Библиографическое описание:

Першина А. В., Соловьева А. В. Особенности мотивационной сферы студентов-психологов // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 634-636.



The article considers the peculiarities of motivational sphere of students-psychologists. Explain the concept of motivation, defined external and internal motives and the methods of forming of positive motivation of students at the University.

Keywords: motivational sphere, the function of motivation, external and internal motives.

В условиях частой смены образовательных стандартов, новых социальных и экономических условий, существенно усложняется профессиональная деятельность, актуализируя психологические ресурсы личности. Стабильность, устойчивость, а также качество профессиональной деятельности определяется особенностями готовности специалиста. Поэтому данная проблема является одной из основных проблем в психологии.

Профессиональная готовность помогает своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям труда, удачно справляться с обязанностями, а также способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию. Вследствие чего одним из основных условий формирования профессиональной готовности выступает мотивационная готовность студента к будущей профессиональной деятельности.

Изучением проблемы мотивационной сферы студентов занимались Э. Диси, Р. Раян, X.Хекхаузен, Д.Халл, А. Г. Маслоу, В. Г. Асеев, И. А. Васильев, Б. И. Додонов, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, В. И. Ковалёв, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюшкина, Ю. Б. Орлов П. М. Якобсон.

Для развития личности профессионала важно уделять большое внимание мотивационной сфере, так как именно она определяет активность и направленность деятельности человека и его поведения. Поэтому в ходе обучения в вузе необходимо управлять процессом формирования системы личностных мотивов студента-психолога.

В психологии существует большое количество определений понятия «мотивационная сфера». Для себя же мы определили ее как совокупность всех имеющихся мотивационных образований (потребностей, мотивов, целей, интересов).

Многие психологи выделяют следующие функции мотивации: побуждает, направляет и организует поведение, придает ему личностную значимость и смысл. Единство всех функций обеспечивает регулятивную роль мотивации в поведении. Мотивационная сфера всегда состоит из побуждений: ценностных ориентаций и идеалов, мотивов, потребностей, интересов, целей, желаний [4]. Сформированность у студентов-психологов устойчивых мотивов деятельности имеет огромное значение для эффективности будущей профессиональной деятельности.

Э. Диси и Р. Раян определяют внутреннюю мотивацию как исполнение конкретной деятельности по причине интереса к ней, а так же ощущения ее важной ценности. В ходе внутренне мотивированной деятельности «…люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели» [1].

Внешняя мотивация определяется факторами, которые находятся вне человека, вне его желаний, установок, интересов. Ее создают другие люди, условия, ситуации. Также внешняя мотивация связана как с боязнью наказания, так и с ожиданием вознаграждения.

К внутренней мотивации можно отнести: значимость обучения, профессиональные мотивы, которые отражают значение учебной деятельности по овладению будущей профессией, познавательные, связанные с потребностью в новых знаниях [1].

Важнейшим условием формирования внутренней мотивации профессиональной деятельности является содействие развитию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности. При этом определяющим является не просто более полное информирование студентов о смысловых возможностях профессиональной деятельности, а создание условий для осознания и переживания ими различных аспектов.

Осознание важности мотивации учебной деятельности привело к определению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. На успешность учебной деятельности влияет сила мотивации и её структура. Только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда образует механизм сознательного выбора профессии и делает выбор профессии мотивированным, а положительные мотивы учения, в свою очередь, предопределяют его успех. В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес [5].

Теоретический анализ психологической литературы по проблеме особенности мотивационной сферы студентов-психологов послужил основой для проведения экспериментального исследования данной проблемы.

Экспериментальной базой исследования послужил Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». В эксперименте приняли участие студенты 2 курса психолого-педагогического факультета.

В ходе исследования нами была проведена методика А. А. Реана и В. А. Якунина, модификация Н. Ц. Бадмаевой) среди студентов 2 курса психолого-педагогического факультета ФГА ОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». Целью которой, являлось изучение мотивации в обучении современных студентов. По итогам проведения, можно сделать вывод о том, что 17 %-получают знания для того, чтобы в будущем контактировать с людьми по работе;9 %- чтобы «избежать поражения со стороны»; 11 %-приобретают навыки и умения ради престижа;18 %-обучаются для получения знаний именно по той профессию, которую они избрали;8 %-преследуют мотивы творческой самореализации; 21 %-стремятся к учебе, в связи с учебно-познавательными мотивами;16 %-учатся из-за социальных мотивов. Преобладают учебно-познавательные и профессиональные мотивы, это значит, что студенты 2 курса поступили в институт, для приобретения классифицированных, по специальности, знаний и умений.

В вузе важно создавать условия для активизации осознания студентами своих мотивов, ценностей, интересов и сопоставление их с возможностями своей будущей профессиональной деятельности. Этот процесс у студентов вузов специально не организуется. Но используя различные методы психологического сопровождения (например, тренингов,ролевых игр, дискуссионного метода, метода моделирования), можно создать условия для осознания ценностей, для самопознания личности, для сопоставления своих реальных интересов и возможностей их реализации в будущей профессии [3].

По мнению Б. И. Додонова «объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на создание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта» [2].

Таким образом, психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса формирования мотивационной сферы личности студента. Изучение мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие будущего психолога и перспективного развития самостоятельной профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Власова А. И. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Елена Ивановна Власова. — М.: Просвещение, 2005. — 400 с.
  2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. П. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  3. Калинина Т. В., Маркеева М. В. Комплексная программа подготовки студентов гуманитарного направления как условие формирования успешной учебной и профессиональной мотивации// Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 29. — С. 124–131.
  4. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, JI. M. Фридман. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  5. Мирук А. В. Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 888–890.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle