Библиографическое описание:

Саргсян А. Л. Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 734-737.



Модернизация образования означает переход на новую парадигму образования и воспитания учащихся — на личностно-ориентированную. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной.

Обучение на современном этапе — это процесс развития учащихся. А основная задача школы — развитие и формирование личности школьников. Перед нами стоит одна из самых сложных задач — создание среды, благоприятной для становления личности каждого ребёнка, а также условий для проявления интеллектуальных, творческих способностей ребят.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком [1].

Что нужно сделать для того, чтобы ребёнку в школе было интересно и комфортно? Как добиться максимального творческого и интеллектуального развития личности?

Применение компьютеров на уроках английского языка, факультативных занятиях, элективных курсах значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала. Проектная деятельность немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Для подготовки проекта используются также возможности Интернета. Формы работы с компьютерными обучающими программами включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений, обучение чтению. Радость познания — вот что даёт использование компьютера на уроках. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Использование ИКТ на уроках позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Использование компьютера оказывает мне огромную помощь при подготовке к урокам, составлению календарно- тематического и поурочного планирования, подготовке докладов, сообщений, при ведении диагностических мероприятий, отслеживании результатов учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ способствует подъёму образования на качественно новый уровень. Они нацелены на: развитие интереса, мотивации; активность субъекта учения; интерактивность; увеличение самостоятельности школьников; развитие креативности; самореализацию и социализацию учащихся; предотвращение их перегрузки. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность [1].

Весь успех педагогической работы зависит от самоусовершенствования учителя. И в одном я убеждена — лишь творчески работающий учитель, может воспитать творчески работающего ученика. Это моё педагогическое кредо! Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к делу передаётся детям. Хорошие, доверительные отношения с ними считаю залогом успеха. Важно понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, “шагать” вместе с ними, учить их учиться, воспитывать каждым своим уроком. Я учу своих учеников и учусь сама, я помогаю им совершенствоваться и совершенствуюсь сама. А вдохновение нахожу в своих учениках. А они необыкновенно талантливы! Вызвать и развивать интерес учеников к преподаваемому предмету — ответственная и сложная задача, она требует от учителя энтузиазма, воли и педагогического мастерства.

Игровая деятельность является важным фактором развития творческой личности учащегося.

Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и с учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким преодолевать барьер неуверенности, т. к. в ней каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы [2].

Игра — это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий мир. С приходом в школу основной деятельностью ребенка становится учебная деятельность — приобретение новых знаний и умений, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Но несмотря на это, игра по-прежнему занимает большое место в его жизни.

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра является своего рода практикой в поведении ребенка, которая способствует формированию качеств личности. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть. В игре воспитывается воля, организованность, находчивость, инициативность, умение считаться с интересами одноклассников и коллектива в целом.

Игра как методический прием в обучении

Зная природу игры и учитывая ее роль в развитии младших школьников, учитель понимает, какие богатые обучающие возможности имеет игровая деятельность. Педагог использует игры для решения серьезных учебных задач, а для детей игра — это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно и без принуждения усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — оказывается, у каждого получается говорить на иностранном языке [2]. Игру следует рассматривать как ситуативно — вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально- речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач: — создание психологической готовности детей к речевому общению; — обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; — тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. При всем разнообразии сюжетов в играх скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе.

В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть [3].

Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Менталитет общества и личности меняется, изменяются и ценностные ориентации подрастающего поколения. Мы, учителя, не должны забывать о духовном обогащении, нравственной сущности поступков. Проявление сострадания, соучастия, сопереживания, уважения к другим людям, к сожалению, отходят на второй план. Всё острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности.

Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность. Процесс преподавания иностранного языка также имеет потенциальные возможности развития личности [4].

Чтобы воспитательный потенциал реализовался, надо создать систему воспитания на уроке, которая представляет совокупность взаимосвязанных элементов, приводящих к поставленной цели. Основу гуманистической воспитательной цели составляют наивысшие ценности, которые выработала история человеческой жизни, — человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношения к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности школьника, которые формируются в ходе урока.

Социальная сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников. Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире. Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы обучающихся, повышении гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности ученика. Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Мы рассматриваем более подробно лишь первый компонент, а именно: воспитательный компонент, цели которого заключается в следующем:

 в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

 в воспитании культуры общения;

 в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

 в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности [4].

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.

Мультимедийные ресурсы не только делают программу обучения более выразительной и интересной для обучающихся, но и имеют ряд методических преимуществ, главным из которых является одновременное и органичное развитие нескольких навыков овладения иностранным языком: чтения, аудирования, говорения и письма. Если аудиопособия развивают навыки восприятия иностранной речи на слух, видеопособия мотивируют учащегося через понимание сюжета, то при применении мультимедийных ресурсов обучающиеся непосредственно вовлечены в процесс обучения и воспринимают его как игру, сами становятся участниками событий. Cоздаётся атмосфера погружения в языковую среду, что обеспечивает максимальную эффективность обучения и значительно повышает мотивацию в изучении иностранного языка.

Таким образом, творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Яркие, цветные, вызывающие у ребенка интерес материалы имеют не маловажное значение при изучении иностранного языка. В этих играх тренируется воображение, ребенок учится видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а благодаря ему, и свободное говорение.

Применение игры в обучении иностранного языка, это не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала, но и всестороннее развитие ребенка, помощь в формировании его характера. Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.

Литература:

  1. 1.http://festival.1september.ru/articles/584572/
  2. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy
  3. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/02/20/doklad-
  4. http://refdb.ru/look/1335772-pall.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle