Библиографическое описание:

Шодибоева М. К. Проблема развития частного предпринимательства и малого бизнеса в сельской местности // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 457-459.



В 21 веке развитие бизнеса в городах — обычное дело. Население, рожденное на селах, поселках (особенно молодежь), считают, что им «светится» хорошая перспектива в будущем только в городах. Отсюда вытекает то, что люди, устремленные в будущее, добиваются успехов в городах, развивая при этом городскую жизнь. А что делать на селе? По статистике более 90 % малых предприятий открываются в городах. А ведь жизненный уровень сельского населения прямо зависит от частного предпринимательства и малого бизнеса. Поэтому в городах прогресс виден, а на селе лишь иногда. Так как по статистике более 90 % не дорогостоящих результатов научно-технического прогресса внедряются малыми предприятиями.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Начать развивать малые предприятия на селе необходимо с открытия на в них крупного предприятия. Почему?

Если в сельской местности построить хотя бы один крупный объект промышленности, то к нему автоматически будут «пристраиваться» не менее 100 объектов малого бизнеса и частного предпринимательства, в основном в сфере обслуживания. Проявляется двухсторонняя зависимость.

Чтобы привлечь предпринимателей в сельскую местность необходимо:

  1. Снизить налоговую ставку для сельского малого бизнеса и малых предприятий;
  2. Оказывать целенаправленную государственную финансовую поддержку;
  3. Выдавать льготные кредиты на проекты, улучшающие инфраструктуру села. По индикатору «предоставление кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан за последние три года поднялся со 154-го до 42-го места в мире;
  4. Помогать в обеспечении высокотехнологической базы;
  5. Выдача бесплатного места проживания;
  6. Открыть специальные консалтинговые центры на местах;
  7. Открывать центры быстрого качественного профессионального переобучения;
  8. Исключить излишнюю бюрократичность, которые не всегда по зубам сельчанам. Также с 2016 года в Узбекистане проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года;
  9. Иметь в наличии специализированный государственный орган, регулирующий и «защищающий» малый бизнес села.

Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании — «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 году в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии — «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) [1] в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии — реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI) [2], в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA), в Венгрии — «Национальный Совет по развитию предпринимательства» и «министерство экономики», а в Польше — «Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства» при «Министерстве Экономики». При этом, часть исполнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т. п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчинённости и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной структуре и в масштабах деятельности, а также в системе отношений с партнёрскими и общественными организациями.

В Узбекистане создаются множество условий для развития малого бизнеса и фермерства. 98 % сельскохозяйственной продукции Узбекистана выпускается малым бизнесом и частным предпринимательством. Также ежегодно проводят смотр-конкурс «Ташаббус» на призы президента Республики Узбекистан. В данном конкурсе, который проводится в целях стимулирования предпринимательской инициативы, дальнейшей популяризации передового опыта, за прошедшие восемнадцать лет существования этого конкурса в них приняли участие более двухсот тысяч человек. Первый этап проводят в районах и областях, затем победители этого этапа проходят в следующий тур, проводимый по республике. Ежегодно в комплексе «Узкургазмасавдо» организовывается выставка продукции и услуг представителей малого бизнеса, фермеров, народных промыслов. Различные товары и изделия, производимые в регионах страны, вызывают непомерный интерес не только у членов жюри, но и у гостей. А в столичном дворце «Туркистон» проводят торжественные церемонии награждения победителей республиканского конкурса «Ташаббус1997–2015», в таких номинациях, как «Лучший фермер-хлопкороб», «Лучший фермер-зерновод», «Лучшее сельскохозяйственное предприятие» и т. п.

Анализ деятельности предприятий малого бизнеса в Узбекистане показывает, что за последние три года наиболее динамично они развивались именно в сфере сельского хозяйства. В 2015 году их количество превысило сто тысячный рубеж. Сейчас продукция сельского хозяйства составляет основную статью экспорта малых предприятий. В рамках реализации Программы по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года на селе реализовано более 22,8 тысячи проектов, объем оказываемых услуг вырос в 1,6 раза, а их потребление на одного сельского жителя — в 1,5 раза. [3]

На территории Узбекистана также существуют общественные объединения предпринимателей, занимающиеся проблемой развития предприятий малого бизнеса в сельской местности. Например, Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Бизнес-фонд, Фонд поддержки дехканских и фермерских хозяйств, Тадбиркорбанк, Агробанк, множество бизнес-инкубаторов и бизнес-школ, Агропромбиржа, около двух тысяч мелкооптовых баз и другие. [3]

Малый бизнес и частное предпринимательство в сельской местности порой проявляет гибкость на рынке труда, поглощая те трудовые ресурсы, которые даже не имеют высокой квалификации, в результате чего уравновешиваются социальные слои общества.

Современное фермерское хозяйство приобретает черты многопрофильного, многоотраслевого хозяйства, на которое возложены большие задачи — помимо производства сельскохозяйственной продукции, оно занимается и ее углубленной переработкой, осуществлением строительных и ремонтных работ, оказанием услуг сельскому населению.

Литература:

  1. http://www.bmwi.de
  2. http://www.meti.go.jp
  3. Минмакроэкономстат РУз

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle