Библиографическое описание:

Кобель Г. Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 692-694.



Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка.Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции.

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое пространство, зонирование, центры.

Проблемы организации развивающей среды в общем рассматривалась, в различной степени, большинством исследователей в разные исторические периоды. Важную роль предметной среды в формировании личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Рауцкая, В. С. Мухина.

Однако вопрос оборудования развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста рассмотрена недостаточно. Исследование последних лет показали, особую роль социальных условий жизни детей младшего возраста, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды — всего, что считается культурой воспитания. При этом дизайн внутренних помещений и современный интерьер: мебель, оборудование, пособия для детей, игрушки, — рассматриваются как неотъемлемые составляющие предметно-развивающей среды. Современный детский сад — это то место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в более важных для его развития сферах жизнедеятельности.

Предметно-развивающая среда — это комплекс санитарно-гигиенических, материально-технических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизнедеятельности детей в ДОУ. Предметно-развивающая среда необходима выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции. Воспитателю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка, знать группу в целом, чтобы не ставить перед ними непосильные задачи.

Предметная среда должна создаваться с учётом возрастных возможностей детей, половых склонностей и интересов и конструироваться так, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя занятие по душе. Подбор материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы должен учитывать особенности разных уровней развития детей и помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного продвижения каждого ребёнка.

Среда развития дошкольника в детском саду это не только набор отдельных тематических уголков и зон, где происходит подготовка детей к дальнейшему обучению, но и «среда обитания» ребенка, в которой он находится значительную часть времени, где может реализовать свои задумки, интересы. Безопасность обстановки и комфорт лучше всего достигается через подобие интерьера группы с домашней обстановкой. Это помогает снимать стресс, который возникает под воздействием общественного учреждения, создавая чувство безопасности, уверенности, создавая условия для возникновения и закрепления положительного эмоционального настроения, что является фундаментом успешного личностного и интеллектуального развития ребенка.

Групповое пространство должно давать дошкольникам возможность одновременно не взаимодействуя друг с другом заниматься различными видами деятельности. Этому помогает зонирование спальни и групповой комнаты. Отдельные зоны могут быть отделены друг от друга перегородками, нишами. Зонирование помещений поможет ребенку подобрать для себя увлекательное занятие и сохранить стабильный интерес к нему благодаря правильно подобранным игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.В группе могут быть организованы зоны для следующих видов активности:

 прием пищи и занятий;

 развития двигательной активности;

 сюжетных игр;

 игры со строительным материалом;

 игры с машинками;

 изо деятельности;

 музыкальных занятий;

 чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций;

 игры с песком и водой;

 уголок природы.

Лучше, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Зонирование должно быть хорошо продумано и создано так, чтобы предметы, стимулирующие развитие познавательных способностей, находились в различных по функциональности пространствах. Помимо того, зоны пространства группы и игровые центры необходимо сочетать по направленности детской деятельности. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают играть «вместе» и «рядом», для этого тоже должны быть созданы все условия. При этом начинает формироваться коммуникативные навыки в игре, и это предполагает создание обстановки и для сюжетно-ролевых игр. В групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевых игр, где размещается кукольный уголок с необходимым количеством различных предметов: мебели, посуды, одежды и т. п.

На следующем этапе обучения также используются сюжетно-дидактические игры: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «День рождения куклы», «Магазин вещей», «Магазин фруктов», «Зоопарк», «Аптека», «Почта» и т. п.

В группе создаются уголки для театрализованных игр. В них выделяют пальчиковый театр, театр на рукавичках, режиссерские игры, настольный театр, костюмы для игр-драматизаций. Все это может быть использовано в процессе театрализованных игр с математическим содержанием.

В зоне чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций обязательно необходимо расположить полочку-витрину, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекая внимание детей. Кроме этого в свободном распоряжении дошкольников должно иметься достаточное количество книг, а также тематические папки с детскими рисунками, картинками, фотографиями для свободного рассматривания детьми.

В младшем возрасте необходимо формировать интерес к конструированию, для этого нужно приложить немало усилий. Конструктор размещают в различных местах группы, рядом с игрушками. В центре конструирования выставляются разнообразные строительные наборы, конструкторы Lego, тематические конструкторы, которые позволяют детям знакомиться с количественными, геометрическими, пространственными представлениями и представлениями о величине.

Поскольку младший дошкольный возраст — период благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования ребёнка со звуками. Для этого в группе должен быть магнитофон с записями музыки: классической, детских песен, песен из мультфильмов, сказок, выразительного чтения стихов. А также музыкальные инструменты: маракасы, бубен, барабан, металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольники и т. д.

Для расширения жизненного опыта детей, развития их эмоционального и познавательного интереса в дошкольном образовательном учреждении создаются и другие игровые центры: комната для игр с водой и песком, комната социально-бытовой адаптации, экологическая комната и т. д. Они также могут использоваться и для работы по формированию у детей математических представлений.

Для образования экологических представлений в детском саду оформляется экологический центр. В ней создаются ситуации, отражающие процессы жизнедеятельности животного и растительного мира. Здесь дети со взрослыми проводят эксперименты, которые доступны для их возраста. В экологической комнате ставится аквариум, размещаются живой уголок, комнатные растения, приборы для опытов и наблюдений, природный материал. Шишки, веточки, желуди, каштаны, орехи, семочки и т. п. используются и для формирования математических представлений, дети могут их считать, сравнивать по величине и форме, располагать в пространстве.

Главное место при организации предметно-развивающей среды должно отводиться краеведческому центру, где дошкольники могут познакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю своего города и родного края.

Физкультурно-оздоровительный центр, который создается с целью физического, гармонического развития детей, должен располагаться вдали от играющих воспитанников. Воспитатели совместно с родителями и детьми могут изготовить нетрадиционное оборудование: ребристые дорожки, массажные коврики для стоп различные гири, гантели, мешочки наполненные фасолью, гречкой и т. д.

Вывод: Предметно-пространственная среда в группе должна быть ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. иметь знакомые и незнакомые предметы и материалы, которыми дети будут овладевать самостоятельно и с помощью взрослого. Довольно значимое место в развивающей среде отводится ее наполнению. Педагогическая значимость игровых материалов, которые представлены в центрах, заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, учитывая развитие каждого воспитанника. Это обеспечивает комфорт, успешность и преуспевание каждого ребенка во всех сферах деятельности.

При создании предметно-развивающей среды, необходимо подобрать такие материалы и игрушки, которые предназначены для детей младшего дошкольного возраста. Для развития мелкой моторики рук есть специальные дидактические игрушки: матрёшки, пирамидки, вкладыши, шнуровки. Игрушки необходимо подбирать правильно: однородных цветов, правильной, несложной формы, разных размеров, разной величины, они должны быть выполнены из разнообразных материалов.

Все эти игрушки выставляются по мере того, как дети овладевают теми или иными представлениями. Для каждого этапа обучения детям предлагаются только такие игры, которые доступны им, следуя из психофизических особенностей развития. Некоторые игры могут использоваться для взаимодействия ребенка со взрослым, если это необходимо для его индивидуального развития.

Литература:

  1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М.Просвещение,1988, С.144.
  3. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды// Из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009, С.143.
  4. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. — М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
  5. Усова. П. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников// Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.- М, 2005,С.95.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle