Библиографическое описание:

Велиева Е. Ф. Теоретические и методологические основы монетаризма и особенности применения монетарной политики в различных странах // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 313-316.



Ключевые слова: монетаризм, деньги, экономика, представители, Мильтон Фридмен, денежная масса, монетарная политика.

В современной экономической науке имеется большое разнообразие экономических школ, направлений и течений. Одним из наиболее влиятельных течений является монетаризм. Представители данного течения в развитии экономики основное значение придают деньгам. Главную причину нестабильности экономики сторонники этой школы видят в неустойчивости денежных параметров.

Термин «монетаризм» был впервые предложен американским экономистом Карлом Бруннером в 1968 году. Несмотря на столь недавнее возникновение данного течения, идеи о роли денежной массы появились достаточно давно. Еще в III веке эти идеи высказывал древнеримский юрист Юлий Павел. Его последователями в XVIII-XIX веках были Давид Юм, Джон Стюарт Милль.

Родоначальником монетаризма считается американский экономист и статистик Ирвинг Фишер.

Лидером школы монетаризма является Мильтон Фридмен. Мильтон Фридмен — американский экономист. Основными трудами М. Фридмена являются книги «Теория функции потребления» (1957 г.), «Становление денежной системы в США» (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма.

М. Фридмен — лидер монетаристского направления — считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять через деньги [4].

Видными представителями монетаризма являются Э. Фелпс, А. Мельцер, А. Шварц, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган.

При широкой трактовке монетаризма его суть можно охарактеризовать следующими положениями.

  1. Капиталистическая экономика внутренне устойчива относительно некоего оптимального уровня производства, который определяется развитием производительных сил, запасом ресурсов и т. д. Этот оптимальный уровень производства не исключает наличия некоторой безработицы, которая связана с институциональными особенностями экономики, например, недостаточной гибкостью заработной платы и т. д. Речь идет о так называемом естественном уровне безработицы.
  2. Деньги играют ключевую роль в экономике. Изменение их массы через эффект реальных кассовых остатков приводит к изменению расходов и номинальных доходов. Следствием чего может быть в рамках краткосрочного периода изменение как уровня цен, так и объема производства, а в долгосрочном периоде — лишь общего уровня цен. Иными словами, за исключением короткого периода связь между безработицей и инфляцией отсутствует.
  3. Одним из важнейших проявлений устойчивости экономики является устойчивость зависимости между массой денег в обращении и важнейшими экономическими показателями. Функция, выражающая эту зависимость, является важнейшим инструментом анализа воздействия денежной политики на экономику.
  4. Поддержание стабильного уровня цен — главная цель экономической политики. Она достигается, если обеспечена стабильность денежного обращения. Последнее в свою очередь достигается, если выполняется следующее правило: масса денег растет постоянным умеренным темпом, который зависит от соотношения долгосрочного темпа роста производства и скорости обращения денег. Политика «точной настройки», предполагающая активное реагирование на текущую ситуацию, исключается как неэффективная и не отвечающая целям поддержания стабильности экономического развития [1].

Монетаризм не является единым учением, его сторонники выдвигают и развивают различные варианты теоретических моделей и программ экономических мероприятий. Монетаризм имеет несколько теоретических и методологических оснований:

количественную теорию денег;

элементы теории рыночного равновесия Л. Вальраса;

монетарную теорию экономического цикла;

специфический «передаточный механизм» воздействия денежной массы на факторы воспроизводства через уровень товарных цен;

тезис о низкой эффективности государственного регулирования экономики;

«основной денежный закон», согласно которому существует соответствие между динамикой денежного предложения и реального ВНП;

неоклассическую «теорию благосостояния»;

элементы кейнсианской теории, в частности микромодели ИСТД: «инвестиции-сбережения-труд-деньги» [3].

Согласно монетаризму Фридмена, основное средство развития современного капитализма — экономическая свобода, которая обуславливает все остальные свободы общества. Он считал, что идея экономической свободы реализуется только при условии невмешательства государства в экономику, уменьшения той части национального продукта, который определяет доход государства и есть материальной основой государственных «встроенных стабилизаторов».

По мнению Фридмена, именно психологические факторы человека, в отличие от государственного регулирования экономики, выступают естественным фактором стремления экономической системы к равновесию. В этом и проявляется субъективизм Фридмена, что является одной из характерных черт неоклассического направления в экономической теории, ведь он учел психологический фактор — мотивы поведения человека в разных экономических ситуациях.

Государственное вмешательство в экономику, утверждает Фридмен, блокирует действие стихийных регуляторов, которые способствуют достижению равновесия; оно ориентировано на краткосрочную перспективу, поскольку любые непредусмотренные внешние влияния могут вызвать отклонения от намеченного направления. Но главное — это то, что, используя модель Кейнса, государство может влиять лишь на совокупный спрос, финансируя его за счет собственных доходов, но оно не может обеспечить равновесия между спросом и предложением. Относительно внешней торговли монетаристы выступают против протекционистских способов её регулирования со стороны государства. Законы рынка должны иметь пространство для действий и в этом секторе экономической деятельности.

Итак, основной принцип монетаризма состоит в том, что альтернативы рыночному механизму не существует. Но, тем не менее, рыночный механизм не может сам обеспечить некоторые экономические действия, направленные на достижение общественно важных целей, не связанных с эффективностью производства (напр., обеспечение обороноспособности). Тогда возникает необходимость в экономическом вмешательстве государства, которое в этой ситуации оправдано. Кроме того, оно возможно в форме бюджетного стимулирования, но при условии, что будет происходить привлечение к производственному процессу реальных ресурсов.

Как оказалось, низкий уровень безработицы и стабильность цен — несовместимые явления, поэтому они решительно отрицают возможность бюджетного финансирования программ расширения занятости населения. Фридмен считает экономически оправданным 4–5 % уровень безработицы, поскольку социальное удержание такого количества безработных не проблематично. Он доказывает, что безработица может сокращаться в период ускорения инфляции только при непредвиденных изменениях национального спроса на рынке, где существуют долгосрочные связи между работой и капиталом. Но эти изменения будут иметь кратковременный эффект [6].

Отметим основные положения концепции Фридмена и его сторонников.

  1. Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
  2. Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования (административных методов).
  3. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмиссия. Фридмен утверждал, ссылаясь на «монетарную» историю Соединенных Штатов, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и денежные импульсы — самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен.
  4. Поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как и другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее урегулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запаздывают и могут приводить к противоположным результатам [2].

Начиная с середины 70-х годов схемы монетаризма стали практически использоваться во многих странах. В особенности монетарная политика претворялась в жизнь в двух странах — США и Великобритании. В других странах монетарной политикой пользовались в государственной политике как антиинфляционное мероприятие. Так как она показала негативные результаты, впоследствии эти страны отказались от нее. Приход к власти в Великобритании в 1979 году консерватора Маргарет Тэтчер стал причиной поворота стратегии государственной экономической политики. На передний план в приоритетах страны была выдвинута стабилизация цен на товары. Г. Хочмен, выступающий от имени западной аристократии, в своей книге «Консерватизм свободного рынка» пишет: «С 1945 года в английской экономической науке было заметно влияние кейнсианства. В 1979 году с приходом к власти консерваторов обстановка в корне изменилась. Кейнс был “свергнут с престола”. Эра Кейнса осталась позади». Что же касается монетаризма, автор пишет: «Монетаризм в 1974–1979-х годах после нахождения своих сторонников в правительстве лейбористов перешел на передний план: превратился в гимн борьбы штата Тэтчер». Консерваторы обещали вытащить страну из состояния застоя, ускорить темпы производительности труда, замедление роста цен. С этой целью была подготовлена программа по уменьшению налогов, ограничилось государственное регулирование деятельности частных фирм, поощрялись вложения капитала. Основной целью правительства было предотвращение инфляции. В 1976 году правительство лейбористов Великобритании попросило у Международного Валютного Фонда долг размером в 4 млрд. фунт стерлингов. В свою очередь Международный Валютный Фонд поставило перед правительством ряд условий. Для того, чтобы выполнить эти условия правительство было вынуждено использовать монетарную политику. Правительство лейбористов в письме МВФ-у обещало ограничить расходы бюджета, уменьшить требования государственного сектора к облигациям.

Претворились в жизнь большие изменения в бюджетной политике. Уменьшились ставки налога на личный доход. В то же время увеличились другие налоги, что привело к увеличению налогового бремени. Эта политика должна была увеличить разделение Национального Дохода в пользу малообеспеченной части населения. На большинство товаров был увеличен размер налога на добавленную стоимость, что стало причиной уменьшения нормы прибыли. Тем не менее была остановлена инфляция и ее остановка стала возможной за счет значительных потерь.

В экономической политике США стратегический поворот в сторону монетаризма случился после прихода к власти Рональда Рейгана. Рейган стал реализовывать обширную экономическую программу, называемую на Западе на данный момент “рейганомика”. Программа Рейгана, в частности, уменьшение налогов, предусматривала улучшение благосостояния малообеспеченной части населения. В 1981–1982-х годах Конгресс уменьшил налог на прибыль корпораций. Если в 1960 году доход из этого источника составлял 23,2 % доходов бюджета, то в 1980–12,5 %, в 1983–6,6 %.

Увеличились налоги на обеспечение социальных программ. Если в 1960 году составляли 15,9 % (доля в общем доходе бюджета), то в 1980 году — 30,5 %, в 1983 году — 35,5 %. Были увеличены военные расходы. 104,5 млрд. долларов в 1978 году достигли 252,7 млрд. долларов в 1985 году. Это стало причиной увеличения дефицита бюджета.

Американские экономисты отмечают основные особенности экономической политики Рейгана:

  1. Государственное регулирование экономики ограничилось за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы. Увеличились военные расходы;
  2. В значительной степени были сокращены масштабы государственного регулирования частного предпринимательского сектора;
  3. Федеральная Резервная Система сохранила такой темп прироста денежной массы, который смог обеспечить в достаточной степени экономический прирост;
  4. С 1981 года были резко сокращены ставки налога на личный доход и на прибыль корпораций. В 1986 году налоги были так организованы, что границы налоговой ставки налогоплательщиков были уменьшены с 50 % до 28 %.

Программа Рейгана привела к ослаблению инфляции. Общий прирост цен с 13,5 % в 1980 году был понижен до 10,4 % в 1981 году и 3,2 % в 1983 году. В последующие годы уровень инфляции был относительно низким. В 1979–1980-х годах Федеральная Резервная Система (ФРС) претворила в жизнь ряд мероприятий, ограничивающих рост денежной массы: ФРС добавила новую норму к резервным требованиям крупных банков. Реализовались ограничения кредитов. Эти мероприятия остановили прирост денежной массы.

Таким образом, основное требование монетарной политики — ограничение прироста денежной массы — претворилось в жизнь в США. Проводимая кредитная политика стала причиной достаточного снижения процентных ставок.

Для того, чтобы доказать наличие особого внимания к монетаризму, достаточно показать его репутацию в современный период. Невозможно встретить такое произведение в современной экономической литературе, где не уделялось бы внимание монетаризму, не комментировались его основные положения. Например, в популярной книге «Экономикс» К.Макконелля и Л.Брю проводится сравнительный анализ теоретических взглядов кейнсианцев и монетаристов. Высокий статус монетаризма в современных условиях доказывает международный опрос, проведенный профессором Цюрихского университета Швейцарии Б.Фрименом в 80-х годах. В этом опросе участвовали 931 самых видных экономистов США, Федеративной Республики Германии и Австрии. Отправленные ответы подтвердили соответствие общих результатов монетаристским идеям. На вопрос «Является ли инфляция чисто денежным событием?» было получено 49 % отрицательных ответов. Франция на 10 %, Австрия на 58 %, Швейцария на 20 % опровергли этот тезис [8].

Концепции монетаризма успешно используются как рецепт для решения экономических проблем во многих странах. В последние годы антиинфляционная денежная политика, проводимая в Азербайджане, является наглядным примером монетарной политики. Не только в нашей республике, но и в других недавно получивших независимость странах, монетарная политика дает свои результаты. Как видно, монетаризм как экономическая теория оправдывает себя.

Литература:

  1. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. История экономических учений. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 784 с.
  2. Булатов А. С. Экономика. — 4-е изд. — М.: Экономистъ, 2005. — 831 с.
  3. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 544 с.
  4. Ланкина В. Е. Менеджмент организации. — Таганрог: ТРТУ, 2006. — 304 с.
  5. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. — 13-е. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 974 с.
  6. Милтон Фридман и его экономические идеи // МИР ЗНАНИЙ. URL: http://mirznanii.com/info/milton-fridman-i-ego-ekonomicheskie-idei
  7. Худокормова А. Г. История экономических учений (современный этап). — М.: ИНФРА-М, 2002. — 733 с.
  8. Meybullayev M. X. İqtisadi təlimlər tarixi, 2005. — 416 s.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle