Библиографическое описание:

Кучеров А. В. Оценка эффективности действующего механизма финансового обеспечения государственных образовательных услуг // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 358-360.



Оценка результативности бюджетного финансирования на оказание государственных услуг — необходимый инструмент управления механизмом финансового обеспечения государственных учреждений, направленный на повышение доступности и качества услуг, увеличение эффективности использования бюджетных средств. В современных условиях оценка результативности расходов на оказание государственных услуг независимо от их содержания сопряжена с рядом ограничений.

Во-первых, это специфика результатов оказания государственных услуг, связываемых с достижением общественно полезных целей. В результатах государственных услуг присутствуют внешние экстерналии, которые, как правило, лишены адекватной количественной характеристики. Оценка их эффективности сводится к определению того, насколько результаты, полученные в ходе осуществления бюджетных затрат, соответствуют поставленным целям развития отрасли (сферы).

Во-вторых, отсутствие открытой информационной базы, содержащей сводные сведения об объемах государственных услуг, оказываемых учреждениями, и величине соответствующего финансового обеспечения. Официальные сведения, размещаемые органами государственной власти, выполняющими функции и полномочия учредителей, ограничиваются информацией о сети государственных учреждений. Эти сведения не содержат данных государственных заданий (контрольных цифр), доводимых до подведомственных учреждений, и степени их выполнения.

В-третьих, практика включения в состав расходов на оказание государственных услуг затрат на иные цели, традиционно обеспечиваемые в рамках финансирования государственных учреждений, но не связанные непосредственно с соответствующей услугой. Например, это включение в состав нормативных затрат на оказание государственных услуг образования расходов на оказание медицинских услуг и библиотечное обслуживание обучающихся в учреждениях образования [2].

В настоящее время увеличение результативности государственных расходов на оказание образовательных услуг связывается с мерами по совершенствованию инструментов финансового обеспечения образования, упорядочению нормативной правовой основы бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений, развитию методологической базы оценки стоимости образовательных услуг. В составе факторов, обеспечивающих результативность государственных расходов, целесообразно разделение финансовых условий деятельности образовательных учреждений и механизма финансового обеспечения, включающего: формы и условия предоставления бюджетных средств, порядок размещения государственного задания (контрольных цифр), процедуры контроля за его выполнением и ответственность государственных учреждений за достигаемые результаты.

Характеристика финансовых условий оказания государственных образовательных услуг предполагает оценку:

 объема бюджетного финансирования образовательных учреждений и уровня расходов на единицу услуг;

 степени соответствия уровня возмещения затрат на оказание государственных образовательных услуг экономически обоснованным расходам, исключающего перекрестное субсидирование;

 степени освоения бюджетных ассигнований образовательными организациями.

Оценка механизма финансового обеспечения государственных услуг предусматривает ответ на вопрос о том, насколько при заданных параметрах бюджетного финансирования механизм предоставления средств ориентирован на стимулирование организаций к достижению общественно значимых результатов в части объема и качества услуг в сфере образования. Риск неполного возмещения в рамках бюджетного финансирования расходов государственных образовательных учреждений на оказание государственных услуг. В ходе оценки уровня бюджетного финансирования следует учитывать структурные приоритеты в затратах, осуществляемых образовательными организациями за счет субсидий на оказание государственных услуг.

Механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений не предусматривает ограничений по определению направлений использования субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг [3]. Между тем требования, устанавливаемые в соответствии с программными задачами и целевыми индикаторами социально-экономического развития, оказывают воздействие на приоритеты государственных учреждений в использовании бюджетных средств.

Структура расходов на оказание государственных образовательных услуг формируется с учетом устанавливаемых требований к уровню оплаты труда работников учреждений, применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе и др.

Приоритетное положение в структуре расходов на оказание государственных образовательных услуг принадлежит затратам на оплату труда и соответствующие выплаты. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» уровень оплаты труда педагогических работников должен быть не ниже 100 % от средней заработной платы по экономике в соответствующем субъекте Российской Федерации [1]. Это требование влечет увеличение доли расходов по данному направлению в структуре нормативных затрат на оказание государственных услуг и необходимость использования внебюджетных источников на возмещение иных расходов, включая содержание государственного имущества.

Оценка используемых в современных условиях инструментов финансового обеспечения государственных услуг в области образования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Оценка результативности бюджетных расходов по оказанию государственных образовательных услуг

Инструменты финансового обеспечения государственных образовательных услуг

Влияние на результативность бюджетных расходов

Государственное задание (контрольные цифры) на оказание государственных услуг

Оказывает прямое влияние на результативность бюджетных расходов. Является основным инструментом регулирования объема услуг, устанавливаемых в соответствии с государственными программами Российской Федерации. Требования к качеству имеют общее описание и не конкретизируются. Характеристика условий оказания государственных услуг (материально-технических, кадровых и т. д.) не предусматривается

Порядок доведения государственного задания (контрольных цифр) на оказание государственных услуг

Оказывает косвенное влияние на результативность бюджетных расходов, стимулируя конкурентные условия функционирования образовательных организаций. Формирование государственного задания (контрольных цифр) осуществляется с учетом результатов мониторинга эффективности деятельности учреждений, в рамках которого оценивается структура кадрового потенциала и повышение квалификации работников, материально-техническая база, степень информатизации и иные факторы, оказывающие прямое влияние на качество государственных услуг и способствующие результативности бюджетных расходов

Методика расчета и порядок предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание государственных образовательных услуг

Влияния на результативность бюджетных расходов не оказывает. Расчет бюджетной субсидии проводится исходя из доведенных показателей объема услуг. Оценка соответствия требованиям и стандартам качества не предусматривается, сокращение объема субсидии при невыполнении установленных показателей государственного задания не осуществляется

Ответственность учреждения за невыполнение государственного задания

Влияния на результативность бюджетных расходов не оказывает. Изменение объема субсидии возможно исключительно при пересмотре государственного задания. Сокращение финансового обеспечения государственного задания после окончания финансового года не осуществляется. Действенный механизм оперативного контроля федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции и полномочия учредителей, за выполнением государственного задания отсутствует. Отсутствует возможность корректировки показателей государственного задания на текущий финансовый год с учетом причин их образования

Можно сделать вывод, что действующий механизм финансового обеспечения государственных образовательных услуг, предоставляемых государственными учреждениями, не оказывает существенного влияния на повышение результативности бюджетных расходов в настоящее время. К тому же, при сохранении действующих нормативов финансового обеспечения государственных образовательных услуг соблюдение требований к организации образовательного процесса и оплате труда работников сопровождается риском неполного возмещения образовательным организациям расходов на оказание этих услуг. Возникает необходимость, с одной стороны, перераспределения средств от оказания платных услуг в пользу расходов по обеспечению государственных услуг, а, с другой — активизации административных инструментов повышения результативности использования бюджетных средств (введения эффективных контрактов с работниками образовательных организаций, развития внутренней системы мониторинга качества услуг и т. п.).

При сложившейся структуре затрат государственных образовательных учреждений, возмещаемых за счет субсидии на выполнение государственного задания, основная роль по финансовому обеспечению качества и развития условий обучения принадлежит иным финансовым источникам:

 собственным средствам учреждений от оказания платных услуг;

 целевым субсидиям (на капитальный ремонт, техническое перевооружение, дооборудование федерального имущества и т. д.);

 специальным субсидиям в рамках реализации государственных программ Российской Федерации (на модернизацию региональных систем образования, на реализацию проектов по подготовке высококвалифицированных кадров для организаций, регионов и др.).

Стимулирование образовательных организаций к обеспечению результативного использования бюджетных средств осуществляется преимущественно через процедуры формирования и доведения государственного задания (контрольных цифр). В этих условиях повышение результативности бюджетных расходов на оказание государственных услуг требует совершенствования механизма их финансового обеспечения, в том числе:

 введения права на сокращение бюджетных ассигнований по результатам выполнения государственного задания после завершения финансового года;

 формирования органами государственной власти, реализующими функции и полномочия учредителей, системы оперативного мониторинга выполнения государственных заданий;

 введения корректирующих коэффициентов к базовым нормативам возмещения затрат в зависимости от оценки качества государственных услуг.

Результативность бюджетных расходов на оказание государственных образовательных услуг диктуется не только масштабами бюджетного финансирования, но и качеством механизма предоставления бюджетных средств. Организация доведения государственного задания (контрольных цифр), формы и условий предоставления бюджетных средств, механизмы контроля за выполнением и ответственности за реализацию государственного задания могут являться действенными инструментами регулирования результатов деятельности образовательной организации.

Литература:

  1. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. Режим доступа.– http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html.
  2. Вадимова И. В. Базовый и ведомственный перечень государственных услуг в образовании /И. В. Вадимова // «Советник в сфере образования» № 6, 2013.– С. 35–40.
  3. Геворкян Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации / Е. Н. Геворкян. М.: Маркет ДС, 2013. — С. 87–96.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle