Библиографическое описание:

Торопова О. С. К вопросу об изучении модальности в деловой корреспонденции // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 823-825.



Ключевые слова: модальность, деловая корреспонденция, деловое общение.

Вокруг определения категории модальности много споров и дискуссий. Модальность и выражение её языковых средств бурно обсуждается не только в языкознании, но и в логике, философии, психологии. Модальность является одной из многозначительных и интересных категорий языка и мышления. Проблема модальности с давних пор вызывала интерес среди ученых различных эпох и направлений научных исследований. В современной науке термином «модальность» широко оперируют философия, логика, лингвистика.

Существует множество определений, с помощью которых можно дать характеристику модальности. Это будет зависеть от того, относительно какой науки мы рассматриваем определение.

Первым, кто заговорил о понятии модальность, был Аристотель, который выделил модальность в логике. Модальность обозначала свойства суждений: суждения действительности, возможности, необходимости, достоверные суждения и вероятные. Тогда же он выделил несколько типов необходимости и возможности. Изучая взаимосвязь возможного и необходимого, Аристотель выделил два основных вида модальности: условную, которая относится к возможности и безусловную, которая относится к действительности. Данная классификация играет важную роль для лингвистики, так как условная модальность является основой субъективной модальности, а безусловная основой объективной модальности.

Анализируя, современные источники по изучению модальности можно выделить несколько подходов: в терминах структуры «модус-диктум», в традиционном понимании, коммуникативно-прагматический подход.

Впервые с точки зрения лингвистики проблему модальности рассматривал французский лингвист Шарль Балли. По его мнению «Модальность — это душа предложения; как и мысль, она образуется в основном в результате активной операции говорящего субъекта» Именно он, в своих работах выделил диктум и модус как составляющие предложения, которое рассматривалось Балли как максимально простое выражение мысли, то есть реакции на действительность, содержащие различные желания, намерения, оценки и пр. [1, с. 44]. Диктум — это номинативный аспект предложения, понятие о предмете речи и его свойствах, модус — это субъективная оценка, это именно та часть высказывания, в которой выражается эмоциональное, волевое и интеллектуальное суждение. Он определял модальность как синтаксическую категорию, где главную роль играют модальные глаголы.

Виктор Владимирович Виноградов является основоположником изучения модальности в отечественной лингвистике. При объяснении данного явления он подчеркивает связь модальности с предложением. Согласно нему любое предложение, «отражая действительность в ее практическом общественном осознании, выражает отнесенность содержания речи к действительности и поэтому с предложением, с разнообразием его типов тесно связана категория модальности. Каждое предложение включает в себя, как существенный конструктивный признак, модальное значение, то есть содержит в себе указание на отношение к действительности. Любое целостное выражение мысли, чувства, побуждения, отражая действительность в той или иной форме высказывания, облекается в одну из существующих в данной системе языка интонационных схем предложения и выражает одно из тех 30 синтаксических значений, которые в своей совокупности образуют категорию модальности» [2, с 80].

В традиционном понимании в целом ряде работ, такие известные ученые как Б. Н. Бондаренко, В. В. Виноградов, В. З. Панфиловклассифицировали модальность на: объективную и субъективную.

Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществленности или осуществимости), связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности — неопределенности.

Субъективная модальность выражает отношение говорящего к сообщаемому.

Рассматривая с точки зрения коммуникативно-прагматического подхода, необходимо отметить, что работы Т. Б. Алисова, М. Грепла, И. П. Распопова. Они основывались на коммуникативной направленности высказывания и выделяли повествовательную, вопросительную и побудительную модальность.

Однако все же существует много спорных моментов, касающихся данной категории.Так согласно Ю. С. Степанову, модальность «не является ни субъективной, ни объективной категорией, она является категорией объективно-относительной».

По мнению В. В. Виноградова, «необходимо проводить принципиально чёткую грань между разными эмоциональными формами выражения реакций на действительность и модальной оценкой отношения высказывания к действительности», однако он призывает учитывать, что «с категорией модальности соприкасаются и даже частично переплетаются с нею разные виды и типы эмоциональной экспрессии (например, возмущения, восхищения, угрозы и т. п». [3, с. 379]

Официально-деловой стиль — это функциональная разновидность русского литературно языка. Язык деловой корреспонденции представляет собой жанр официально-делового стиля. Сутьюделового общенияявляется то, что оно имеет регламентированный (целевой) характер и ограничивается рамками определенной темы или круга вопросов. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства. Язык деловой корреспонденции должен соответствовать основным характеристикам и особенностям. Особенностью деловой корреспонденции является манера общения. И собственно эта манера рассматривается через призму модальности.

Чтобы достигнуть основной цели общения необходимо, использовав различные средства, воздействовать на собеседника. Поэтому можно сказать, что жанр деловой корреспонденции субъективно модален. Т. В. Романова считает, что категория субъективной модальности — это одно из средств выявления индивидуально-авторского стиля.

Важнейшим компонентом любой ситуации делового общения является коммуникативное намерение, которое можно классифицировать следующим образом: убедить, то есть, использовав нужные аргументы и доказательства склонить к своему мнению; внушить — использовав эмоциональные и логические средства воздействовать на личность; информировать — конкретно и беспристрастно дать представление о предмете речи; побудить к действию — убедить в необходимости совершения действия. [4, с 11].

Основными видами категориями модальности являются персуазивность, побуждение к действию и информативность.

Модальность в письменном деловом дискурсе выражается различными лексическими и грамматическими средствами, среди которых вводные слова и обороты: конечно, очевидно, к сожалению и др.; модальные глаголы и наречия: обязан, вынужден, может, намерен, нужно, готов, надо, следует, необходимо и др.; специальные формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Модальность — это одна из тех категорий лингвистики, которая имеет глобальное значение для понимания субъективности и смыслового анализа предложения в целом.

Таким образом, следующие виды отношений: отношение говорящего к действительности, влияние действительности на говорящего, отношение высказывания к действительности и отношение действительности к высказыванию представляют компоненты модальности. Модальность является сложным явлением, это доказывают многочисленные трактовки данного понятия. Язык делового общения построен на модальности, она проявляется в речевых оборотах и клише.

Чтобы деловое общение имело успех, существует целый ряд условий. Они имеют прямую зависимость отлингвистическогофактора. Они направлены на смягчение резкости суждений и критики. То есть, они представляют собой формулы начала деловых партнерских отношений, формулы комплимента,критики, формулы вежливости, употребление модальныхглаголов; формулы, стимулирующие общение и обсуждение, формулы поддержки позитивныхвысказываний, формулы нейтрализации психологических уловок и поддержки партнерских отношений, использование всех типов условных предложений, определенныхсинтагматическихединиц и вопросительных форм глаголов. Можно сказать, что языку делового общения присущи две главные характеристики: специфическаямодальностью, способствующей установлению контакта с деловым партнером и клишированность, которая обеспечивает однозначную передачу информации.

Литература:

1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли – М, 1955.

2. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В. В. Виноградов. — М.: Просвещение, 1950. — 105 с.

3. Виноградов В. В. Избранные труды: исследования по русской грамматике. / В. В. Виноградов – М.: Наука, 1975. — 559 с.

4. Смелкова З. С Деловой человек: культура речевого общения: пособие и словарь — справочник. — Москва: КУБУ-аб1997. — 188 с.

5. Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А Добролюбова, 2008–309 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle