Библиографическое описание:

Байсултанов И. Х., Исаев Т. М., Исаева Э. Л., Амадаев А. А. Организационно-экономический механизм функционирования телемедицины // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 288-292.



Разработанная стратегия продвижения телемедицины на региональном уровне, реализуется путем создания системы телемедицинских центров на базе ЛПУ региона по территориально-функциональному принципу с возможностью оценки коммерческого эффекта от предоставления телеконсультационных услуг.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, телемедицина, региональная экономика, менеджмент здравоохранения.

Для модернизации существующей системы здравоохранения необходим ее перевод в современное качество, для чего требуется большое количество ресурсов всех видов и соответствующая методология и современный инструментарий.

Рис. 1. Недостатки в информатизации здравоохранения. Разработка авторов

Внедрение и эксплуатация современных программных средств должно приносить экономический и медико-социальный эффект от внедренных мероприятий. Особое внимание сейчас уделяется обучению компьютерной грамотности медицинских работников. В системе здравоохранения разработано достаточное количество программ для информационного обеспечения здравоохранения, которые не связаны в единую методологическую базу.

Проблемы информатизации, существующие в здравоохранении, не могут рассматриваться в отрыве от существующих условий, определяющих перспективы развития общества.

В условиях глубокого экономического кризиса отрицательно влияет на здоровье нации снижение качественного уровня жизни, рост социальной незащищенности, политическая нестабильность, вынужденная миграция населения, происходит повышение стрессорности, что влечет за собой рост заболеваемости, алкоголизма, наркомании, преступности.

Перечисленные выше факторы влияют на снижение рождаемости, увеличение заболеваемости и смертности населения в условиях низкого уровня ресурсов здравоохранения. Неопределенности при разработке систем управления здравоохранением требуют концептуального осмысления, принципиальной перестройки, как самой системы здравоохранения, так и информационной поддержки этих процессов.

Мы предлагаем следующую формулировку главной цели информатизации: своевременная разработка новых информационных технологий для всех уровней управления в системе здравоохранения и новых медицинских компьютерных технологий, в рамках повышения качества лечебно-профилактической помощи, которая способствует реализации основных функций охраны здоровья населения и увеличения продолжительности активной жизни.

Использование программных продуктов в управлении системой здравоохранения обеспечивает обоснованное и успешное проведение оптимизации ресурсов на региональном уровне, внедрение современных технологий в рамках лечебно-диагностического процесса, контроля качества медицинской помощи.

В этой связи использование телемедицины должно стать одним из стратегических направлений создания современной модели регионального здравоохранения в рамках модернизации отрасли.

В современных условиях развития экономики эффективность от внедрения в деятельности системы здравоохранения современных информационных технологий, таких как телемедицина, находится под пристальным вниманием, как учёных, так и организаторов здравоохранения. Телемедицина является перспективным направлением в здравоохранении с точки зрения преодоления затратных механизмов в отрасли, снижения нагрузки на бюджет [1].

Создание центров телемедицины в регионах Российской Федерации должно рассматриваться не только как организация процесса или функции, но и как задача определенных социальных институтов.

В современных условиях в применении телекоммуникационных технологий для оказания медицинской помощи и распространения медицинской информации следует руководствоваться рядом основных принципов.

Таблица 1

Основные принципы использования телемедицины

Принцип

Обоснование принципа

Качественной медицинской помощи населению, живущему в отдаленных регионах

Телемедицина позволяет через существующие каналы связи наладить каналы информационного обмена между крупными медицинскими центрами и отдаленными районными больницами для повышения качества обслуживания населения в отдельных регионах

Анализ и разработка возможных способов применения телемедицины должен начинаться с выявления потребностей у потенциальных пациентов и медработников

Необходимо разработать комплекс организационных мероприятий позволяющий соединить воедино интересы потребителей, работающих в удаленных местностях медиков, поставщиков технологий. Создание адекватного программного обеспечения для конечного потребителя в конкретной местности

Региональные телемедицинские центры должны быть оптимально приспособлены к потребностям региона и использоваться наиболее многосторонне

В связи с нехваткой экономических ресурсов как следствие возникают проблемы в нехватке медицинской помощи, и новые технологии должны использоваться максимально эффективно

Распространение телемедицины в регионах снизит уровень изоляции от федерального центра

Эффективное применение телемедицины, приведет к снижению чувства отдаленности региона от центра. Телемедицина позволит привлечь медицинских работников для работы в удаленные регионы страны.

Использование телекоммуникаций для проведения профилактической работы в районах, испытывающих острый дефицит медобслуживания

В обделенных медицинскими учреждениями регионах трудно наладить разъяснительную работу среди населения. Улучшение профилактических мероприятий приведет к значительной экономии медицинских расходов

Обязательно должны быть установлены технологические стандарты телемедицины

Использование технологических мощностей должно осуществляться исходя из их возможностей с учетом соблюдения медицинских стандартов для обеспечения качества

Эффективная телемедицина значительно повысит возможности медработников среднего звена по оказанию медицинской помощи населению

Среднее звено медработников представляет собой значительный резерв повышения качества медицинской помощи

В доступной литературе анализ эффективности телемедицинских проектов с точки зрения обоснованности теоретических и методологических положений не решен в полной мере. Особое значение с точки зрения оценки проявления эффекта в телемедицине играет человеческий фактор, так как он существенно может повлиять на реализацию проекта а, в конечном итоге, является главным действующим лицом.

Наиболее распространенная модель анализа «цена-прибыль» в системе здравоохранения мало приемлема, поскольку невозможно достаточно однозначно определить, что считать прибылью в данной системе. Более применима в данном варианте модель «цена-эффективность», где цена — выражена в денежных показателях, а эффективность — в качественных.

Однако, возникает вопрос — как количественно оценить эффективность. Проблема оценки эффективности не исключительна как для здравоохранения в целом, так и для телемедицины в отдельности и присуща всем направлениям информатики в здравоохранении [2].

Нами обобщены принципы оценки эффективности в телемедицине:

 оценка должна быть неотъемлемой частью проекта, этапов выполнения и модернизации;

 оценка должна рассматриваться как общий заранее предусмотренный процесс для получения полезных знаний и усовершенствования программы действий, а не как изолированное действие в проекте;

 выгоды и затраты данных телемедицинских приложений сравниваются с аналогичными стандартными или альтернативными методами;

 потенциальные выгоды и затраты телемедицины должны широко изучаться, чтобы осуществлять идентификацию и определение неожиданных и, возможно, нежелательных эффектов, и поощрять полную оценку эффективности для всех существующих стратегий;

 акцент должен быть сделан на идентификации наименее дорогостоящих и самых практичных способов достижения желательных результатов вместо того, чтобы исследовать самые захватывающие или передовые телемедицинские решения;

 оценка не должна чрезмерно касаться особенностей и требований отдельных технологий, но сосредотачиваться на клинических, финансовых и социальных целях и потребностях тех, кто может извлечь выгоду или пострадать от телемедицины.

В таблице 2 обобщены различные подходы к оценке экономической эффективности телемедицины.

Таблица 2

Составляющие телемедицинской эффективности [Разработка авторов]

Автор

Показатели эффективности

Bashshur et al.

цена, качество, доступность.

Aoki et al.

1.Клинические результаты: клиническая эффективность; удовлетворение пациента; диагностическая точность; стоимость.

2. Неклинические результаты: технические; организационные.

Д. Добрянский

1. Количественные (индикаторы, которые можно измерить и подсчитать)

2. Качественные: удовлетворение клиента; этические критерии.

В. Владимирский

1. Клинические методы:

— методы оценки деятельности лечебного учреждения;

— методы оценки врачебной (лечебно диагностической) деятельности и исходов лечения;

— методы оценки диагностической ценности;

— методы оценки моральной эффективности.

2. Неклинические методы:

— методы оценки экономической эффективности;

— методы математического моделирования;

— методы исследования психологического статуса;

— методы оценки технологической эффективности;

— методы оценки организационной эффективности.

В таблице 3 приведена схема формирования расходов на телемедицину по Crowe.

Таблица 3

Формирование расходов на телемедицину по Crowe

Тип затрат

Элементы

Создание проекта

Подготовка запросов на финансирование, конкурс проектов, найм персонала, анализ осуществимости, подготовка к тендерам на оборудование, выбор и установка оборудования, ревизия организационных приготовлений, консультации с персоналом, тренинг персонала, определение методов оценки

Оборудование

Компьютеры и периферийное оборудование, комплекты для видеоконференций

Общие

Амортизация (10–15 % в год), транспортные расходы, простой

Коммуникации

Расходы на коммуникации должны постепенно снижаться в успешной телемедицинской программе

Персонал

Успешная телемедицинская программа должна быть экономичной и сокращать рабочее время персонала, почасовая оплата персонала и консультантов

Себестоимость телемедицинской услуги может быть определена в общем случае следующей формулой Камаева и соавт.:

С=(ЗПмп+ЗПип+ЗПпп)*(1+СО)+АО+ИИ+РМ+ОУР+УСО+Пр, (1)

где ЗПмп — зарплата медицинского персонала;

ЗПип — зарплата инженерно-технического персонала;

ЗПпп — зарплата прочего персонала;

СО — отчисления в социальные фонды;

АО — амортизация оборудования;

ИИ — износ инвентаря;

РМ — стоимость расходных материалов;

ОУР — общеучрежденческие расходы;

УСО — услуги сторонних организаций; Пр — прибыль.

Сегодня в мире используется более 250 проектов в области телемедицины, которые можно разделить на: клинические, информационные, образовательные и аналитические. По географическому критерию проекты можно распределить на: региональные (40 %), местные (27 %), международные (17 %)общенациональные (16 %). Большинство проектов являются многоцелевыми, которые связаны с телеобучением и телеобразованием. В большинстве проектов каналы связи для передачи информации в основном используются для совершенствования системы управления и администрирования. В 23 % телемедицина используется для медицинского обслуживания жителей сельских и удаленных районов.

Основной задачей региональной системы здравоохранения является формирование единой системы лечебных учреждений для предоставления своевременной и качественной медицинской помощи жителям республики, независимо от места их проживания.

С 1994 по 2000 гг. в силу известного общественно–политического кризиса многонациональный народ Чеченской Республики был выведен из экономического, политического и правового поля государства. Республика превратилась в зону экономического бедствия, практически полностью были разрушены (более 90 %) учреждения здравоохранения. Было потеряно более 95 % диагностического и лечебного оборудования и санитарного автотранспорта. В 2012г. на территории республики развернуто всего 83 лечебно-профилактических учреждения, из них 59 учреждений участвуют в программе обязательного медицинского страхования.

Ежегодно в республике регистрируется от 700 тысяч до миллиона и более случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями. Показатель общей заболеваемости населения республики сложился на 48 % впервые выявленными в жизни заболеваниями, в том числе у детей на 54 %, подростков — 49 %, взрослых — 45 %, однако данный показатель низкий по всем классам из–за острого дефицита врачей в первичном звене, что в свою очередь привело к низкой выявляемости и диагностики болезней [3].

Низкая обеспеченность врачами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием, неполный статистический учет все это объясняет показатели заболеваемости, которые не отражают истинного состояния здоровья населения республики и не имеют определенной динамики.

Таким образом, анализ медико-демографической ситуации в республике, позволяет сделать вывод, что, несмотря на ряд положительных изменений, сохраняются высокие показатели младенческой и материнской смертности.

В рамках модернизации здравоохранения республики с целью улучшения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению необходима централизация служб медицинской помощи. В целях приближения консультативной и кураторской помощи врачам, работающим на селе, планируется внедрение региональной информационной системы мониторинга родовспоможения.

Проведение консультаций в удаленных районах (Чеченская Республика) специалистами крупных медицинских центров страны (Москва, Санкт-Петербург), в рамках организации медицинской помощи при стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, и техногенных катастрофах — одно из направлений использования в регионе телемедицинских технологий.

В современных условиях получили распространение телемедицинские проекты работающие по принципу “центр страны — регионы”. Перспективными и финансово привлекательными являются региональные проекты, которые имеют прикладной характер и практическую направленность. Региональные проекты в большинстве случаев объединяют несколько местных медицинских учреждений (областная больница — центральная районная больница), или работают в пределах одного медицинского учреждения, имеющего удаленные рабочие места.

Для качественного внедрения телемедицинских технологий в практику здравоохранения региона основной задачей является детальное изучение потребностей пациентов и активное изучение возможной врачей по возможным вариантам применения телемедицины.

Применение социологических методов изучения проблемы, реализуя принцип “обратной связи”, позволяет получать необходимую информацию в динамике.

Сотрудниками Министерства здравоохранения Чеченской Республики было проведено исследование в области социального маркетинга, результаты которого позволили определить отношение врачей и пациентов к возможностям телемедицины.

Проведенное анкетирование позволило составить полную картину мнений, высказанных врачебным персоналом по наиболее актуальным вопросам, касающимся как применения информационных технологий в целом, так и определения приоритетных направлений для развития телемедицины в Чеченской Республике.

Сегодня в Чеченской Республике отсутствует собственный опыт использования телемедицины. Проведенные нами маркетинговые исследования больше говорят об ожиданиях врачей от внедрения информационных технологий, чем об объективных впечатлениях от их использования [4].

Организация системы телемедицины в сложившихся условиях развития Чеченской Республики в системе здравоохранения и существующем уровне оснащенности учреждений оборудованием и рациональной расстановки персонала является экономически оправданной и конкурентоспособной по сравнению с существующими формами оказания медицинской помощи.

Литература:

  1. Исаев Т. М. Методы оценки экономической эффективности телемедицины/Текст/ Вопросы экономики и права № 49,2012-М. с. 77–83.
  2. Исаев Т. М. Повышение качества медицинского обслуживания России путем развития региональной телемедицины/Текст/ Экономические науки № 91, 2012-М. с. 82–88.
  3. Исаев Т. М. Формирование организационно-экономического механизма функционирования телемедицины, как фактор регионального развития (на материалах Чеченской Республики) /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Грозненский государственный нефтяной технический университет им. ак. М. Д. Миллионщикова, Грозный-2012.
  4. Идилов И. И., Сагов А. И., Исаев И. М. Менеджмент здравоохранения/монография/ Дашков и Ко, 2013-М.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle