Библиографическое описание:

Зухриддинов Р. Н., Сангиров Н. И. К вопросу об организации занятий в детских и юношеских спортивных школах // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 679-681.



В каждом ребенке заложено стремление к движениям, и если его не направлять, то у ребенка не разовьется потребность в экономном использовании энергии, влияющая в конечном итоге на отношение его к жизни, физическому и умственному труду. Воспитать потребность у детей стремиться быть сильными, быстрыми, ловкими, деятельными помогут различные общественные организации, в том числе детские и юношеские спортивные школы. Ведь правильное физическое воспитание начинается, прежде всего, с тех заданий, которые ребенок может и должен выполнять сам, без страха. Забота о настоящем и будущем самых дорогих для нас существ — наших учащихся всегда была и будет главной заботой, самым большим и ответственным делом.

В детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека и, что самое важное, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающее из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он всё-таки будет верен воспитанной в детстве потребности к движениям, ставшей также привычной, как умывание по утрам. Конечно, то, что упущено в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в более зрелом возрасте. Все знают, что физическая активность полезна для организма. Но далеко не все понимают, насколько она важна для нашего здоровья. В одной из своих драм Шекспир заметил, что «мы всегда теряем то, чем не пользуемся. Может быть, вам скучно делать зарядку, но так быть не должно». Далее он писал: «Если бы вы знали, почему надо выполнять различные упражнения добровольно, а не по предписанию врача, то у вас было бы куда больше охоты уделять им время».

Спортивные детские и юношеские школы во многом определяют отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре спортивных телевизионных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Решение поставленных перед ребенком задач должно быть направлено на приобретение простейших двигательных навыков, вначале в целях самообслуживания, а затем и таких навыков, которые помогут определить его творческие начала. Осуществление правильного физического воспитания возможно только тогда, когда от ребенка требуются не только физические усилия, хотя врожденные физические способности имеют немаловажное значение в жизни. В планомерном физическом развитии ребенка большую роль играют внимание, находчивость, изобретательность. Они проявляются во время занятий. Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность центральной нервной системы, что в свою очередь, улучшает функциональное состояние вестибулярного, зрительного, кожного, двигательного анализаторов, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, повышают адаптационные возможности организма к мышечной работе. Регулярные занятия спортом, в том числе гимнастикой, игры, ходьба, прогулки, борьба на поясах и другие способствуют росту ребенка, увеличению мышечной массы. Под влиянием физических упражнений, игр, плавания, борьбы на поясах повышается мышечный тонус, развивается быстрота, выносливость, гибкость мышц. Во время движений к мышцам поступает больше крови и лимфы несут больше питательных веществ, укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются основные движения. Повседневные занятия спортом способствуют также улучшению деятельности органов системы пищеварения, всасыванию питательных веществ.

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям и преподавателям советы, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и эмоциональное развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм. Физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость, мужество, выносливость. Для здоровья школьника важно то, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Систематические занятия физической культурой повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей и преподавателей детских и юношеских спортивных школ были необходимыми и своевременными.

Одним из распространённых среди молодёжи видов спорта является борьба. Национальная борьба — древнейший народный вид спорта. С давних времён борьба служила физическому воспитанию сильных мужчин и бесстрашных воинов. В ходе дальнейшего развития этого вида спорта и совершенствования правил проведения соревнований необходимо было сохранять самобытные и эффектные приёмы и основу борьбы. Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки борцов, основной целью которой является совершенствование, уточнение действующих на сегодняшний день правил соревнований, способствование её дальнейшему развитию.

Дальнейшее совершенствование системы подготовки может происходить путём интенсивности нагрузки, оптимизации методики подготовки борцов, особенно, по такому виду как борьба на поясах, поиском новых способов тренировки. Непременным условием при этом является учёт индивидуальных особенностей занимающихся.

Обучение и тренировку следует рассматривать как две стороны единого педагогического процесса, направленного на достижение физического совершенства, высоких спортивных результатов в гармоничном сочетании с психологической устойчивостью и духовным богатством. На начальном этапе предпочтение отдаётся обучению, которое постепенно на дальнейших занятиях уступает своё место тренировке. Однако почти в каждом тренировочном занятии имеются элементы обучения.

При обучении первостепенной задачей занятий является овладение новыми техническими и тактическими действиями, при тренировке — совершенствование ранее изученных и тактических действий, развитие физических и морально-волевых качеств учащихся.

Обучение и тренировка учащихся, которые занимаются в спортивных детских и юношеских школах имеют специфические особенности. Тренер должен учитывать, что в школьном возрасте у ребёнка продолжает формироваться характер. Поэтому одновременно со специальной подготовкой спортсмена-борца необходимо заниматься и его воспитанием.

Борьба на поясах — это темпераментный и зрелищный вид спорта. Здесь с помощью захватов и через захваты осуществляется взаимодействие с противником. Борьба на поясах — это обмен знаниями с помощью захватов, целью которого является проведение броска с последующим прижатием противника к ковру для достижения чистой победы или преимущества над ним.

В «Единых требованиях Международной Федерации борьбы на поясах» чётко прописаны принципы проведения соревнований с обязательным учётом требований современных международных правил спортивной борьбы. В основе «Единых правил» содержится один принцип: приемлемы только те приёмы, которые не приводят к травме соперника. Эти принципы и правила уже выдержали экзамен и доказали свою состоятельность на различных турнирах и чемпионатах.

Занятия физическими упражнениями характеризуются тем, что они:

 всегда являются функцией сознания, всеми движениями, упражнениями можно овладеть только в процессе жизнедеятельности, процессе обучения;

 поскольку все движения являются сознательными, можно через упражнения влиять на человека как на личность. Ведь всестороннее гармоническое развитие личности — обязательное условие общественного прогресса.

Только гармоничное сочетание развития нравственных категорий в поведении сознания и чувств являются целью, сущностью и содержанием педагогики физической культуры, как и всей педагогики в целом. В зависимости от форм и способов организации учебной деятельности педагогика физической культуры обладает значительным воспитывающим потенциалом и применительно борьбы на поясах. С этих позиций содержание учебно-двигательной деятельности борьба на поясах обладает большими возможностями для решения задач духовно-нравственного воспитания, так как включает в себя всё многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов. В этом важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся о совершенстве своего здоровья, гармоничного развития ученика.

В спортивной тренировке общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Целью спортивной тренировки является достижение высоких спортивных результатов, развитие духовных и физических способностей, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества.

В спортивной тренировке должны ставиться и решаться в единстве общие задачи, определяемые направленностью всей социальной системы воспитания и специфические задачи, вытекающие непосредственно из требований спортивной деятельности.

Исходя из общих направлений воспитания и подготовки учащихся общеобразовательных школ к занятиям по такому виду спорта, как борьба на поясах в процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:

  1. Задачи нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания учащихся и специальные задачи психологической подготовки борца.
  2. Задачи в области физической подготовки будущего спортсмена. Это — задачи воспитания физических способностей, необходимых в избранном виде спортивных единоборств (силовых, скоростных и т. д.), задачи широкой общей физической подготовки и обеспечения гармонического физического развития и укрепления здоровья.
  3. Задачи в области технической подготовки борца. К ним относятся: задачи по обучению спортивной технике и тактике, формированию и совершенствованию умений и навыков, содействующих достижению мастерства, задачи воспитания тактического мышления спортсмена и других его качеств, от которых непосредственно зависит спортивно-техническое и тактическое совершенствование.

Регулярные физические занятия с детьми дают следующие положительные результаты:

 пробуждают у учащихся интерес к занятиям спортом, способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

 углубляют взаимосвязь взрослых и детей;

 позволяют с пользой проводить свободное время, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

Только систематическая забота о двигательном развитии ученика дает желаемые результаты. Ведь регулярное повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Таким образом, физическая культура, в том числе занятия по такому распространённому виду спорта как борьба на поясах должна формироваться так, чтобы она стала органичным элементом нравственности, эстетичности и других сторон жизни. Физическая культура как результат, проявилась в общей культуре, стимулируя поиск рациональных методов формирования личности ученика, его физической подготовленности к жизни, к труду, к семейной жизни, нацеленности на здоровый образ жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle