Библиографическое описание:

Очилова Н. Р., Мамасалиев М. М. Структура образа жизни молодежи Узбекистана на современном этапе развития // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 587-588.



In the article is given youth lifestyle structure and its important place in the society. Political and economical reforms are defined that an important place.

Keywords: lifestyle structure, youth, condition, modern, reform, education.

Изучение структуры образа жизни узбекской молодежи в современных условиях в качестве исходной позиции требует, прежде всего, учета закономерности возникновения и развития психической формы отражения действительности. Президент Узбекистана И. А. Каримов, определяя цели и задачи построения независимого государства, особо подчеркивает, что главной опорой в достижение республикой великого будущего является личность, вобравшая в себя вершинные рубежи культурного и исторического наследия, гуманистические традиции народа. Именно личность выдвигается на первый план политических и экономических реформ, на это и направлено реформирование социально- политического и экономического пространства нашего государства.

В своих обычных суждениях о молодежи мы довольно часто стремимся выявить эволюции личности, изменение черт характера, интересов, потребностей, увлечений, видов деятельности и образа жизни. Разумеется, эти перемены не всегда положительны. Нередко они свидетельствуют о деградации, перерождении личность, появлении антиобщественных целей и форм поведения. Поэтому выявление факторов и механизмов изменения человека — важная научная и социальная проблема.

Данные современной науки и практики констатируют правильный, на наш взгляд, на уровне сегодняшнего дня, факт генезиса психики животных, психики обыденного и научного уровней создания человека и общества, основные отличия психики человека от психики животных.

Вообще формирование психики как идеального явления по теории антропогенеза как естественной эволюции человека связано с усложнением и развитием форм жизни в качестве взаимосвязанных переходов от менее сложных биологических систем к более сложным, с образованием качественно новых элементов по принципу преемственности и, соответственно, с усложнением форм взаимодействия живых систем окружающей средой.

Особенность психики молодежи — осознание действительности, обеспечивающее социальное предвидение и на этой основе возможность планирования своих действий. Кроме того, переход к высшей форме развития психики в процессе формирования человека и общества и соответственно сознания человека как высшей формы отражения действительности в идеальных образах был связан с глубокими качественными перестройками органов психики, в первую очередь мозга.

У человека механизмы нервной деятельности дополнялись механизмами второй сигнальной системы- сигнализацией действительности словам, речью. В этом плане человек как личность есть продукт общественного, исторического развития.

В структуре образа жизни молодого человека важное место занимает организации его культурного досуга. В республике созданы необходимые условия для содержательного отдыха молодежи. За предшествующие годы сформировалась целая плеяда крупных писателей, артистов, художников, композиторов, работников, кино и телевидения, произведения которых составляют «духовную пищу» молодежи. Искусство наших мастеров, сохраняя лучшие народные традиции, формирует в общественном сознании населения такие высокие качества, как патриотизм, человеколюбие, чувство дружбы, межнационального единства.

В распоряжении молодых людей — десятки различных театров и концертных организации, художественных эстрадных коллективов и др. По — прежнему излюбленной формой проведения досуга молодежи остаются кино, просмотр телепередач, видеотехника. При этом, как правильно подчеркивается в литературе, нужно полнее использовать возможности библиотек, клубов, домов и дворцов культуры, парков отдыха музеев и других учреждений, разрабатывать и проводить в жизнь соответствующие мероприятия, направленные на воспитание и формированные качественно новой демократической и осознанной общественной психологии молодежи Узбекистана.

Массовым тиражом издаются газеты, журнал, книги, которые несут для подрастающего поколения большую информацию о происходяўих в стране и мире событиях, способствуют их всестороннему нравственному и культурному совершенствованию. Все завоевания национальной культуры поставлены на службу народу, молодежи. Для них в республике открыты свыше 6 тыс. массовых библиотек, около 4 тыс. клубных учреждений и мн. др.

Как подчеркивает И. А. Каримов, “сегодня начался новый этап экономических реформ. В первую очередь, в нашей жизни видны духовные и материальные изменения. У людей меняются психология, мировоззрение, отношение к имуществу и к труду. Они стали положительно относиться к частному бизнесу, предпринимательству...

У нас великое прошлое. Наша национальная культура представляет одну из ярчайших страниц мировой цивилизации. На прояжении долгих лет наше прошлое предавалось забвению, принижалось. Наконец, взошло солнце независимости, и мы начали возрождать наши национальные ценности...

Я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Отдельные личности, зачарованные красивыми словами о прошлом и будущем, думают ли о ныне живущих, не забывают ли о духовном и нравственном развитии наших детей, молодежи?

Будущее не приходит само собой. Оно создается сегодняшним кропотливым трудом. Созданное сегодня нами принадлежит и будущему. Если мы сегодня второпях что-то забудем, то будущее поколения окажутся лишены этого.

Общество не может жить без культуры, без духовных, нравственных традиций. Общество, которые попирает их, в конце деградирует.

К сожалению, похоже, что некоторые наши руководители и предприниматели до конца не осмыслили эту простую истину. [2]

Образ жизни дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности человека: его труд, быт, общественную деятельность и культуру, выявлять причины его поведения (стиль жизни), обусловленного укладом уровнем жизни. Образ жизни определяет мышление, поведение человека, выработку нравственных качеств.

Таким образом, характеризуя образ жизни как важную особенность и предпосылку становления общественной психологии молодежи и прослеживая все составляющие, мы можем сделать следующие выводы:

образ жизни- философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества (труд, быт, досуг, культура, стиль жизни и т. д.) в их единстве с условиями жизни;

наследование молодым поколением позитивных элементов норм и ценностей образа жизни предшествующих поколений и их приращение предопределяются всей совокупностью общественных отношений в процессе целенаправленной идейно-воспитательной работы в семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, высшей и средней специальных учебных заведениях и в трудовых коллективах;

формирование образа жизни современной молодежи, соответствующего общепринятым стандартам,-сложный диалектический процесс, не сводимый к простому заучиванию существующих норм общественной жизни и поведения. Значительная роль в его формировании принадлежит активному выбору молодым человеком как личностью своего жизненного пути, целенаправленной выработке ценностных ориентации на основе личного опыта;

коренная ломка прежней идеологическо-организационной структуры выдвинула в качестве ведущего элемента образ жизни молодежи семью, которой возвращаются ее природно-сущностные функции в формировании и становлении личности. В свою очередь, это предопределит качественные перемены и в общественной психологии молодежи, ее мышлении и поведении.

Литература:

  1. И. А. Каримов Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: Узбекистан,1996. С.48.
  2. И. А. Каримов Наша цель: свободная и процветающая Родина. Ташкент: Узбекистан, 1996. С. 212, 221, 222, 224.
  3. Идеи национальной независимости: основные понятия и принципы. Ташкент: Узбекистан, 2001. С.64.
  4. Юлов В. Ф. Концепции современного естествознания. Киров: ВГПУ, 1997. С.63, 227, 229, 240,
Основные термины (генерируются автоматически): образа жизни, общественной психологии молодежи, жизни молодежи, образа жизни молодежи, молодежи Узбекистана, образ жизни, формы отражения действительности, жизни узбекской молодежи, Особенность психики молодежи, психики животных, отличия психики человека, жизни молодежи семью, жизни современной молодежи, образа жизни молодого, Образ жизни, психологии молодежи Узбекистана, стиль жизни, факт генезиса психики, перестройками органов психики, форме развития психики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle