Библиографическое описание:

Шевченко Е. В. Опыт подготовки будущих педагогов-психологов к работе с принимающими семьями в России // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 755-758.



Ключевые слова: принимающие семьи, замещающие семьи, социальные сироты, профессиональная подготовка педагогов-психологов.

В РФ численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в принимающих семьях, на 2015 год составила около 400 000. Сразу надо оговориться, что в современном российском законодательстве закреплен термин «замещающие родители». Однако мы разделяем мнение психологов детского фонда «Виктория», что «кровных родителей «заместить» нельзя, но новая семья вполне может «принять» ребенка, обеспечив все то, что и подразумевает термин «принятие»: сочувствие, поддержка, понимание» [1, с. 9]. Поэтому в нашем исследовании семьи и родители — принимающие.

С увеличением числа детей, размещаемых в семьи, сразу явно обозначились и проблемы в данной области. Среди наиболее острых можно выделить случаи жестокого обращения с детьми со стороны принимающих родителей и повторные отказы от детей.

Изучение случаев отмены усыновлений показывает, что некоторых «возвратов» воспитанников можно было бы избежать, если бы взрослые были лучше подготовлены к преодолению возникающих трудностей. Из всего этого неизбежно следует вывод: активное развитие института принимающей семьи в России требует освоения новых подходов и форм работы. Причем, прежде всего, важно тщательно продумать и выстроить систему поддержки и качественной психолого-педагогической помощи принимающим семьям.

В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс обучения кандидатов в принимающие родители, дать максимально объективную оценку личности будущих родителей, помочь развитию их воспитательских компетенций, используя новые методы и формы работы. В дальнейшем такой специалист должен сопровождать принимающую семью, помогая адаптации ребенка и родителей к совместной жизни.

Для оптимизации процесса разработки учебно-методического комплекса для студентов — педагогов-психологов, которые будут постигать основы работы с принимающими семьями, нами был изучен имеющийся отечественный опыт по подготовке специалистов такого профиля. Результаты исследования мы приводим в этой статье.

Анализ научных источников показал, что в нашей стране работа педагога-психолога с принимающими семьями как направление научного знания на сегодняшний день находится в стадии становления, хотя опыт, идеи, принципы защиты детства и социального воспитания существуют уже давно. Доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики социальной работы Российской академии образования В. Г. Бочарова по этому поводу отмечает: «Социальная работа в России все предшествующие годы развивалась непосредственно на местах, где формировались и совершенствовались ее различные модели, формы и технологии, проводились научные исследования в этой области» [2, с. 65].

Поставив перед собой задачу разработки основных положений программы подготовки будущих педагогов-психологов, мы изучили исторический опыт и современные подходы к подготовке специалистов и попытались выделить ведущие идеи и принципы этой подготовки.

Итак, и в отечественной, и в зарубежной практике она идет по двум основным направлениям:

  1. подготовка (переподготовка) работающих педагогов к деятельности в учреждениях для детей-сирот;
  2. подготовка принимающих родителей (усыновителей, опекунов, патронатных воспитателей, матерей-воспитательниц) к воспитанию в семье.

В первом направлении — подготовке (переподготовке) педагогов к работе в учреждениях для детей-сирот — мы выявили определенные традиции. В периоды, когда проблема сиротства стояла крайне остро, государство предпринимало определенные шаги для жизненного устройства обездоленных детей, однако самой подготовке специалистов для работы с сиротами не уделялось достаточного внимания.

Анализ исторической практики позволил нам выявить ведущую тенденцию в создании требующихся педагогических кадров, которая возникла с момента организации сиротских учреждений в царской России. Её суть заключалась в соблюдении преемственности воспитания, проще говоря — воспитателями становились выпускники этих же учреждений.

К. Д. Ушинский писал: «…в числе различных назначений, избираемых для сирот, воспитываемых на счет правительства, назначение педагогическое должно занимать первое место». Он предлагал также организовать подготовку учителей для народных школ при сиротском заведении [3, с.42].

Вообще тенденция «выращивания» кадров для работы с сиротами наблюдается и в мировой практике. Так, А. Г. Франке, создатель первых сиротских домов и приютов в Германии, главной целью их организации считал осуществление подготовки в нем учителей [4, с.274]. Как результат — в детских деревнях Г. Гмайнера большинство воспитателей были выпускниками этой же системы.

В нашей стране после революции, гражданской и мировой войны ликвидация сиротства в России породила кадровую проблему. В ее решении были задействованы люди, в большинстве своем не имеющие педагогического образования, — коммунисты, комсомольцы, рабочие [5. с.351]. В итоге воспитанием детей-сирот нередко занимались случайные люди, по воле судьбы оказавшиеся в числе педагогов и воспитателей детских домов.

Между тем, о значении специальной подготовки настойчиво говорил гениальный педагог и талантливый писатель А. С. Макаренко: «Необходимо пересмотреть программы педагогических вузов и техникумов как со стороны подготовки к преподаванию, так и со стороны специальной подготовки к воспитательной работе учителя» [6. с.172]. Некоторые свои идеи он претворил в жизнь: так, в трудовой коммуне им. Дзержинского Антон Семенович вообще отказался от воспитателей, доверив воспитательные функции самим воспитанникам.

В 20-х годах XX века в связи с широким развитием социальной педагогики в России началась подготовка социальных педагогов, включавшая в себя изучение анатомии, физиологии, гигиены, детской психологии, психопатологии и уголовной социологии. Большое внимание уделялось практической подготовке студентов, в ходе которой они овладевали умениями и навыками социально-педагогической работы в детприемниках, коллекторах-распределителях, детдомах, детских комнатах, школах-интернатах [7. с.20]. Однако «после разгрома педологии и старого, дореволюционного корпуса России» [8], когда были прекращены все исследования в области социального воспитания, подготовка социальных педагогов прекратилась. В детских домах и колониях, как уже упоминалось выше, стали работать учителя, не имеющие специальной подготовки.

С сожалением приходится констатировать, что и на сегодняшний день тема подготовки педагога-психолога к работе с принимающими семьями разработана слабо. Анализ образовательных программ психолого-педагогического направления ВУЗов выявил лишь наличие некоторых тем в курсах «Социальная педагогика», «История социальной педагогики», «Семьеведение», посвященных работе с социальными сиротами.

На данный момент лишь в ряде городов РФ (Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Кострома и др.) есть очные и дистанционные курсы по подготовке специалистов, психологов, социальных работников, взаимодействующих с принимающими семьями. Программы имеют схожие модули и включают теоретические и практические занятия по таким темам, как «Основные факторы, влияющие на будущее здоровье приемного ребенка», «Федеральное и региональное законодательство в сфере опеки и попечительства», «Формы семейного устройства и их развитие в Калининградской области», «Сопровождение семей, принявших детей на воспитание. Психолого-педагогический аспект», «Диагностика кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, усыновители», «Особенности организации работы с замещающей семьей» и другие.

Многообещающий опыт в этом направлении накоплен в республике Карелия. Для обучения психологов, педагогов, специалистов и руководителей детских домов там разработаны специальные программы. Важным, по нашему мнению, является то, что обучение проходит непосредственно на рабочем месте, в 10 детских домах республики. Программы построены по блочно-модульному типу — это позволяет осуществлять процесс обучения в различных условиях, делая систему передачи знаний более гибкой.

И, тем не менее, изучение опыта образовательных учреждений по данному направлению позволяет сделать следующее заключение: в нашей стране существует определенный опыт подготовки специалистов по отдельным проблемам, однако говорить об имеющейся целостной системе подготовки в вузах педагогов-психологов, способных работать с принимающими семьями, говорить пока рано: мало внимания уделяется практическому обучению, слабо разработаны содержательные и методические основы практической подготовки специалиста.

Итак, для создания качественной и всеобъемлющей программы подготовки студентов к работе с принимающими семьями предстоит еще многое сделать. При этом важно помнить, что в имеющемся опыте существуют идеи, которые следует учитывать при разработке вышеупомянутой программы. Не лишне будет еще раз перечислить их. Во-первых, историческая практика показывает, что наиболее успешно находят контакты с принимающими семьями те люди, у кого за плечами уже есть практический опыт работы с социальными сиротами. Во-вторых, обучение должно обязательно опираться на практику: идеально, если организация процесса этого самого обучения будет осуществляться непосредственно на базе сиротского учреждения, а к преподаванию привлекаться практические работники. В-третьих, содержание программы подготовки целесообразно выстраивать по блочно-модульному типу.

Это и многое другое позволило бы сделать работу по социальной защите детей-сирот и поддержке принимающих семей более эффективной, адресной, что, безусловно, способствовало бы более успешной реализации государственной социальной политики в России.

Литература:

  1. Школа принимающих родителей: Методическое пособие. — М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. — 206 с. — (Семья для ребенка).
  2. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: Монография. М.: Институт педагогики социальной работы РАО, 1999. — 184 с.
  3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 // Под ред. А. И. Пискунова. М., Педагогика, 1974. — 438 с.
  4. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Ч.1: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. СПб.: Алетейя, 2000. — 425 с.
  5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. /Составители: А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
  6. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  7. Лодкина Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика. М. — Вологда: Русь, 1997. — 141с.
  8. Семенов В. Д. Социальная педагогика: проблемы и пути решения. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1991. — 34 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle