Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Суставова, Н. П. Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ / Н. П. Суставова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 425-426. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26493/ (дата обращения: 18.04.2024).



Неэффективное использование отраслью жилищно-коммунального хозяйства бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ. В среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:

 Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.

 Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

 Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

 Формирование института эффективного собственника.

 Капитальный ремонт многоквартирных домов.

 Переселение граждан из аварийного жилья.

 Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.

 Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

Можно выделить некоторые промежуточные итоги проводимой реформы:

  1. Приватизация жилья оживила жилищный рынок, дав толчок к строительству новых жилых объектов. Здесь есть проблема: приватизированное жилье без приватизированных жилищных расходов не способствует росту ответственности собственника– отсюда возникновение дебиторской задолженности.
  2. Запущен механизм передачи технического обслуживания жилых домов частным предприятиям (Управляющим компаниям) — они привлекают подрядчиков, организуют работы и одновременно являются ответственным лицом перед потребителем услуги (собственником жилья).
  3. Бремя расходов по оплате содержания, ремонта жилья, а также плата за коммунальные ресурсы легли на плечи собственников. [1] Это справедливо: собственник получает имущество в свое распоряжение и несет расходы, связанные с его содержанием. Однако, по мнению населения за вносимые ими денежные средства качество предоставляемых услуг должно улучшаться.
  4. Остро проявилась проблема роста субсидий и дотаций малоимущим гражданам в качестве компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг. Разработан стандарт, по которому собственные расходы таких граждан не должны превышать доли доходов, определенной федеральным стандартом.
  5. В некоторых регионах начат перевод потребителей (населения) на прямые договорные отношения с поставщиками коммунальных ресурсов- минуя управляющие компании. В этом случае присутствуют плюсы как для поставщиков (четкое отслеживание долгов, моментальное реагирование на рост дебиторской задолженности), так и для управляющих компаний (т. к. УК выступают лишь посредниками между поставщиками и потребителями, то не должны нести ответственность за должников перед поставщиками энергоресурсов).
  6. На собственников возложена новая обязанность- установка, отслеживание исправности собственных приборов учета энергоресурсов. Принимаются законодательные акты, согласно которых к гражданам, не желающим устанавливать индивидуальные приборы учета, будут применяться повышающие коэффициенты при оплате ими ресурсов. Также, согласно Постановления Правительства РФ № 354 собственник обязан самостоятельно предоставлять показания своих приборов учета для ежемесячного расчета потребления ресурсов.
  7. В регионах принимаются программы ресурсосбережения. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а более чем в 30 регионах соответствующие региональные законы. Однако, как показывает практика, есть и минусы в данных законодательных актах- не прописан ожидаемый результат от вводимых мероприятий, т. е. нет экономических критериев, на основании которых можно бы было судить о успехах исполнения данных актов. [3]
  8. При запуске программы реформирования ЖКХ оговаривалось, что товарищества собственников жилья станут главной, преобладающей формой управленческой организации на рынке ЖКХ, однако, как показало время ТСЖ организуются в столь малых количествах, что преобладающей формой управления многоквартирными домами ТСЖ не станет. Главная причина- инертность собственников, граждане не могут тратить дополнительное время на работу в ТСЖ, поэтому считают, что лучше заниматься управлением домов на профессиональной основе, т. е. доверить управление жилым фондом управляющей организации. [4]
  9. Проблема неплатежей в жилищно-коммунальном секторе самым негативным образом сказываются на поставщиках энергоресурсов. Поставщик вынужден вносить сумму налога за отпущенный энергоноситель в полном объеме, в то время как его контрагенты не спешат рассчитаться за полученные ресурсы. С другой стороны в порочном круге оказываются и потребители коммунальных услуг. Реформирование ЖКХ оторвано от реальных доходов и возможностей, задолженность населения год от года растет. Отсюда и управляющие организации не имеют возможности выпутаться из долгов перед поставщиками. [2]

Реформа сферы жилищно-коммунального хозяйства была вызвана необходимостью преобразований в данной сфере, неудовлетворительной работой жилищно-коммунальных служб, большой изношенность инженерных сетей и растущим процентом ветшающего жилья. Выход виделся в переводе сферы в рыночное русло, предоставление гражданам прав собственности на недвижимое имущество обернулось для собственников бременем обязанностей по уплате налогов, сбором средств на капитальный ремонт дома и обязанностью оплачивать все потребленные коммунальные ресурсы, а также текущие ремонты общего имущества.

Перевод целой отрасли (не самой малой в структуре народного хозяйства страны) на рыночные рельсы, конечно, сопровождает немало проблем. К решительному повороту в сфере жилищ- ной политики призывают и слова В. В. Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию: «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах»… Хотелось бы, чтобы такое же понимание проблемы было у всех государственных служащих и чиновников органов местного самоуправления — участников реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.

Литература:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. от 13.07.2015) // Электронный ресурс.URL: http://docs.cntd.ru/document/499010471

  1. Право и инвестиции //Е. В. Агитаев. Реформе ЖКХ — 20 лет: каковы итоги? № 1–2, 2013г. // Электронный ресурс.URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_49_23.htm
  2. Яковлев А. А. Становление рынка жилой недвижимости в истории новейшей России.// Проблемы современной экономики. № 2, 2010 г.// Электронный ресурс.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-rynka-zhiloy-nedvizhimosti-v-istorii-noveyshey- rossii
  3. Реформа ЖКХ:итоги и перспективы // Электронный ресурс. URL: http://socialexpo.ru/index.php?page=reforma-zhkh-itogi-i-perspektivy
Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, гражданин, дебиторская задолженность, жилой фонд, поставщик, поставщик энергоресурсов, ресурс, услуга.


Похожие статьи

Дебиторская задолженность как негативный фактор...

дебиторская задолженность, управляющая компания, должник, жилой фонд, собственник, сфера ЖКХ, образовавшаяся задолженность, коммунальная услуга, Жилищный Кодекс РФ, взыскание задолженности.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ

- рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму

жилищно-коммунальное хозяйство, услуги ЖКХ, реформа ЖКХ, коммунальные системы...

Актуальные нарушения законодательства в сфере...

Тема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной и злободневной в России.

Не менее актуальной является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом.

Стоит рассмотреть еще одну проблему управляющих компаний — отношения с поставщиками ресурсов.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, квалификационный экзамен...

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на...

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в котором занято более 2 млн. человек

Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги.

Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых...

Жилищно-коммунальное хозяйство. Опубликовано в.

повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов

Зависимость экономики Китая от внешних поставщиков энергоресурсов.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является модернизация технологии оказания услуг и гарантия их качества.

«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации...

Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры.

возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда.

Дебиторская задолженность как негативный фактор...

дебиторская задолженность, управляющая компания, должник, жилой фонд, собственник, сфера ЖКХ, образовавшаяся задолженность, коммунальная услуга, Жилищный Кодекс РФ, взыскание задолженности.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ

- рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму

жилищно-коммунальное хозяйство, услуги ЖКХ, реформа ЖКХ, коммунальные системы...

Актуальные нарушения законодательства в сфере...

Тема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной и злободневной в России.

Не менее актуальной является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом.

Стоит рассмотреть еще одну проблему управляющих компаний — отношения с поставщиками ресурсов.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, квалификационный экзамен...

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на...

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в котором занято более 2 млн. человек

Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги.

Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых...

Жилищно-коммунальное хозяйство. Опубликовано в.

повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов

Зависимость экономики Китая от внешних поставщиков энергоресурсов.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является модернизация технологии оказания услуг и гарантия их качества.

«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации...

Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры.

возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда.

Похожие статьи

Дебиторская задолженность как негативный фактор...

дебиторская задолженность, управляющая компания, должник, жилой фонд, собственник, сфера ЖКХ, образовавшаяся задолженность, коммунальная услуга, Жилищный Кодекс РФ, взыскание задолженности.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ

- рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму

жилищно-коммунальное хозяйство, услуги ЖКХ, реформа ЖКХ, коммунальные системы...

Актуальные нарушения законодательства в сфере...

Тема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной и злободневной в России.

Не менее актуальной является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом.

Стоит рассмотреть еще одну проблему управляющих компаний — отношения с поставщиками ресурсов.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, квалификационный экзамен...

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на...

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в котором занято более 2 млн. человек

Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги.

Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых...

Жилищно-коммунальное хозяйство. Опубликовано в.

повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов

Зависимость экономики Китая от внешних поставщиков энергоресурсов.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является модернизация технологии оказания услуг и гарантия их качества.

«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации...

Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры.

возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда.

Дебиторская задолженность как негативный фактор...

дебиторская задолженность, управляющая компания, должник, жилой фонд, собственник, сфера ЖКХ, образовавшаяся задолженность, коммунальная услуга, Жилищный Кодекс РФ, взыскание задолженности.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ

- рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму

жилищно-коммунальное хозяйство, услуги ЖКХ, реформа ЖКХ, коммунальные системы...

Актуальные нарушения законодательства в сфере...

Тема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной и злободневной в России.

Не менее актуальной является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом.

Стоит рассмотреть еще одну проблему управляющих компаний — отношения с поставщиками ресурсов.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, квалификационный экзамен...

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на...

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в котором занято более 2 млн. человек

Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги.

Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых...

Жилищно-коммунальное хозяйство. Опубликовано в.

повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов

Зависимость экономики Китая от внешних поставщиков энергоресурсов.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является модернизация технологии оказания услуг и гарантия их качества.

«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации...

Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры.

возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда.

Задать вопрос