Библиографическое описание:

Хилл Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных ситуаций в управлении воздушным движением // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 648-655.



Беспрерывное усовершенствование современной техники, распространение информационных технологий и внедрение новейших способов автоматизации, помимо ожидаемого значительного облегчения профессиональной деятельности специалиста управления воздушным движением (УВД), способствовали обострению проблемы человеческого фактора. Интеллектуализация техники привела к перераспределению профессиональных трудностей между разными элементами структуры деятельности, что в результате способствовало повышению информационной нагрузки на специалиста и смене структуры профессиональных рисков, поставив вопрос о проблеме обеспечения надежности операторской деятельности [10].

Учитывая высокую психоэмоциональную и интеллектуальную направленность профессиональной деятельности специалистов УВД следует отметить, что не только наличие соответствующих профессиональных знаний, навыков, и опыта являются требованиями профессии, а и совокупность личностных качеств и индивидуально-психологических характеристик, которые бы способствовали формированию психологической готовности к деятельности в условиях повышенного риска и ответственности, а так же способности использовать вышеперечисленные особенности в соответствии с профессиональной ситуацией и ее опасностей. Однако, психологическая готовность является необходимым, но не достаточным условием высокой профессиональной надежности авиадиспетчера. Беря во внимание, что деятельность специалистов происходит в условиях переменчивой воздушной ситуации, в которой часто в рамках дефицита времени специалисты УВД обязаны принимать решения несущие в себе минимальный шанс возникновения ошибки и обеспечивающие безопасность воздушного движения, в данной статье мы рассмотрим именно ситуативную психологическую готовность авиадиспетчеров [6, 7, 10].

Ситуативная психологическая готовность — это динамичное целостное состояние личности, которое характеризуется внутренней настроенностью на определенную деятельность и поведение, и осуществляется за счет мобилизации внутренних ресурсов для ее последовательной, целенаправленной реализации.

Возникновение состояния ситуативной психологической готовности специалиста начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознание поставленных перед ним задач). Далее идет проработка плана установок, моделей, схем будущих действий. Затем специалист воплощает возникшую готовность в предметные действия, применяя определенные средства деятельности, сравнивая ход и промежуточные результаты с поставленной целью, внося коррективы. Но самым важным компонентом является эмоциональный настрой или «включение» специалиста в работу, то есть мобилизация внутренних ресурсов в соответствии с требованиями профессиональной среды [2,4,5].

Особое место ситуативная психологическая готовность занимает и в профессиональной деятельности специалистов УВД. Ситуативная психологическая готовность способствует полноценному включению в работу, несмотря на ее текущее состояние (степень ее сложности/интенсивности/ монотонности), способствует осознанию специалистом своего физического и психоэмоционального состояния.

Несмотря на то, что существует несколько подходов к определению структуры ситуативной психологической готовности (которые были указаны выше), можно отметить следующие ее структурные компоненты с учетом специфики профессиональной деятельности авиадиспетчеров [3]:

1. Мотивационный компонент — потребность в успешном выполнении поставленных задачи; стремление как к крупным, так и незначительным достижениям; умение специалиста поощрять себя к деятельности (особенно в периоды длительной монотонности).

2. Эмоционально-волевой компонент — чувство ответственности за деятельность; вера в собственные силы и успех; навыки саморегуляции и управления собственным эмоциональным состоянием; способность к самомобилизации; навык сосредоточения и отстранения от внешних раздражителей; способность к преодолению страха и сомнений; энтузиазм к работе;

3. Операционно-действенный компонент — мобилизация и актуализация соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков; адаптация к требованиям и условиям текущей ситуации; понимание средств для достижения поставленных целей;

4. Соматорефлексивний компонент — способность к саморефлексии; внимание к собственному самочувствию и отслеживания телесных ощущений; знания с методов улучшения самочувствия;

Основная роль ситуативной психологической готовности в деятельности специалистов УВД состоит в актуализации и мобилизации интеллектуальных и внутренних ресурсов, а также формировании устойчивости по отношению к действию стрессовых факторов, которые часто приводят к снижению работоспособности авиадиспетчеров.

Подытоживая стоит отметить, что роль ситуативной психологической готовности в деятельности специалиста УВД определяется наличием следующих характеристик:

1) эмоциональной настроенности специалиста на работу;

2) определения и осознания плана действий в соответствии с поставленными целями и задачами, с пошаговой его реализацией;

3) способности управлять собственным эмоциональным состоянием;

4) способности осознавать и выделять элементы профессиональной ситуации; отслеживать ее текущее состояние и делать прогноз относительно дальнейшего развития.

Стоит отметить, что ключевым моментом в формировании ситуативной психологической готовности специалиста является его эмоциональная компетентность, которая проявляется в умении разбираться в своих эмоциональных переживаниях, управлять своим эмоциональным состоянием и быть эмпатийным по отношению к окружающим его людям [1].Стоит отметить то, что вышеперечисленные характеристики имеют прямое отношение к категории эмоционального интеллекта, исследованием которого в последние годы уделяется все большее внимание.

Эмоциональный интеллект стал предметом исследования еще в 90-х годах прошлого века благодаря трудам зарубежных ученых (Г. Гарднера, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Мейера, П. Саловея и др.). Ученые подчеркнули значение и целесообразность развития эмоционального интеллекта, как фактора обеспечения успешной профессиональной деятельности специалистов различного профиля. В соответствии с определением Дж. Мейера и П.Саловея, эмоциональный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, которые способствуют идентификации, пониманию и контролю эмоций, а также использованию эмоций для повышения эффективности мышления и интеллектуальной деятельности, направлению внимания и непосредственно самомобилизации [9].

Д.Гоулман объяснял целесообразность введения понятия эмоционального интеллекта выделением рационального и эмоционального типов ума, которые согласованно сосуществуют друг с другом, отмечая, что эмоциональный разум является вдохновением рационального ума к действию, а рациональный ум, в свою очередь, облагораживает эмоции и в некоторых случаях препятствует их нежеланным проявлениям [8].

Согласно концепции множественного интеллекта Г. Гарднера, который выделял семь форм интеллекта (пространственный, логико-математический, музыкальный, телесно-кинестетический, вербальный, межличностный и внутриличностный), именно внутриличностная (направленная на понимание собственных эмоции) и межличностная (направлена на понимание эмоций других людей) формы стали компонентами эмоционального интеллекта, который включает в себя способность наблюдать за собственными эмоциями и эмоциями других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [8].

Следует отметить, что существует несколько теоретических подходов к пониманию структуры эмоционального интеллекта, среди которых основными являются модель способностей и смешанная модель.

В модели способностей Дж. Мейер и П. Саловей выделили следующие компоненты эмоционального интеллекта [9]:

1) идентификация эмоций — способность осознавать эмоции, идентифицировать их, адекватно выражать и различать;

2) использование эмоций для повышения эффективности мышления и интеллектуальной деятельности, умение использовать эмоции как стимул к действию /решению определенных задач;

3) понимание эмоций — понимание причины возникновения эмоциональных переживаний;

4) управление эмоциями — способность к их контролю и регуляции, умение стимулировать проявление положительных эмоциональных переживаний.

В смешанной модели Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность умственных и личностных качеств, состоящий из пяти компонентов, каждый из которых содержит определенные личностные качества [8]:

1. Самопознание — осознание собственных эмоций, чувства уверенности в себе, стремление к самоактуализации;

2. Навики межличностного общения — эмпатия, уважительное и внимательное отношение к окружающим;

3. Адаптационные способности — умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям;

4. Управление стрессовыми ситуациями — стрессоустойчивость, саморегуляция;

5. Преобладание позитивного настроения и положительных эмоций.

Суммируя вышесказанное стоит отметить, что уровень эмоционального интеллекта является основным детерминантом ситуативной психологической готовности и способствует идентификации, контролю и пониманию эмоций в первую очередь для повышения эффективности мыслительной и интеллектуальной деятельности, а также эмоциональной самомобилизации [3].

Соответственно, проявления ситуативной психологической готовности берут начало еще во время прохождения тренажерной подготовки в ВУЗах и по окончании обучения, от будущих специалистов УВД ожидается овладение навыком самомобилизациии и мгновенного включения в работу, то есть ситуативной психологической готовности. Следовательно, для изучения зависимости показателей ситуативной психологической готовности от уровня эмоционального интеллекта респондентами были выбраны будущие специалисты УВД 4-го курса (52 человека) в возрасте 20–22 года, проходящую специальную тренажерную подготовку.

Эмпирическое исследование состояло из двух этапов. На первом этапе нами был использован метод экспертной оценки. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры «Летательные системы» Института аэронавигации Национального авиационного университета (2 преподавателя), которым было предложено предоставить общую оценку прохождению тренажерных задач будущими специалистами на основании их наблюдений за студентами в течении учебного года. Экспертам было предложено оценить выполнение упражнений будущими специалистами по 5-балльной шкале в соответствии с критериями разработанной нами анкеты «Характеристика показателей психологической настроенности на деятельность и качества труда будущих специалистов УВД во время тренажерных упражнений (на основании оценок инструкторов)». Инструкторам было предложено оценить следующие проявления диспетчеров: интерес к задачам и желание работать; стремление как можно лучше выполнять задания; уверенность в себе и своих действиях; быстрота реакции в непредсказуемых обстоятельствах; включенность в работу, сосредоточенность; самоконтроль и эмоциональная саморегуляция; настойчивость и борьба за результат; быстрота реакции; качество выполнения упражнений / заданий. Следующим шагом для определения уровня эмоционального интеллекта студентам-авиадиспетчерам было предложено заполнить вопросник MSCEIT«Оценка эмоционального интеллекта», которая была разработана Дж. Мейером, П. Саловейом и Д.Корузо (2002г.).

Второй этап эмпирического исследования разворачивался в рамках государственного экзамена по тренажерной подготовке, во время которого каждый из студентов на тренажере выполнял ряд задач характерных для повседневной деятельности авиадиспетчера с разной интенсивностью нагрузки. Выполнение тренажерных упражнений оценивали пять независимых экспертов, которые не были ранее вовлечены в учебный процесс со студентами. Тренажерные упражнения были направлены на оценку успешности выполнения будущими диспетчерами таких задач (в рамках государственного экзамена): ведение процедурного (планового) контроля; ведения радиолокационного контроля; оперативность и правильность принятия решений при УВД; обеспечения безопасности полетов при УВД; действия при УВД в особых условиях полета; действия при УВД в аварийных ситуациях; выполнения пультовых операций, соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена; взаимодействие со смежными диспетчерскими пунктами и службами аэропорта.

Процедура проведения экспериментальной части состояла из следующих шагов: перед началом экзаменационный тренажерных упражнений, студенты (по восемь человек) входили в аудиторию. Им было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты «Субъективная оценка психологической готовности к выполнению упражнений (СПГ на этапе настройки на задачу)». Анкета состояла из двадцати утверждений, которые необходимо было ранжировать по четырех балльной шкале (1 = полностью не согласен, 2 = скорее нет, чем да, 3 = скорее да, чем нет; 4 = полностью согласен). Утверждения для оценки в анкете были отобраны по методу экспертной оценки, принимая за основу структурные компоненты ситуативной психологической готовности. Данная анкета была направлена на субъективную оценку ситуативной психологической готовности на этапе настроя для выполнения тренажерных упражнений. Примерами утверждений являются следующие: я хочу во всем быть успешным и выполнить задание лучше, я способен сосредоточиться на задании в полной мере, я понимаю в чем заключаются мои профессиональные приоритеты: если я почувствую перенапряжение, то знаю, как его преодолеть и расслабиться.

После этого студенты приступили к выполнению тренажерных упражнений, на во время которых они периодически менялись в своих ролях (ответственности за секторы и др.). Выполнение упражнений происходило под четким наблюдением экспертов. По завершению упражнений, студенты повторно ответили на вопросы нашей анкеты «Ретроспективная субъективная оценка уровня ситуативной психологической готовности», утверждения которой были построены на основе анкеты «Субъективная оценка психологической готовности к выполнению упражнения (СПГ на этапе настройки на задачу)», но были сформулированы в прошедшем времени, то есть в ретроглядной перспективе по отношению к выполненным упражнениям во время экзамена. Экспертам, в свою очередь, было предложено оценить выполнение студентами тренажерных упражнений с помощью разработанной нами анкеты «Оценка экспертами особенности выполнения будущим специалистом УВД тренажерных упражнений», показатели которой были отобраны по аналогии к анкете «Характеристика показателей психологической настроенности на деятельность и качества труда будущих специалистов УВД во время тренажерных упражнений (на основании оценок инструкторов)».

По результатам проведенной методики MSCEIT «Оценка эмоционального интеллекта» нами были выделены группы студентов-авиадиспетчеров с низким, средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта. В процентном соотношении в группу (низкий уровень эмоционального интеллекта) вошли 9,4 % будущих специалистов УВД; в группу 2 (средний уровень проявления эмоционального интеллекта) — 34,4 % будущих специалистов УВД; в группу 3 (высокий уровень успеваемости) — 56,2 % студентов направления «Аэронавигация» (рис. 1).

Рис. 1 Анализ показателей уровня эмоционального интеллекта будущих специалистов УВД

В результате проведенного оценивания успешности выполнения профессиональных задач на тренажере студентами авиадиспетчерами было выделено 2 группы студентов. В группу 1 мы отнесли тех будущих специалистов, которые получили средний балл 5 за выполнение задач на тренажере; в группу 2 вошли те студенты, которые получили средний балл за выполнение профессиональных задач на тренажере — 3 и 4.

Анализ полученных данных позволил установить, что в группе 1 (33 студента-авиадиспетчеры, которые получили средний балл «5» за выполнение тренажерных задач) получили высокую оценку проявлений ситуативной психологической готовности инструкторами и экспертами, а в группе 2 (19 студентов-авиадиспетчеров, которые получили средний балл «4» и «3») за выполнение тренажерных упражнений получили среднюю оценку проявлений ситуативной психологической готовности инструкторами и экспертами.

В соответствии с субъективной оценкой студентами высокий уровень проявления ситуативной психологической готовности (по результатам «Субъективная оценка психологической готовности к выполнению упражнения (СПГ на этапе настройки на задачу)» и «Субъективная оценка психологической готовности к выполнению упражнения (СПГ на этапе настройки на задачу)» в группе 1 имеют 91 % будущих специалистов УВД, и в группе 2–79 %.

Дальнейший анализ позволил рассмотреть соотношение высокого общего показателя проявления ситуативной психологической готовности с уровнем эмоционального интеллекта (высокого и среднего) по двум группам успешности будущих специалистов УВД. Таким образом, в группе 1 (средний бал «5» за выполнение тренажерных задач) — 81 % студентов с высоким и 75 % со средним уровнями эмоционального интеллекта, и 77 % с высоким общим показателем проявления ситуативной психологической готовности. В группе 2 (средний бал «3» и «4») — 61 % будущих студентов-авиадиспетчеров с высоким и 69 % со средним уровнями эмоционального интеллекта, и 59 % с высоким общим показателем проявления ситуативной психологической готовности (рис.2).

Рис. 2. Анализ показателей проявления ситуативной психологической готовности и высокого и среднего уровней эмоционального интеллекта по двум группам будущих специалистов УВД

По результатам проведенного исследования среди будущих специалистов УВД были установлены следующие корреляционные связи между «Характеристика показателей психологической настроенности на деятельность и качества труда будущих специалистов УВД во время тренажерных упражнений (на основании оценок инструкторов)» и «Оценка экспертами особенности выполнения будущим специалистом УВД тренажерных упражнений», (ρ = 0,664 **) на уровне значимости (sig = 0,001) между «Ретроспективная субъективная оценка уровня ситуативной психологической готовности», и «Оценка экспертами особенности выполнения будущим специалистом УВД тренажерный упражнения» (ρ = 0,391 *) на уровне значимости (sig = 0,005). Так же, мы обнаружили следующие корреляционные связи между общим показателем «Оценка эмоционального интеллекта» и «Характеристика показателей психологической настроенности на деятельность и качества труда будущих специалистов УВД во время тренажерных упражнений (на основании оценок инструкторов)» (ρ = 0,354 *) на уровне значимости (sig = 0,005),«Субъективная оценка психологической готовности к выполнению упражнения (СПГ на этапе настройки на задачу)» (ρ = 0,407 *) на уровне значимости (sig = 0,005) и «Ретроспективная субъективная оценка уровня ситуативной психологической готовности» (ρ = 0,432 *) на уровне значимости (sig = 0,005).

Выводы.

1. В связи с высоким уровнем ответственности за каждое принятое решение, работе в условиях повышенного риска и как результат — значительными шансами возникновения психоэмоционального напряжения, от специалистов УВД ожидается не только проявления высокого уровня овладения профессией, но и ряда индивидуально-психологических качеств, обусловливающих его готовность к деятельности с психологической точки зрения.

2. Формирование ситуативной психологической готовности способствует настрою специалиста на деятельность, которая реализуется в первую очередь за счет эмоциональной саморегуляции.

3. В качестве основной детерминанты ситуативной психологической готовности является уровень эмоционального интеллекта как группы ментальных способностей, которые способствуют идентификации, контрою и пониманию эмоций в первую очередь для повышения эффективности мыслительной и интеллектуальной деятельности, а также эмоциональной самомобилизации.

4. Эмпирическое исследование, направленное на изучение зависимости уровня ситуативной психологической готовности от уровня эмоционального интеллекта показало, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше показатели проявления ситуативной психологической готовности и в том числе выше эффективность выполнения задач УВД.

Литература:

1. Дмитриева М. Психология труда и инженерная психология / М. Дмитриева, А. Крылов, А. Нафтульев., 1979. — 228 с.

2. Дьяченко М. И. Психологическая готовность / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — М.: Наука, 1986. — 315 с.

3. Запорожець Т. О. Роль і місце емоційного інтелекту в детермінації ситуативної психологічної готовності фахівців управління повітряним рухом/Т. О. Запорожець/Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна: серія «Психологія»: № 1121.- Випуск 56.- Харків- 2014–71–75 с.

4. Кораблина Э. П. Становление психологической готовности к инженернойдеятельности у студентов технического вуза: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук / Э. П. Кораблина –Л., 1990. — 17 с.

5. Моляко В. А. Психологическая готовность к труду насовременном производстве/В. А. Моляко, М. Л. Смульсон.– К.: Знание, 1985. — 96 с.

6. Ammerman H. L. FAA air traffic control operational concepts /H. L. Ammerman,L. J. Bergen,D. K. Davies,C. M. Hostetler, E. E. Inman, G. W. Jones//. Vol.VII. — ARTCC/Host — Washington, 1987. — C. 47–70

7. Giovanni Costa.Occupational stress and stress prevention in air traffic control: working papers/С.Giovanni. — International labor office Geneva,2009. — 43 с.

8. Goleman D. Working with emotional intelligence /D.Goleman.- USA:Random house LCC — 1995.- 450 c.

9. Salovey P. Emotional intelligence / P.Salovey, J. D. Mayer.-Imagination, cognition and personality:USA: Baywood, 1990. — C. 185- 220

10. Smolensky M. W. Human factors in air traffic control / M. W. Smolensky, E. S. Stein. — USA.: Academic press, 1998. — 477 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle