Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Макаров, А. В. Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога) / А. В. Макаров, М. Р. Феофилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26473/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий организации взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенчество, вуз, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.

В современной социокультурной ситуации одним из приоритетов молодежной политики является реализация принципа межведомственного взаимодействия между социальными институтами, обусловливающими качественное развитие личности. Рассматривая проблему воспитания в студенческой среде, целесообразно обратить внимание на взаимодействие воспитательного пространства вуза с учреждениями социально-культурной сферы.

В нашем исследовании данная проблема изучается на примере описания опыта сотрудничества факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» с МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога на протяжении 2011–2015гг., с которым заключен договор о сотрудничестве.

Рассмотрим основные педагогические условия взаимодействия данных учреждений:

1) интеграция деятельности вуза и Дворца молодежи в рамках педагогической практики, во время которой студент-практикант под руководством преподавателя-методиста от кафедры и методиста социально-культурного учреждения знакомится с социальным паспортом базы прохождения педпрактики, принимает участие в подготовке и проведении развивающих, социальных, воспитательных мероприятий, разрабатывает и проводит зачетные мероприятия. Особое место занимает деятельность студентов-практикантов в условиях работы т. н. летних пришкольных лагерей, функционирующих на базе Дворца молодежи. Такая форма работы получила название инструктивно-методического лагеря «Шаг в лето». В рамках инструктивно-методического лагеря студенты имеют возможность разработать и апробировать свои сценарные планы как элемент методической деятельности, организовать работу временного разновозрастного отряда, проявив лидерские качества, необходимые отрядному вожатому, педагогическое мастерство и др.

Формат организации летних пришкольных лагерей позволяет студентам применить на практике знания, полученные в ходе учебных занятий в рамках предметной подготовки по профилям психолого-педагогического направления. Однако условия временного коллектива пришкольного лагеря требуют дополнительной помощи практикантам в аспекте психолого-педагогического сопровождения указанных групп. Анализ проводимых мероприятий за отчетный период позволяет сделать вывод, что наиболее популярны среди детско-юношеской аудитории патриотические акции («День России»), игровые программы в стиле «стартинэйджер», эстафеты, творческие мастер-классы и др. формы («Танцуй, пока молодой», «Робинзонада», «Легко, если вместе» и др.).

2) поддержка студенческих инициатив в аспекте деятельности органов студенческого самоуправления позволяет прийти к выводу, что приоритетными направлениями совместной деятельности являются волонтерство и здоровый образ жизни как идеология современной молодежи [1]. Данное направление сотрудничества особенно актуально, так как добровольческий ресурс востребован как при проведении мероприятий по проекту «Кипарис» [2], станционных интерактивных программ на летних спортивных дворовых площадках (например, конкурсной программы «Палитра лета» для детей, проживающих в микрорайоне «Русское поле» г. Таганрога), акций к календарным праздникам (Дню России, «Масленичный разгуляй», «315 признаний в любви Таганрогу», «Весенняя неделя Добра», «Вектор дружбы», «Малые Олимпийские игры» и др.), так и тематических программ («Все стили в силе», «Шаг навстречу» и др.).

Большое количество мероприятий направлено на повышение уровня антинаркотической культуры и реализации позитивных ценностей в молодежной среде (конкурсная программа в интерактивном режиме «Мое здоровье — мое будущее», «Экстремальный забег», спортивные соревнования между молодыми семьями «Здоровая семья — счастливая страна», информационно-профилактическая тренинг-сессия «Жить — это интересно!», программа по профилактике конфликтов «Путешествие в страну «ДРАКОНиЯ», открытый кураторский час «Молодежные субкультуры: жизнь вне общества или источники разнообразия модных стилей?» и др.);

3) интерес к реализации студенческих инициатив со стороны администрации вуза и Дворца молодежи формируется в процессе проведения круглых столов, дискуссионных встреч студенческого актива с руководством указанных учреждений: вопрос об итогах и перспективах развития студенческого самоуправления неоднократно рассматривался во время встреч с деканом, Студенческого совета и др.; отчетного мероприятия участников 2-го форума волонтеров «Под флагом Доброй Воли», круглых столов «Развитие толерантности как приоритетное направление социально-педагогической деятельности», «Под сенью «Кипариса», «Перспективы развития волонтерского движения в г. Таганроге. Добровольчество — стиль жизни», тематического практического семинара «Содружество волонтеров с воспитанниками детского дома как условие, способствующее успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обучающего семинара для студентов-волонтеров по подготовке к профориентационной работе со школьниками, Областного семинара-совещания заместителей директоров детских домов по учебно-воспитательной работе «Социокультурная проектная деятельность как средство социализации воспитанников детского дома» и др.;

4) отдельный блок социально-культурных мероприятий реализуется в рамках деятельности клубных объединений Дворца молодежи. Так, члены Клуба молодых семей неоднократно становились участниками тематических мастер-классов по кардмейкингу, твистингу, психопластике и др., подготовленных студентами-волонтерами; вместе с участниками «Школы выживания» Дворца молодежи студенты-волонтеры помогли организовать практическую игру на местности «Мир без опасности», главной целью которой было приобретение знаний и умений о способах деятельности в экстремальных условиях, и др.

5) тесное взаимодействие учреждений высшего образования и социальной-культурной сферы позволяет максимально использовать широкие возможности моделирования и проектирования социально-культурных программ. При этом содержание воспитания как формирования базовой культуры личности студента помогает ему переключаться с позиции зрителя, участника на позицию модератора, организатора различных мероприятий эстетической направленности — таких, как творческая встреча с писателями Л. А. Юзефовичем и Т. А. Сотниковой в рамках VI-го и VII-го Чеховских книжных фестивалей; праздничные программы в рамках «Чеховской декады» «Любил он смех без злобной шутки», «Он звал потомков землю украшать.».., салон общения «Жизнь прекрасна»; вечер русской поэзии «Отговорила роща золотая», посвященный 120-летию со дня рождения С. А. Есенина; творческая встреча из цикла музыкальных программ «Гений чувства», посвященных 175-летию П. И. Чайковского, музыкальный салон «Времена года»; конкурс литературного мастерства «Души прекрасные порывы»; мастер-класс по групповой импровизации «Актер на час» и др.

В рамках цикла творческих встреч «Есть интересные люди в Таганроге» студенты познакомились с такими известными представителями различных профессий, как зав. Отделом Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника А. А. Цымбал и участницей Олимпийских игр в г. Лондоне, чемпионкой мира по прыжкам на батуте В. Ворониной и др.

6) использование инновационных форм с опорой на лучшие традиции воспитательного процесса позволяет получать важный эмоционально-образный контакт с молодежной аудиторией в таких мероприятиях экологической направленности (акция «Скверная пятница», акция «Войди в природу другом», посвященная Дню птиц и др.); патриотической направленности (интерактивная военно-патриотическая игра «Большие маневры», танцевальный флешмоб «Молодежь — ветеранам», фестиваль военных песен в Центре социального обслуживания населения г. Таганрога, молодежная акция «Дороги Победы», мастер-класс по социальному проектированию и др.; «внутренних» воспитательных мероприятиях для студентов (Посвящение в студенты, День учителя и др.), проводимых на базе Дворца молодежи, и др.

7) совместное освоение информационной среды предполагает активную работу в оформлении основного контента официальных сайтов, а также продвижение информации о реализуемых проектах в социальных сетях;

8) развитие учебно-методического сопровождения в рамках магистерской программы «Педагогика социально-культурной деятельности» в условиях вуза позволяет обобщать накопленный опыт и тиражировать информацию о полученных результатах в рамках межведомственного взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение вопроса о педагогических условиях взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи определяется условиями педагогической практики, наличием совместных социально-культурных проектов, основными направлениями волонтерской деятельности, поддержкой инициатив представителей студенческого самоуправления со стороны администрации учреждений обоих типов, деятельностью клубных объединений Дворца молодежи, использованием инновационных форм с опорой на лучшие традиции воспитательного процесса, совместным освоением информационной среды, а также развитием учебно-методического сопровождения в рамках магистерской программы «Педагогика социально-культурной деятельности».

Литература:

  1. Макаров А. В. Здоровый образ жизни как идеология современной молодежи: профилактическая работа в условиях образовательной организации: Учебное пособие / Под редакцией А. Е. Фатеева. Таганрог, 2013. — 128с.
  2. Макаров А. В. К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2016. — № 1. — С. 230–234.
Основные термины (генерируются автоматически): таганрог, социально-культурная деятельность, баз Дворца молодежи, инструктивно-методический лагерь, межведомственное взаимодействие, мероприятие, педагогическая практика, рамка, социально-культурная сфера, студенческое самоуправление.


Ключевые слова

вуз, формы, педагогическая практика, студенчество, социально-культурная деятельность, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи.

В сравнении с прошлыми годами, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних...

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития...

На сегодняшний день детский оздоровительный лагерь понимают как особый социальный институт, естественным образом

Примером для этого может послужить выездной инструктивно-методический лагерь в рамках «Школы вожатых» для детских лагерей, цель...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Моделирование социально-культурной деятельности...

«Социально-культурная деятельность предполагает культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию индивида в процессе производства...

Степень научной разработанности социокультурного...

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, досуг, молодежный досуг, студенческая молодежь, социокультурное проектирование.

Педагогические условия развития патриотизма молодежи...

Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного...

- «Развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления, содействие

В рамках решения изложенной проблемы был разработан социально значимый проект

Кроме того, для развития социальной активности молодежи на базе образовательных учреждений...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи.

В сравнении с прошлыми годами, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних...

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития...

На сегодняшний день детский оздоровительный лагерь понимают как особый социальный институт, естественным образом

Примером для этого может послужить выездной инструктивно-методический лагерь в рамках «Школы вожатых» для детских лагерей, цель...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Моделирование социально-культурной деятельности...

«Социально-культурная деятельность предполагает культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию индивида в процессе производства...

Степень научной разработанности социокультурного...

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, досуг, молодежный досуг, студенческая молодежь, социокультурное проектирование.

Педагогические условия развития патриотизма молодежи...

Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного...

- «Развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления, содействие

В рамках решения изложенной проблемы был разработан социально значимый проект

Кроме того, для развития социальной активности молодежи на базе образовательных учреждений...

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи.

В сравнении с прошлыми годами, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних...

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития...

На сегодняшний день детский оздоровительный лагерь понимают как особый социальный институт, естественным образом

Примером для этого может послужить выездной инструктивно-методический лагерь в рамках «Школы вожатых» для детских лагерей, цель...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Моделирование социально-культурной деятельности...

«Социально-культурная деятельность предполагает культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию индивида в процессе производства...

Степень научной разработанности социокультурного...

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, досуг, молодежный досуг, студенческая молодежь, социокультурное проектирование.

Педагогические условия развития патриотизма молодежи...

Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного...

- «Развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления, содействие

В рамках решения изложенной проблемы был разработан социально значимый проект

Кроме того, для развития социальной активности молодежи на базе образовательных учреждений...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи.

В сравнении с прошлыми годами, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних...

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития...

На сегодняшний день детский оздоровительный лагерь понимают как особый социальный институт, естественным образом

Примером для этого может послужить выездной инструктивно-методический лагерь в рамках «Школы вожатых» для детских лагерей, цель...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Моделирование социально-культурной деятельности...

«Социально-культурная деятельность предполагает культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию индивида в процессе производства...

Степень научной разработанности социокультурного...

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, досуг, молодежный досуг, студенческая молодежь, социокультурное проектирование.

Педагогические условия развития патриотизма молодежи...

Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного...

- «Развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления, содействие

В рамках решения изложенной проблемы был разработан социально значимый проект

Кроме того, для развития социальной активности молодежи на базе образовательных учреждений...

Задать вопрос