начисление и учет заработной платы,

 внутренний аудит,

 исчисление налогообложения,

 центры обслуживания потребителей и др.;

 ресурсный аутсорсинг- предусматривает получение в аренду зданий, сооружений, производственных мощностей и комплексов;

 IT аутсорсинг — передача компании-подрядчику функций разработки, внедрения и сопровождения информационных систем. В большинстве своём под этим подразумевается программирование, создание сайтов, разработка и поддержка ПО, обслуживание техники.

 аутсорсинг части ИТ-инфраструктуры (все ИТ-процессы) — классический вид аутсорсинга ИТ-услуг.

Рассмотрим, один наиболее эффективный и популярный вид аутсорсинга — это аутсорсинг отдела продаж. Данная услуга, в данный момент набирает обороты и по праву является самым привлекательным инструментом повышения эффективности деятельности предприятий. Сейчас появляется много компаний, предоставляющие в аутсорсинг совмещённый вариант отдела продаж и части маркетинга компании. Касательно маркетинга, компании берут на себя ответственность за интернет-маркетинг компании заказчика и создают входящий поток потенциальных покупателей, с которым в дальнейшем работает отдел продаж.

В данном варианте, компания заказчик при минимальных вложениях получает полностью упакованный интернет маркетинг и отдел продаж. Стоимость данных услуг варьируется в зависимости от качества предоставляемых услуг, а так же условий сотрудничества. Например, есть компании, которые работают «за результат», то есть, которые анализируя бизнес-процессы потенциального заказчика, маркетинг организации, внутреннюю и внешнюю среду, ставят определенный план продаж, подгоняя его под временные рамки, и обязуются его выполнить в сроки. Компания заказчик оплачивает депозит, необходимый для старта рекламной компании и налаживания процесса приведения клиентов и начинается работа со стороны аутсорсингового агентства.

Плюс данного вида сотрудничества, в том, что заказчик оплачивает депозит в процентном соотношении к общему вознаграждению, причитающемуся агентству в конце сотрудничества. Процент, так же ставится агентством, в зависимости от мероприятий, которые нужно будет реализовать для эффективного привлечения клиентов. Так же, агентство, в случае не выполнения плана продаж гарантирует возврат денег заказчику, либо даёт выбор о продолжении сотрудничества, если план не был выполнен на 10–15 %.

Данный вариант сотрудничества не привлекает потенциальных клиентов из-за первоначальных вливаний денежных средств, не понимая, что для создания новой рекламной компании для данной организации эти средства необходимы, не говоря уже про обучение персонала по продаже данных услуг, создания дополнительных мощностей. Все компании хотят гарантий, работы за результат, но не понимают ценности данного предложения и необходимости первоначальных вложений.

Существуют компании, которые полностью функционируют на аутсорсинге, то есть — все отделы, обеспечивающие жизнеспособность организации находятся в разных местах (возможно даже не в пределах города, региона или страны), без связи друг с другом. Но трудность в такой организации состоит в контроле компаний-аутсорсеров, а так же координации между ними.

Таким образом, можно установить, что, не смотря на безоговорочные плюсы использования аутсорсинга, имеются определенные риски, связанные с ним. Степень риска зависит от внутренних и внешних факторов, а так же от специфики деятельности компании. Вообще, перед принятием решения о сотрудничестве, обе стороны должны оценить потенциальную эффективность от будущей деятельности, и нужно ли это обеим сторонам.

Литература:

  1. Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксенов, И. Альтшулер. — СПб.: Питер, 2009. — 464 c.
  2. Аникин Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б. А. Аникин. — М.: 2009. — 320 с..
  3. Кузнецова Ю. П. Аутсорсинг как способ повышения эффективности партнерских взаимодействий хозяйствующих субъектов // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 9. 184–188 с.
  4. Аникин Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / Б. А. Аникин. — М.: ИНФРА-М, 2003. —187 с..
  5. Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений / Р. Морган. — М.: Баланс Бизнес Букс — 2007.- 288 с.
  6. Хейвуд Дж. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Дж. Хейвуд. — М.: Вильямс — 2004. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle