Библиографическое описание:

Тухтасинова М. М., Абдукодиров А. М. Некоторые проблемы иновационно-инвестиционной стратегии развития регионов Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 438-440.



В работе проведен системный анализ инновационного потенциала субъектов предпринимательства в разрезе регионов Республики Узбекистан. Предложены меры по совершенствованию инновационно-инвестиционной стратегии развития регионов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции,региональная политика, предпринимательство.

We conducted a systematic analysis of the innovation capacity of businesses across the regions of the Republic of Uzbekistan. The measures to improve innovation and investment strategy for regional development.

Key words: innovation, investment, regional policy, entrepreneurship.

В условиях глобализации важнейшим показателем, характеризующим степень внедрения наукоёмких технологий, считается доля наукоемкой продукции в промышленном производстве. Основными производителями такой продукции в 2015 году являлись США, Япония, Германия и Израиль. Производство наукоемкой продукции наибольшими темпами растет в Германии. Здесь достигнута самая большая величина стоимости, создаваемой наукоемкими производствами в ВВП- более 12 % (в Японии — 11 %, США — 9 %). Мировые тенденции развития свидетельствуют о постепенном формировании новой модели рыночной экономики, основанной на перманентно внедряемых инновациях и коммерциализации достижений НТП. В Узбекистане поэтапно продолжаются процессы рыночно-трансформационных преобразований, направленные уже не на слом командно-административной системы, а на «тонкую настройку» сформированных институтов рыночной экономики. Важнейшие приоритеты сегодня, по нашему мнению, это глубокие структурные преобразования, обеспечение динамичного и сбалансированного развития, модернизация и диверсификация ведущих отраслей экономики, формирование и углубление инвестиционного и делового климата, освоение высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, укрепление экспортных позиций. Инновационная модернизация региональной экономики является практическим воплощением новой модели «экономики, основанной на знаниях», предполагающей усиление интеграции науки, образования и производства, усложнение взаимодействия людей в научно-производственном процессе, приобретение инвестициями инновационной направленности и т. д. По оценкам Госкомстата, количество малых инновационных предприятий (МИП) составляет около пятисот. Удельный вес от реализации инновационной продукции, за пределы республики в общем объёме реализованных товаров малыми предприятиями, произведенной МИП предприятиями превышает 20 %. В числе наиболее активных регионов выделяется Ферганская область, на долю которой приходится около 40 % количества действующих малых инновационных предприятий, Андижанская область — 10 %, Каракалпакстана — 8 %, Сурхандарьинская область и город Ташкент по 7 %. Но и есть регионы, в которых МИП отсутствуют или в малом количестве, Наманганская, Самаркандская, Хорезмская и другие области.

Проведенные нами исследования показали, что инновационный потенциал разномасштабных субъектов предпринимательской активности включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это своеобразная «мера готовности» организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационный потенциал предприятия с определенной долей условности может характеризовать и уровень диверсификации производства — новые для неё виды производственно-хозяйственной деятельности.

Рассмотрение региона в качестве целостной системы, функциональными и значимыми элементами которой являются разномасштабные предпринимательские бизнес структуры, даст возможность определить направления влияния этих структур на его развитие и функционирование в целом. При этом взаимовлияние региона и бизнес — структур, осуществляющих свою деятельность на его территории, представляется очевидным. Взаимовыгодна появится, если отдельные бизнес структуры — малый, крупный бизнес как элементы системы «регион» будут осуществлять свою деятельность, ориентируясь на цели данной системы, учитывая свою включенность в социально — экономические проблемы региона. По нашему мнению, в рамках совершенствования механизма внедрения инноваций необходимо: способствовать развитию аутсорсинга, в частности, организации мелкотоварного производства комплектующих изделий крупных предприятий в малых и средних населенных пунктах области; содействовать объединению предприятий для организации перспективных производств; способствовать развитию системы лизинга производственного оборудования; содействовать развитию НИОКР; усовершенствовать систему патентирования и получения авторских прав.

Уровень инновационности региональной экономики повышается при преимущественной концентрации усилий в рамках предприятий, способных обеспечить максимизацию полезности в стратегической перспективе. При этом, эффективная реализация инновационно-инвестиционной стратегии возможна лишь на основе активного привлечения властных субъектов регионального уровня, обеспечивающих институциональную поддержку предприятиям, сознательно принимающим на себя повышенный риск нововведений. Инновационно-инвестиционная стратегия региона основывается на комплементарном взаимодействии четырех базовых институтов (венчурный, лизинговый, налоговый, страховой). Основой функционирования системы институционального обеспечения инвестиционных механизмов инновационного развития региона, выступает венчурный бизнес, генерирующий и стимулирующий внедренческую активность субъектов и агентов хозяйствования. Внедренческая деятельность отличается высокой степенью неопределенности и риска, что предполагает ее дополнение страховыми и налоговыми институтами, минимизирующими и стимулирующими такую активность на региональном уровне. Лизинговые институты, становятся заключительным звеном обеспечивающие малым предприятиям дополнительные финансовые возможности использования инновационных технологий. По нашему мнению, именно поэтому инновационно-инвестиционная стратегия региона должна быть ориентирована на производителей, отличающихся большей производственно-хозяйственной и коммерческой гибкостью.

Эффективное развитие данного типа производителей позволит, с одной стороны, максимально развить сам бизнес, повысить его конкурентоспособность, занятость, уровень жизни работников, а, с другой стороны, ощутить реальный эффект от инвестирования. В основу предлагаемой системы предполагается положить четыре базовых элемента, каждый из которых работает в тесной связке с другими элементами. Основой для функционирования системы выступает венчурный бизнес, который представляет собой инновационный тип предприятия, внедряющий результаты своих разработок в производство. Данный тип бизнеса, потенциально способный приносить достаточно высокие прибыли, является также и высоко рисковым. Поэтому, в систему предлагается включить страховой механизм. Этот механизм мог бы быть организован при непосредственном участии региональных властей, которые, на первых порах, могли бы организовать региональные страховые компании, осуществляющие страхование инноваций. Система дополняется налоговым механизмом, также организуемом на региональном уровне. Существует несколько принципиальных возможностей оптимизации налогообложения инновационных проектов, включающих в себя как временную отмену налогов на предприятия, осуществляющие инновации, временную отмену налогов на финансовые результаты внедрения инновационных проектов, либо преобразование налоговых отчислений в страховые платежи. Последний элемент полностью объединит страховой и налоговый механизм, создаст финансовую основу для страховой поддержки инновационных проектов. Наконец, четвёртым механизмом выступает лизинговый механизм, который позволит более активно развивать инновационные технологии, закупая часть из них по лизинговым схемам.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить важность комплексного и согласованного проведения мероприятий по совершенствованию инновационной системы на областных уровнях. Становление национальной инновационной системы посредством использования рычагов государственной власти не должно исключать инициатив областных администраций, способных организовать инновационное развитие с учетом экономических, социально-культурных и исторических особенностей и возможностей каждой области.

Литература:

  1. Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве //Экономическое возрождение России. — 2012. — Т. 2.
  2. Батурина В. Поддержка развития малого инновационного предпринимательства //Рынок, деньги и кредит. 2012. — № 1.
  3. Kurpayanidi K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations. Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany 2015. ISBN 978–3-659–76598–8.
  4. Margianti E. S., Ikramov M. A., Abdullaev A. M., Kurpayanidi K. I., Ashurov M. S. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. //Monograph. Indonesia, Jakarta, Guandarma Publisher ISBN 978–602–9438–41–3, 220 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle