Библиографическое описание:

Нурлин А. К., Нурутдинова А. Ж., Ескибаева С. С. Международный и зарубежный опыт охраны окружающей среды на военных и оборонных объектах Республики Казахстан // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 508-512.



)

В последнее время активность принятия международных экологических документов особенно усилилась. Это объясняется желанием государств укреплять дружественные отношения и развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, поскольку окружающая среда должна быть защищена для здоровья и благополучия растущего населения Земли, а устойчивое развитие экономики требует экологически обоснованного управления природными ресурсами, эффективного его правового регулирования, в том числе и посредством международного права.

Наиболее наработанным и легко адаптируемым к условиям Республики Казахстан является опыт правовой охраны окружающей среды на военных и оборонных объектах Российской Федерации.

Правовое регулирование экологической безопасности в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ установлено, что требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. В связи с этим все основные законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию видов деятельности, представляющих опасность для человека и окружающей природной среды, имеют отношение к обеспечению экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил.

Правовые основы обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации нашли свое отражение примерно в 150 приказах и директивах министра обороны Российской Федерации (например, приказ министра обороны Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 406, которым было введено в действие Положение о порядке организации экологического контроля за охраной природной среды и рациональном использовании природных ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации), начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и главнокомандующих видов Вооруженных Сил. Они объявляют о введении в Вооруженных Силах федеральных законов, кодексов, нормативных актов органов исполнительной власти федерального уровня и содержат необходимые разъяснения, преследуя цель единообразного их толкования и исполнения в войсках. Перечень первоочередных мероприятий по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1310.

Как видим, в России данному вопросу уделяется серьезное внимание. Удивительным является то, что в достаточно далекой от охраны окружающей среды сфере создана целая структура, занимающаяся вопросами охраны природы. 15 июля 2007 года исполнилось 15 лет со дня создания Управления начальника экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации. 15 июля 1992 г. в целях реализации Закона Российской Федерации № 2060–1 «Об охране окружающей природной среды» в Вооруженных Силах РФ сформировалось Управление экологии и специальных средств защиты Министерства обороны Российской Федерации.

В 1998 году приказом министра обороны РФ создана Экологическая служба Вооруженных Сил РФ, предназначенная для организации, координации и руководства обеспечением экологической безопасности деятельности войск и сил, их защиты от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и контроля за рациональным использованием природных ресурсов в районах дислокации, базирования и деятельности армии и флота [1, с. 4].

20 августа 2007 г. был принят Приказ № 340 Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении положения об органах экологической безопасности вооруженных сил Российской Федерации», которым было утверждено Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Положением об органах экологической безопасности вооруженных сил Российской Федерации былиопределены основы построения, организации деятельности и основные задачи органов экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также основные обязанности и права должностных лиц органов экологической безопасности Вооруженных Сил.

Органы экологической безопасности Вооруженных Сил предназначены для организации обеспечения экологической безопасности в пределах своей компетенции.

В Республике Беларусь охрана окружающей среды на военных и оборонных объектах находится на стадии становления и развития.

По территории Республики Беларусь только в XX веке прошли две крупнейшие войны, в ходе которых применялось оружие массового поражения (отравляющие вещества), наносился ущерб окружающей среде. Вредные экологические последствия изучаются до сих пор.

На военном факультете учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» в рамках студенческой научно-практической лаборатории запланировано изучение вопроса последствий применения оружия массового поражения в годы Первой мировой войны на территории Гродненской области.

В настоящее время в военно-учебных заведениях и на военных факультетах гражданских учреждений образования организация эффективной системы получения знаний, в том числе экологических, и использование их на благо Вооруженных Сил Республики Беларусь является одной из важнейших задач обучения в военно-учебных заведениях.

В связи с этим, большое значение приобретает развитие сотрудничества между военно-учебными заведениями и факультетами биологии и экологии ведущих вузов Республики Беларусь. Военный факультет учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» принял участие в научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии», которую ежегодно организует факультет биологии и экологии названного университета. В резолюции III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии — 2007» отмечено о необходимости тесного научного и практического сотрудничества военного факультета и факультета биологии и экологии.

Ближайшим итогом сотрудничества между факультетами должен стать учебно-методический комплекс по охране окружающей среды в Вооруженных Силах Республики Беларусь, необходимый для будущих офицеров тыловых специальностей, обучающихся на военном факультете [2].

Определенный опыт в области охраны окружающей среды нарабатывает Армия обороны Израиля, которая до последнего времени входила в список источников, наносящих самые значительные загрязнения окружающей среде.

Израиль занимает первое место среди всех стран Средиземноморья по площади заповедных угодий, охраняемых государством. Заповедники и национальные парки занимают 16,2 % территории еврейского государства. Во Франции, занимающей второе место, этот показатель равен 11,7 %, а в Испании, оказавшейся на третьем месте, — 7,7 %.

Экологические угрозы со стороны военной и оборонной деятельности существуют и в Республике Казахстан, что отмечено в Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004–2015 годы от 3 декабря 2003 года. Здесь указано, что «в настоящее время на территории Республики Казахстан функционируют четыре военно-испытательных полигона и комплекс «Байконур». Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население [3].

История правового регулирования охраны окружающей среды на военных и оборонных объектахвКазахстане является сравнительно молодой. Хотя вопросы охраны окружающей среды во время военных действий в соседней России рассматривались более века назад (в 1868 г. была принята Санкт-Петербургская декларация, устанавливающая ограничения на право сторон в военном конфликте разрушать объекты, которые являются частью природной среды), в Казахстане нормы об охране окружающей среды на военных и оборонных объектах появились гораздо позже. Основой этому послужило выполнение в ряде западных стран под эгидой Комитета НАТО, в период 80–90-х годов нескольких международных проектов «Вооруженные силы и окружающая среда».

Законодательство об охране окружающей среды на военных и оборонных объектах можно разделить на три части.

Первая представляет собой непосредственно экологическое законодательство РК. Вторая — военное законодательство РК. Третья — международное законодательство.

В экологическом законодательстве РК нормы об охране окружающей среды на военных и оборонных объектах появились, в первую очередь, в связи с общественным резонансом, который вызвали испытания на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

Третью часть законодательства об охране окружающей среды на военных и оборонных объектах, состоит из источников международного законодательства. В основном они содержат два вида экологических требований. Первый вид экологических требований — экологические требования к оружию. Они содержатся в Договоре о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.) [4], Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва — Лондон — Вашингтон, 10 апреля 1972 г.) [5], Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.) [6], Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, совершенная в Париже 13 января 1993 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 24 июня 1999 года [7], Соглашении между Правительством Республики Казахстан и подготовительной комиссией организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний о проведении мероприятий, включая постсертификационные мероприятия, на объектах по международному мониторингу в поддержку договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (г. Вена, 9 сентября 2004 года) [8], в Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (г. Семипалатинск, 8 сентября 2006 года) [9], в Поправке к Соглашению между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращения распространения ядерного оружия (Вашингтон, 13 декабря 2007 года) [10], в Соглашении о взаимодействии министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки (Кишинев, 14 ноября 2008 года) [11].

Второй вид экологических требований — экологические требования к военным полигонам и космодрому «Байконур». Они содержатся в Соглашении между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 4 Государственного центрального межвидового полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.) [12], в Договоре между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде испытательного полигона Сары-Шаган (Москва, 18 октября 1996 г.) [13], в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары-Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска (Москва, 20 января 1995 г.) [14], в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размешенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 года) [15], в Договоре между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде испытательного полигона Эмба (5580 база обеспечения испытательных работ) (Москва, 18 октября 1996 года) [16], в Договоре между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об аренде объектов и боевых полей 929 Государственного летно-испытательного центра Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 18 октября 1996 г.) [17], в Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Украины о временном использовании земельного участка на территории Республики Казахстан в качестве района падения отделяющихся частей ракеты-носителя «Зенит» (г. Алматы 14 октября 1997) [18].

Анализ законодательства об охране окружающей среды на военных и оборонных объектах позволил сделать следующие выводы.

Законодательство об охране окружающей среды на военных и оборонных объектах состоит из трех частей.

Наиболее полно регулирующим вопросы охраны окружающей среды на военных и оборонных объектах является международное законодательство. Особенностью правового регулирования охраны окружающей среды на военных и оборонных объектахвКазахстане является процесс имплементации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. Имплементация (международного права) (англ. implementation) — фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства [19]. Так им образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РК становятся составной частью ее правовой системы. Если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Военное законодательство РК частично экологизировано, в нем содержатся экологические требования к военной и оборонной деятельности, однако не в достаточной степени. По сравнению с опытом Российской Федерации в данной области данное законодательство выглядит более чем скромно.

Однако в экологическом законодательстве охрана окружающей среды на военных и оборонных объектах представлена еще в меньшей степени. Более подробно регламентирована лишь охрана окружающей среды на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, что вызвано активной деятельностью антиядерного движения «Невада-Семипалатинск».

Вышеуказанное приводит к выводу о том, что экологическое законодательство в недостаточной степени обеспечивает правовую охрану окружающей среды на военных и оборонных объектах. В частности, единственная статья 206 «Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности» Экологического кодекса Республики Казахстан не конкретизирована и отсылает к другим статьям Экологического кодекса. Следует закрепить на законодательном уровне более четкие экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности путем внесения в данную статью дополнений, существенно обогащающих ее содержание.

Правовая охрана окружающей среды на военных и оборонных объектах предполагает обеспечение безопасной деятельности войск (военных сил) на военных и оборонных объектах по отношению к окружающей среде.

Литература:

  1. На страже экологии. 2007. № 6 (43). с.4.
  2. Родионов А. Н., Кривчиков В. М. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Республики Беларусь, как важная составляющая учебного процесса военно-учебного заведения /http://www.bsmu.by/index.php.option=com_content&task=view&id=980&Itemid=196
  3. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004–2015 годы: одобрена Указом Президента РК от 3 декабря 2003 года // СПС «Юрист», 2009 г.
  4. Договор о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.)
  5. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва — Лондон — Вашингтон, 10 апреля 1972 г.)
  6. Конвенцияо запрещении военного или любого иного враждебногоиспользования средств воздействия на природную среду(Женева, 18 мая 1977 г.)
  7. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, совершенная в Париже 13 января 1993 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 24 июня 1999 года
  8. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и подготовительной комиссией организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний о проведении мероприятий, включая постсертификационные мероприятия, на объектах по международному мониторингу в поддержку договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (г. Вена, 9 сентября 2004 года)
  9. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (г. Семипалатинск, 8 сентября 2006 года)
  10. Поправка к Соглашению между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращения распространения ядерного оружия (Вашингтон, 13 декабря 2007 года)
  11. Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки (Кишинев, 14 ноября 2008 года)
  12. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 4 Государственного центрального межвидового полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.)
  13. Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде испытательного полигона Сары-Шаган (Москва, 18 октября 1996 г.)
  14. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары-Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска (Москва, 20 января 1995 г.)
  15. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра
  16. Договоре между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде испытательного полигона Эмба (5580 база обеспечения испытательных работ) (Москва, 18 октября 1996 года)
  17. Договор между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об аренде объектов и боевых полей 929 Государственного летно-испытательного центра Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 18 октября 1996 г.)
  18. Постановление Правительства РК от 25 июня 1998 г. № 603 об утверждении Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Украины о временном использовании земельного участка на территории Республики Казахстан в качестве района падения отделяющихся частей ракеты-носителя «Зенит» (г. Алматы 14 октября 1997 г.)
  19. Юридический словарь. — М., 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle