Библиографическое описание:

Гришкова Д. Ю. Расчет вероятности отказа проектируемого складского комплекса // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 32-36.

 

Решение о запрете импорта продовольствия из определенных стран Запада дало толчок для стимулирования развития отечественного аграрного потенциала. Наиболее крупным аграрным сектором в Сибирском регионе является Алтайский край. Для бесперебойного снабжения регионов сельскохозяйственной продукцией необходимо разрабатывать меры в следующих основных циклах:

                    производство основных видов сельскохозяйственной продукции;

                    транспортировка их к распределительным складам или местам временного хранения;

                    развитие распределительных складов;

                    транспортировка их непосредственно к местам временного хранения по регионам.

Таким образом, учитывая аграрную специфику края и ожидаемую динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции, приоритетность развития пищевой и перерабатывающей промышленности, необходимо разработать меры, в том числе и для оптимального использования распределительных комплексов.

Крупные распределительные комплексы целесообразно развивать на территориях уже имеющихся грузовых дворов, тяготеющих к железнодорожным станциям. К крупной станции, обслуживающий Алтайский край относится станция Барнаул. На этой станции имеется грузовой двор с необходимой инфраструктурой и транспортными развязками.

С учетом наличия свободного места на территории грузового двора и удобного подвода железнодорожных и автомобильных путей предлагается запроектировать современный складской комплекс категории «А», предназначенный для переработки тарно-штучных паллетированных грузов, в том числе для сельскохозяйственной упакованной продукции: крупа, мука, макароны и другое. План проектируемого складского комплекса приведен на рисунке 1.

Площадь нового складского комплекса предположительно составит 2080 м2, длина 130 м, ширина 16 м и высота 10 м. Складской комплекс будет иметь по трое ворот с каждой стороны, автомобильную и железнодорожную рампы.

Размещение стеллажей выбрано продольное. При продольном размещении стеллажей по площади склада будут располагаться сдвоенные стеллажи по 4 секции в 2 ряда, как показано на рисунке 1. Между секциями также запроектированы необходимые проходы и проезды. Емкость склада составит 2240 поддоно-мест.

Рис. 1. План проектируемого складского комплекса с продольным расположением стеллажей

 

При проектировании нового складского комплекса важную роль играет стабильность и эффективность его работы, так как они оказывают влияние на экономическую сторону работы склада, а также и на остальные звенья логистической цепи доставки товаров. В связи с этим, при проектировании складского комплекса необходимо заложить необходимые резервы работы систем склада, для того, чтобы обеспечить его надежность.

Надежность работы склада рассчитывается по двум аспектам:

                    определяется вероятность отказа в приеме груза зоной хранения;

                    определяется резерв вместимости терминально-складского комплекса.

Определим вероятность отказа работы в зоне хранения при заданной вместимости склада. Склад представляет собой систему, состоящую из «В» ячеек, каждая из которых принимает на хранение одну партию груза. Если в момент прибытия очередной партии груза свободна хотя бы одна ячейка, то склад принимает груз на хранение.

Критерием надежности функционирования является вероятность отказа, т. е. вероятность того, что в момент поступления партии груза все обслуживающие ячейки будут заняты.

Рассчитаем среднесуточное поступление:

,(1)

где  — годовое поступление партий поддонов на склад, партий;

365 — количество дней в году.

Годовое поступление поддонов на склад составляет 61824 поддона в год, каждая партия приблизительно составляет 18 поддонов, тогда равна 3435 партий. Таким образом, среднесуточное поступление поддонов на склад составляет:

партии/день(2)

Также необходимо рассчитать интенсивность обслуживания:

,(3)

где  — среднее время хранения партии груза на складе, сут.

Среднее время хранения партии груза на складе составляет 10 суток.

(4)

Определим вероятность отказа приема складом партий груза:

(5)

где n — расчетное число ячеек хранения на складе;

,(6)

ячейки(7)

(8)

Таким образом, вероятность отказа составляет 7,9 %.

Практически безотказная работа склада обеспечивается при вероятности отказа 4–5 %. Таким образом, необходимо увеличивать n на 1 до достижения 0,05.

Рис. 2. Зависимость вероятности отказа от количества условных ячеек

 

На рисунке 2 изображена зависимость вероятности отказа от количества условных ячеек. При n, равном 99, вероятность отказа составляет 4,9 %.

При такой вероятности отказа найдем необходимую вместимость склада. При расчетной нагрузке на площадь склада и среднем количестве поддонов в одной партии груза g равном 18, расчетная площадь f составит:

,(9)

(10)

Тогда потребная площадь склада составит:

F=n*f,(11)

F=3,88*99=384,9 м2(12)

Вместимость:

Вд=F*(13)

Вд=384,9*4,63=1782 поддонно-места(14)

Для данной вместимости склада 2240 поддоно-мест, вероятность отказа составит:

(15)

усл. ячеек(16)

(17)

Таким образом, при данной вместимости склада вероятность отказа стремится к нулю.

Определим резерв в работе терминально-складского комплекса. Резерв появляется за счет разницы фактической и необходимой вместимости склада и определяется по формуле:

(18)

где  — резерв вместимости склада, %,

 — фактическая вместимость склада, поддонно-мест,

 — необходимая вместимость склада, поддонно-мест.

(19)

Резерв вместимости склада составляет 25,7 %, таким образом, данный склад обладает достаточной надежностью по хранению грузов при заданных условиях.

 

Литература:

 

  1.                Гришкова Д. Ю. Проектирование современного складского комплекса в Алтайском узле [Текст] / Д. Ю. Гришкова, А. А. Тяботова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — с. 274–277.
  2.                Концепция создания терминально-логистических центров на территории российской федерации. — Москва, 2012–79 с.
  3.                Елисеева С. Ю. Логистическое управление грузовыми перевозками и терминально-складской деятельностью [Текст] / С. Ю. Елисеева, В. М. Николашин, А. С. Синицына. — Москва, 2013. — 428 с.
  4.                Гаджинский А. М. Логистика: учебник. [Текст] / Гаджинский, А. М. — Москва, 2010. — с. 345–349.
  5.                Жогаль С. И. Применение методов математического программирования и моделирования при решении производственных задач [Текст] / С. И. Жогаль. — Гомель, 2001. — с. 45–47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle