Библиографическое описание:

Дёмина М. В., Раимов Д. И. Взаимосвязь социально-экономического развития государства со спортом // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 323-325.



В здоровом теле — здоровый дух. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Именно в современных условиях выросла роль спортивного права.

Любое международное соревнование благотворно влияет на то место, где оно проводится: меняется общий облик места (зрительно), и духовно-патриотическая сторона народа (пропагандируется здоровый образ жизни). Но вместе с тем, подготовка и организация любого спортивного соревнования требует капитальных вложений. Если вложения будут «правильными» то, в местах, где проводятся любые международные соревнования, наблюдается:

 рост уровня продажи недвижимости и её удорожание;

 появление новых рабочих мест;

 увеличение доходов от туризма и множество других положительных явлений.

Почему именно спорт приносит доход, завоевывает интересы миллионов людей, которые и являются источником доходов. По началу спорт необходимо поделить на любительский и профессиональный. Именно профессиональный спорт — источник огромных доходов, исчисляемых в миллиардах не только нашей валюты, но и иностранной. Исключительность продукта профессионального спорта заключается в следующих специфических чертах:

  1. В элементах постоянной новизны. Спортивные соревнования — всегда новое зрелище, которое практически никогда не повторяет предыдущее. Каждый новый старт, поединок, игра — это вновь открывающееся зрелище, захватывающее и незабываемое событие, приковывающее к себе внимание огромных масс людей самых разных национальностей и вероисповеданий;
  2. В элементах сохраняемости услуги. Принято считать, что услуга не может сохраняться, то есть момент ее оказания и потребления совпадают во времени. Для многих видов услуг это утверждение верно (например, для транспортных). Однако зрелищно-массовые услуги профессионального спорта имеют свою специфику. В частности, они обладают свойством сохраняемости и воспроизводимости, то есть одно и то же спортивное зрелище может быть записано на видеоноситель и впоследствии воспроизводиться на телевидении, через Интернет или на мобильных телефонах. И всякий раз обладатель прав на спортивно-зрелищную услугу извлекает коммерческую выгоду;
  3. В массовости, коллективности потребления. Соревнования профессиональных спортсменов практически всегда (за исключением специальных форм наказания, когда матчи проводятся без зрителей) проходят в присутствии множества болельщиков, привлекают повышенное внимание электронных и печатных СМИ. Помимо этого, спортивные игры и чемпионаты активно обсуждаются в среде любителей спорта, в кругу знакомых и коллег. Иными словами, спортивно-зрелищным услугам органически присуща массовость потребления, то есть потребления сразу многими лицами. Именно эта особенность продукта профессионального спорта используется в рекламном деле для получения вторичных экономических эффектов, которые состоят в расширении известности и привлекательности рекламируемых товаров и услуг, и, как следствие, стимулированию сбыта и потребления.

Цена услуг на спорт выше, если спорт становится известным, общепринятым. Препятствием является не долгосрочность спортсменов, ведь их «срок службы» в профессиональном спорте чаще всего короток. Поэтому, многие из известных спортсменов (массового спорта: например футбола, баскетбола и т. п.) имеют второе (неспортивное) образование. Значит ли это, что за свою кратковременную карьеру, они должны заработать денег на всю жизнь? Огромные деньги прокручиваются в таких видах спорта, как бейсбол, баскетбол, американский футбол и хоккей на льду в США, европейский футбол, японский бейсбол. Только несколько команд стали поистине мировыми брендами, например «Янкиз» или «Манчестер Юнайтед», и лишь немногие игроки, такие как Майкл Джордан или Тайгер Вудс, стали мировыми знаменитостями.

Рассматривая экономические отношения в сфере профессионального спорта, необходимо отметить особую систему трудовых отношений, существующих на рынках труда спортсменов-профессионалов. Подобная система отношений «работодатель-спортсмен» не имеет близких аналогов для иных профессий и рынков.

Основные характерные черты рынков труда профессиональных спортсменов:

 особый вид товара, торгуемого на рынках — спортсмены. Основным объектом сделок купли-продажи на рынках труда профессиональных спортсменов являются конкретные индивиды — как носители спортивных умений и знаний. Работодатели покупают спортсменов на рынках труда в буквальном смысле, приобретая не только их услуги, но и в значительной степени ограничивая права спортсменов — право на свободу передвижения, выбора распорядка дня, рациона питания, напитков и многого другого. Вместе с заключением контракта спортсмен-профессионал получает целый набор предписаний и ограничений. На этот набор накладывается система самоограничений с целью достижения высокого результата. Таким образом, рынок труда профессиональных спортсменов — особая система отношений, при которой обычный спектр гражданских прав индивида ограничивается. В период действия срока контракта спортсмен может быть вопреки его желанию передан в аренду в другой клуб или перепродан в иной город или страну. И это не система добровольного и узаконенного рабства. Просто на этих рынках иначе нельзя. Как показала многолетняя практика, именно такая система трудовых отношений носит на сегодняшний день оптимальный характер.

 особая система отбора и найма профессиональных спортсменов. Рынки труда профессиональных спортсменов мало похожи на традиционные — на них не функционируют службы занятости (биржи труда), не публикуются информационные бюллетени с перечнями открытых вакансий и квалификационных требований. Здесь все иначе. Специальные тренеры-селекционеры из спортивных организаций разного уровня «просеивают» рынок, отслеживая успехи и неудачи отдельных спортсменов. Замеченных перспективных спортсменов берут на заметку, дают им денежную оценку и затем приглашают на работу. В то же время спортсменов, не демонстрирующих обнадеживающих результатов, переводят в резерв или дублирующий состав. Если сторонний клуб предлагает за него приемлемую цену — не задумываясь, продают. При этом циркуляция кадров происходит на рынках труда профессиональных спортсменов латентно, скрытно от внешнего наблюдателя, то есть действует в условиях закрытости и соблюдения коммерческой тайны.

 специальная система ценообразования. Вопрос о цене того или иного спортсмена на профессионально-ориентированных рынках труда очень важен по нескольким причинам. Во-первых, цены на профессиональных спортсменов, как правило, весьма высоки, во-вторых, потенциальные таланты спортсмена и его возможности неопределенны, в-третьих, профессиональный спорт весьма рискован в плане получения травм и повреждений. В профессиональном спорте очень часто неверно оценивают тех или иных индивидов, так что зачастую работодателям приходится покупать «кота в мешке». Следовательно, система ценообразования в профессиональном спорте в значительной степени основана на субъективных оценках и прогнозах, что делает сферу спортивного бизнеса довольно рискованной сферой деятельности.

 особая система посредничества. Ритм жизни профессиональных спортсменов таков, что практически все свое время они проводят на сборах, тренировках и соревнованиях. Поэтому самостоятельно заниматься поисками новой, более высокооплачиваемой работы спортсмены-профессионалы не имеют возможности. В то же время такая потребность у спортсменов существует. Нуждаются в притоке новых кадров и работодатели. Образовавшуюся нишу заполняют специальные посредники — агенты, которые сводят вместе спрос и предложение.

Пример со спортом показывает не то, что в экономике некоторых стран неправильно оцениваются различные виды деятельности, а скорее то, как хорошо работает рынок труда. Гонорары спортсменов персонифицированы и зависят только от их личных достижений. В этом спорт полностью отличается от любой другой отрасли, где суммы заработной платы охватывают большие категории людей и где очень сложно вычислить, какова производительность труда отдельного человека или отдельной группы. Даже если мы располагаем данными об индивидуальных уровнях оплаты, производительность труда должна вычисляться с учетом таких показателей, как квалификация, опыт работы или семейное положение. Что касается спортивных звезд, то здесь существуют объективные показатели для измерения результатов каждого спортсмена.

Литература:

  1. Морозов С. И., Васильева А. С. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.)// Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 7–9.
  2. Литвин А. В. Экономика спорта: теоретический аспект и перспективы развития. -М.: 2006.
Основные термины: профессиональных спортсменов, труда профессиональных спортсменов, рынках труда, профессионального спорта, рынках труда профессиональных, продукта профессионального спорта, профессиональном спорте, Соревнования профессиональных спортсменов, найма профессиональных спортсменов, профессиональных спортсменов таков, рынок труда, Гонорары спортсменов персонифицированы, долгосрочность спортсменов, неудачи отдельных спортсменов, известных спортсменов, перспективных спортсменов, производительность труда, права спортсменов, рынках труда спортсменов-профессионалов, рынок труда профессиональных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle