Библиографическое описание:

Черкасова Н. В. Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 578-581.



Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России и Китая — в условиях сложной обстановки у западных рубежей России и ее поворотом на Восток.

Ключевые слова: энергетическое сотрудничество, Концепция, Стратегия, Россия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китайская народная республика, Северо-Восточная Азия, система газопроводов, экономика, глобальное экономическое управление, энергетическая структура.

Эффективность развития энергетического сотрудничества и безопасности в Северо-Восточной Азии в первую очередь зависит от того, насколько государствам этого региона удастся согласовать свои позиции по данному вопросу. Ученые всех государств региона отмечают, что наибольший вклад может внести Россия; для России же в настоящее время наибольший интерес будет представлять кооперация с той страной, которая сможет стать как надежным рынком энергоресурсов, так и инвестором, и поставщиком новых технологий. Очевидно, что таким государством является Китай, и в связи со сложной обстановкой у западных рубежей России и ее поворотом на Восток, в ближайшее время роль эта будет только возрастать, соответственно, необходимо более тщательное изучение того, насколько совпадают интересы двух стран в указанной сфере.

В Концепции внешней политики России от 12 февраля 2013 г.[1], (далее — Концепция), отмечено, что Россия намерена укреплять традиционно дружественные связи с Монголией, поддерживать основанные на принципах добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой, проводить курс на динамичное развитие добрососедских многоплановых отношений с Японией, развивать дружественные отношения с Китаем. Последнее, согласно пункту 79 указанной Концепции, является важнейшим направлением российской внешней политики.

Россия обеспокоена возрастающей конкуренцией вокруг распределения стратегических ресурсов, когда для обеспечения экономической безопасности государств требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках. Для этого она активно развивает диалог со странами-потребителями и настаивает на встречных мерах по обеспечению стабильности спроса. Как отмечает посол КНР в России Ли Хуэй, лидеры Китая и России уделяют большое внимание энергетическому сотрудничеству, которое является важной темой каждой встречи глав государств и одной из наиболее значимых в китайско-российских совместных заявлениях.

В 2008 г. по инициативе глав двух государств был создан переговорный механизм по энергетическим вопросам на уровне заместителей глав правительств — Китайско-российская комиссия по энергетическому сотрудничеству, преобразованный сейчас в Энергодиалог Россия — Китай. С момента своего создания он руководствуется рыночными принципами и принципами долгосрочного сотрудничества, взаимной выгоды, работает по-деловому и с высокой эффективностью, что позволило добиться значительных результатов. Вице-премьеры двух стран уже провели более 10 рабочих заседаний, были подписаны соглашения и меморандумы на межправительственном уровне и между компаниями о сотрудничестве в таких областях, как нефть, газ, уголь, электроэнергия, атомная теплоэлектростанция, гидроэлектростанция. Это придало импульс стабильному повышению уровня энергетического сотрудничества двух стран [4].

Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах.

Россия считает важными формирование и продвижение в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети региональных объединений и рассматривает Восточноазиатские саммиты как основную площадку для стратегического диалога лидеров по ключевым аспектам безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем, она намерена укреплять сотрудничество и через другие региональные форматы — как существующие, так и те, которые могут возникнуть в ближайшем будущем.

В России завершен сложный и трудоемкий этап работ по формированию большого числа программных документов, определяющих стратегическое развитие экономики и энергетики на Востоке страны до 2030 г. с учетом энергетической кооперации России со странами Северо-Восточной Азии, таких как «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г»., «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа), «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025°г»., «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020°г»., «Стратегия развития ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 г»., «Программа развития нефтеперерабатывающих мощностей в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока».

Для Китая сотрудничество в энергетической сфере — важная составная часть практического сотрудничества двух стран, которая отражает высокий уровень отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией и имеет благоприятные перспективы для развития. Согласно 13-му пятилетнему плану развития КНР [2], Китай намерен уделять большое внимание развитию инвестиционного сотрудничества, как повышая уровень использования иностранного капитала внутри страны, так и инвестирование своего капитала в важные для Китая отрасли за рубежом. Для повышения своей инвестиционной привлекательности, Китай намерен совершенствовать научную оценку инвестиционных проектов, совершенствовать законы об иностранных инвестициях, развивать двусторонние соглашения об избежание двойного налогообложения.

Китай рассматривает участие в различных международных, региональных и субрегиональных механизмах сотрудничества, таких как АТЭС, необходимым элементом развития сотрудничества. Государства в Северо-Восточной Азии [6] должны совместно решать проблемы энергетической безопасности региона через подходящие для этого организации, одной из которых может стать Форум природного газа и трубопроводов в Северо-Восточной Азии.

Китай планирует активно участвовать в формировании международных норм и стандартов, а также ускорить стратегию развития зон свободной торговли и «политику открытых дверей» для соседних государств. В качестве оси своего внутреннего развития Китай намерен придерживаться построения ресурсосберегающих и экологически чистых обществ для ускорения преобразования экономического развития.

Большое значение придается расширению международного сотрудничества в области энергетики. Для гарантирования поставок Китай намерен обеспечить надежность сухопутных и морских каналов, реализовать концепцию экономического пояса «Новый Шелковый путь» и «Жемчужная линия» (вместе они известны как экономическая стратегия «Один пояс — один путь») [7], создание экономического коридора через Пакистан.

Китай намерен наращивать сотрудничество и диверсифицировать импорт энергоресурсов из пяти крупных энергетических регионов: Центральная Азия, Ближний Восток, Африка, Южная Америка и Россия. Вместе с ними он намерен создать и регулировать региональный и субрегиональные энергетические рынки в Азиатско-Тихоокеанском Регионе.

Во время проведения Саммита АТЭС, после того, как 12 ноября Китай и США обнародовали совместное заявление, касающееся работы по противостоянию глобальному изменению климата, китайское правительство обнародовало новый Стратегический план развития энергетики (2014–2020°гг.) [5], который практически сразу прозвали «амбициозным». Шестилетний план направлен на решение экологических проблем и призван практически полностью изменить современную энергетическую структуру Китая.

Особое внимание в Плане уделяется безопасности развития атомной энергетики. В ней необходимо соблюдать высокие международные стандарты безопасности; в восточной прибрежной зоне планируется запуск новых проектов, общая мощность АЭС в этом районе к 2020 г. должна составить 58°млн. кВт, из них электростанции мощностью более 30 млн. кВт только предстоит построить. Эта область может стать важной вехой в отношении России и Китая, поскольку у стран уже есть положительный опыт сотрудничества в строительстве АЭС [5].

Представляет интерес и опубликованная в 2012 г. Белая книга по Энергетике КНР [3]. Белая книга (англ. White paper) — это официальное сообщение в письменном виде, поясняющее политику в определенной сфере. Книга большое внимание уделяет развитию и укреплению международного сотрудничества в области энергетики, где особо подчеркиваются взятые Китаем международные обязательства в сфере энергетики и охраны окружающей среды.

В российских программах предусмотрено развитие трубопроводного транспорта Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках единой трубопроводной инфраструктуры России, интеграция электроэнергетики в Единую энергосистему России и ее широкомасштабный выход на электроэнергетические рынки АТР. Соответствующие пункты есть и китайской программе, что позволит в будущем создать единые системы в регионе.

Реализация современных инфраструктурных проектов, обеспечивающих возможность транспортировки энергоресурсов от месторождений к потребителям, стимулирует нефтяные компании осваивать известные месторождения и оформлять новые лицензионные участки, активизировать работу по поиску новых крупных месторождений, а также способствует развитию инфраструктуры регионов прохождения трассы нефтепроводов, повышению их инвестиционной привлекательности. Каждая программа содержит детальное описание, какие именно месторождения будут разрабатываться. Завершится реализация программы созданием в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит региону будет полностью обеспечивать собственные потребности в энергоресурсах и осуществлять их масштабный экспорт.

Россия и Китай заинтересованы в развитии институтов международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии, однако, цели развития их энергетики не всегда совпадают. Россия в настоящее время больше заинтересована в диверсификации рынков сбыта, освоении новых месторождений и применении новых технологий для разработки старых, а также использовании энергетического потенциала для развития своих территорий. Китай же заинтересован в новых поставщиках (здесь видна взаимодополняемость интересов двух стран), надежных поставках и улучшении экологической ситуации. Китай больше рассматривает Россию как поставщика энергоресурсов, а не партнера в разработке новых технологий и создании неуглеводородного топлива. Поэтому между двумя странами вполне возможен сценарий развития «в торговле энергоресурсами горячо, в сотрудничестве — холодно».

Литература:

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.02.2013 г. // Независимая газета. — 2013. — 4 марта.
  2. Двенадцатый пятилетний план экономического и социального развития КНР = Чжунхуа жэньминь гунхэгуо гуоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань дишиэргэ вунянь гуйхуа ганяо // Синьхуашэ Бэйцзинь. 2011. — 16 марта.
  3. Белая Книга «Энергетическая политика Китая-2012» = Чжунгодэ нэнюань чжэнце Байпишу // Синьхуашэ Бэйцзинь. 2012. — 24 октября.
  4. По восточному маршруту: Энергетическое сотрудничество КНР и РФ постоянно поднимается на новый уровень [Электронный ресурс] // дизайн и разраб. Веб-Мастерская. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/08/marshroot.html — Загл. с экрана.
  5. Стратегический план действий по развитию энергетики Китая 2014–2020 гг. = Нэнюань фачжань чжаньлюй синтун цзихуа // Синьхуашэ Бэйцзинь. — 2014. — 19 ноября.
  6. Формат энергетической безопасности и многостороннее энергетическое сотрудничество в СВА = Дунбэйя нэнюань аньчуань синши юй дуобянь нэнюань хэцо [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.chinairn.com/doc/4080/5550.html — Загл. с экрана.
  7. Focal S. Analysis of the strategic action plan for energy development (2014–2020) [Электронныйресурс] // дизайни разраб. FOCALSOLAR.COM. — Режим доступа: http://www.focalsolar.com/2015/03/analysis-of-the-strategic-action-plan-for-energy-development-2014–2020/l — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle