Библиографическое описание:

Алимпиева Т. Г., Ким Н. В., Урбисинова Н. Е. Проблема разграничения понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 463-465.



Необходимость разграничения понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок», обусловлена тем, что некоторые ученые и практики-юристы, при разъяснении их подлинного содержания, указывают главные существенные признаки, не входящие в их объем, не придают значения грамматическому, логическому и систематическому толкованию названия главы 10 УК РК 2014 г. (9 главы УК РК 1997 года) «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка». Название главы 10 УК РК противоречит юридическому формализму, логике и принципу построения УК РК, так как статьи должны объединятся в главах, как однородные общественные отношения (правовые институты) на основе определенного единого родового объекта преступления.

Наиболее оптимальное понятие общественного порядка, при всей сложности и высокой степени оценочности, было сформулировано И. Н. Даньшиным, как система общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения [1].

Н. Н. Жильский отметил, что как социальный феномен общественный порядок не является неизменным. Он изменяется и укрепляется вместе с развитием государства и правоохранительной системы в целом. На этой основе он предложил следующее определение: общественный порядок — это система общественных отношений, которая проявляется в формах и масштабах деятельности органов исполнительной власти, направленная на обеспечение личной безопасности граждан, общественной безопасности, на создание благоприятных условий для функционирования хозяйственной, социально-политической и административно-культурной сферы [2].

С. С. Яценко обратил внимание на то, что в науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок. В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения [3, с.12].

А. В. Серегин характеризует общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности» [4, с.4]. М. И. Еропкин, определяя круг отношений в данной сфере, выделяет в качестве основного критерия место их возникновения и развития (общественные места), а А. В. Серегин — содержание отношения. Следует также обратить внимание на тесную связь общественного порядка иобщественной нравственности, подчеркнутую А. В. Серегиным.

Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. Так, И. И. Веремеенко пишет: «Общественный порядок, как определенная правовая категория, представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни» [5, с.27].

Наряду с юристами-административистами, некоторые представители науки уголовного права включают в понятие «общественный порядок» в узком смысле довольно широкий круг общественных отношений. Так, П. И. Гришаев под общественным порядком понимает порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества [6, с.4].

Однако, если до принятия Уголовного кодекса 1997 года высказывалась точка зрения, согласно которой общественный порядок имеет своей составной частью общественную безопасность, то в настоящее время предлагается считать, что общественная безопасность охватывает общественный порядок. К примеру, А. В. Готовцев пишет, что если «общественный порядок — это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность — это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка» [7, с. 13]. А. В. Куделич, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делает различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы [8, с. 15].

Мы не согласны с таким подходом к пониманию общественного порядка, поскольку он противоречит как теории уголовного права, административного права, так и общей теории права.

По мнению А. Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм [9, с. 15]. Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений.

На основе грамматического толкования названия главы 10 УК РК 2014 г. можно уяснить, что разделительный союз «и» подчеркивает наличие двух родовых объектов преступлений, однако в ней, по нашему мнению, повторяется ошибка УК РК 1997 года, где глава 9 называет наряду с родовым объектом «общественный порядок» родовой объект «общественная безопасность». По нашему мнению расширительное толкование А. В. Готовцевым [7] понятия «общественная безопасность» не решило данную проблему, привело к путанице в юридических конструкциях правовых категорий. К тому же и сам он пишет: «Сущность общественного порядка во всех случаях обеспечение безопасности людей, в одном — от незаконных посягательств других людей, в другом — от негативных проявлений источников повышенной опасности».

По мнению А. Р. Гегамова, «Общественный порядок — это необходимый и достаточный уровень правовой защищенности интересов общества, обеспечивающих общественное спокойствие людей на основе правовых и нравственных норм, определяющих порядок взаимоотношений людей в публичных местах» [10].

В связи с тем, что в новом УК РК 2014 года отсутствует специальная глава о преступлениях против общественного порядка, можно утверждать, что любое преступление нарушает установленный в государстве общественный порядок, урегулированный нормами права, т. е. правопорядок. В данном случае имеется в виду общественный порядок вшироком смысле слова.

Понятия «общественный порядок» и «правопорядок» соотносятся как целое и часть; различия между ними состоят в следующем:

  1. они не совпадают по своему происхождению: если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок как политико-юридическое явление возникает значительно позже, когда возникают публичная власть, право, законы; он является неотъемлемым атрибутом государства;
  2. у них разная нормативная основа: если правопорядок базируется на праве и является, в конечном счете, результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
  3. они по-разному обеспечиваются: если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок — на силу общественного мнения, на меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым — влияние (давление) всего общества;
  4. при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором — только меры морального характера;
  5. правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу: последний по указанным выше причинам гораздо шире первого [11, с. 209].

Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать определение понятия «общественный порядок». На наш взгляд, под понятием общественный порядок следует понимать урегулированную нормами права, морали, правилами общежития и обычаями систему волевых социально значимых общественных отношений, складывающихся между физическими и юридическими лицами с одной стороны, и между ними и органами исполнительной власти, главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих общественное и личное спокойствие, общественную нравственность, общепринятые нормы поведения, правила общежития, неприкосновенность чести и достоинства граждан.

Понятие общественного порядка представляет собой категорию, состоящую главным образом из трех основных элементов: содержание общественного порядка (главные существенные признаки, вошедшие в его определение); средства его регулирования; цели установления общественного порядка.

Общественная безопасность в качестве объекта преступлений означает совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, обеспечивающих защиту жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды, существующего порядка управления.

В УК РК 2014 года необходимо внести изменения и дополнения: главу 10 «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка» разделить на две главы — «Уголовные правонарушения против общественной безопасности» и «Уголовные правонарушения против общественного порядка», включив в них нормы-дефиниции «общественный порядок» и «общественная безопасность».

Литература:

  1. Даньшин И. Н. Характеристика, общее понятие и система преступлений против общественного порядка. — Харьков, 1973.
  2. Жильский Н. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан: Организационно-правовой анализ: автореф. дис. д. юрид. наук. — Спб, 2000.
  3. Яценко С. С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительный аспект. — Киев, 1986.
  4. Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М., 1975.
  5. Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3.
  6. Готовцев А. В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — М., 2000.
  7. Куделич А. В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: автореф. дисс. докт. юрид. наук. — М., 2000.
  8. Гранин А. Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: автореф. дисс. докт. юрид. наук. — Киев, 1975.
  9. Гегамов А. Р. Насильственные преступления против общественной безопасности и общественного порядка и уголовно-правовой механизм назначения справедливого наказания: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2011. — 190 с.
  10. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: «Юристъ», 2004. — 776 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle