Библиографическое описание:

Клименко Д. В. Юридическая и социальная ответственность менеджера // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 339-342.



На сегодняшний день профессия «менеджер» является одной из самых востребованных в мире. Главной задачей менеджера является нахождение способа эффективного использования существующих ресурсов, чтобы компания достигла своих специфических целей через планирование, организацию производства, лидерство и непосредственно контроль. Труд менеджера можно назвать производственным трудом, который возникает посредством комбинирования производства со специфическим уровнем квалификации и специализации всех работников и который обеспечивает единство всего процесса производства.

Если говорить о менеджере высшего звена то, проще говоря, это человек — управленец, который, являясь членом некой организации, координирует и объединяет работу других её членов. На данный момент, ни одна компания мира не обходится без «управляющего», без менеджеров среднего и низшего звена. Без этих людей работа была бы невозможной. Именно менеджер высшего звена является лицом компании, тем человеком, который делает имидж своей фирмы.

Однако быть менеджером значит иметь не столько прав и возможностей, сколько обязанностей и ответственностей перед подчиненными и обществом в целом. Такие виды ответственностей, как юридическая и социальная, будут рассмотрены в работе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что юридическая и социальная ответственность управленца важна для бизнес среды в целом, так как в том числе и от данных понятий зависит успех и конкурентоспособность различных организаций на рынках.

Менеджер — это один из членов организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает различные управленческие задачи.

В условиях динамично развивающейся внешней среды, существование организации без менеджеров было бы крайне затруднительно. Они решают огромное количество различных задач. В частности, менеджерами разрабатывается стратегия действий компании, формируется и приводится в движение потенциал компании, и, наконец, именно менеджерами несется ответственность за результаты деятельности организации.

Под ответственностью понимается отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т. д. В праве объектом ответственности является закон. Ответственность может быть обусловлена:

 ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (например, ответственность родителей);

 сознательно принятым им социальным статусом (например, ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (например, ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника).

Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением — как обязанность. Ответственность может быть двоякой:

 накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, и это, скорее, подотчетность;

 самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного долга.

Юридическая ответственность — это вид правоотношений, в которые вступает государство через компетентные уполномоченные органы и правонарушитель, преступник, который возлагается обязанностью претерпевать соответствующие лишения за содеянное им правонарушение. Юридическая ответственность возможна от административного наказания в виде штрафа и до уголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Среда, в которой работает управленец, является зоной повышенного риска, с точки зрения юридической ответственности. Менеджер, так или иначе, сталкивается с законом, на уровне взаимодействия внутри и вне своей компании, на уровне принятия решений, разработки стратегий и т. д. Как человек, чья профессия заключается в постоянном выборе принятия решений, любой менеджер должен быть хорошо осведомленным в правовой сфере. Ведь, если действия компании или подчинённых будут неправомерными, нести ответственность будет менеджер, потому что именно он принимает решения, которые толкают организацию и людей, находящихся под его управлением, на соответствующие действия. Однако быть высоко ответственным, с точки зрения юриспруденции, недостаточно для менеджера.

Сегодняшний мир — это некая система, находящаяся в постоянной динамике, с элементами, непрерывно взаимодействующими друг с другом. Ни один её элемент не может существовать сепаративно, независимо от других. Данный факт не обошел и бизнес среду. Каждая корпорация, организация и компания существует в рамках различных взаимоотношений, начиная от государственных отношений и заканчивая общественными. Сегодня достаточно активно обсуждается и агитируется такое понятие, как социальная ответственность бизнеса.

Социальная ответственность — сложная собирательная категория, которая включает в себя нравственно — правовые, философские и этико — психологические оттенки. В социальную ответственность входят моральные, правовые, этически, политические, общественные, граждански и другие виды ответственностей. Под этим понятием подразумевается объективная необходимость и обязанность отвечать за несоблюдение социальных норм. Если говорить о социальной ответственности в бизнесе то имеется в виду некие обязательства компании перед обществом, необходимость вести бизнес по правилам и законам страны, где он непосредственно находится.

Социальная ответственность менеджера — это безукоризненное выполнение специфических обязательств перед коллективом, которым он управляет, и перед обществом, в котором он находится, необходимость участия в устранении социально важных проблем конкретного региона на добровольной основе.

Поскольку социальная ответственность является абсолютно добровольной, она существенно отличается от законодательной и нормативной. В качестве объектов социальной поддержки могут выступать люди и организации спорта, культуры, религии, здравоохранения и проч. Социальная деятельность не требует отчета, дает большой ассортимент различных планов действий и неограниченные возможности в получении удовлетворения морального характера.

Для социальной ответственности характерен определенный ряд черт:

  1. Неопределенность, неясность. В силу того, что у социальной ответственности нет четкой, строгой регламентации, возможные пути её реализации еще окончательно не разработаны. Во многих случаях она бывает субъективного характера. В случае с менеджером — зачастую управленцу приходится действовать, опираясь на свою интуицию;
  2. Влияние на прибыль. Возможные экономически потери и убытки от, например, благотворительности могут компенсироваться благодаря социально-психологическим факторам. Более того, это может принести множество преимуществ и даже увеличение прибыли. Ведь в глазах потребителей зачастую компания, которая участвует в благотворительности, более привлекательна по различным субъективным признакам. Следовательно, благотворительность иногда может быть удачным PR-ходом;
  3. Маневрирование ресурсами. Социальные акции и программы дают возможность менеджерам использовать некоторую часть ресурсов организации, которая на данный момент невыгодна для использования в бизнесе за неимением соответствующей программы. Социальная деятельность организации одобряется и поощряется государством через различные льготы, лояльные кредиты и займы с низкими процентами, выгодные государственные заказы и даже освобождение от ряда налогообложений. То есть, благодаря общественно значимой деятельности фирмы, её высокой социальной ответственности, можно получать хорошую поддержку от государства;
  4. Моральное и психологическое влияние. Реализация и повышение социальной ответственности инициируется и сопровождается позитивным давлением со стороны социума в моральном и психологическом плане. При данных обстоятельствах нарушается рыночная свобода — главный признак экономики. Организации приходится применять экономически невыгодные действия. С другой стороны, вместе с повышением социальной ответственности повышается и имидж организации в глазах всего общества, конкурентов в бизнес сфере и даже государства.

Чтобы назвать себя социально ответственным управленцем, необходимо, на первый взгляд, выводить свою организацию и своих подчинённых на «арену» благотворительности. Частью прибыли спонсировать различные нуждающиеся в том мероприятия, участвовать в социально важных акциях и проч. Однако это далеко не все.

В первую очередь, менеджер — управляющий компанией, а главенствующая экономическая цель любой компании — максимизация прибыли. Как показывает практика, это тоже является задачей, которая обладает высокой социальной полезностью для общества. Максимальное получение прибыли подразумевает множество факторов, в том числе, и расширение производства, которое влечет за собой большое количество новых рабочих мест. А значит, что организация, которая процветает из года в год, приумножая свой капитал, может принять большее количество работников и помочь, тем самым, обществу и государству побороть безработицу.

Поэтому социально ответственный менеджер — это эрудированный человек, с креативным мышлением, который через сложные программы и операции способен вывести свою компанию на новый, более высоких уровень и через успехи своей организации, так или иначе, помогать социуму и государству в решении общественно важных проблем.

Таким образом, нельзя недооценивать тот факт, что менеджер должен быть чист перед законом и перед обществом — то есть, быть высоко ответственным с юридической и социальной стороны. Менеджер, который будет вести законный бизнес и через действия своей компании устранять общественно важные проблемы, будет являться не только успешным управленцем, но и отличным примером для подражания у конкурирующих фирм и даже подрастающего поколения, какими в своё время были Г. Форд, С. Джобс и другие.

Литература:

  1. Айзексон, У. Стив Джобс. Перевод Д. Горонянина, Ю. Полещюк — Москва: Астрель, 2011. — 332 с.;
  2. Беломестнов, В.Г., Багинова, В.М., Рубан, В. А. Управление развитием социальной инфраструктуры региона: Монография. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ,2011. — 139 с.;
  3. Кинев, А. Ю. Условия формирования конкуренции в Российской Федерации//Административное право и прцоесс — 2013, № 4.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка — СПб. 2006;
  5. Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности. -СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle