Библиографическое описание:

Копылова Н. Г. Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 696-699.



Функциональным предназначением курса «Естествознание» основной школы является подготовка учащихся к изучению линейных курсов предметного обучения образовательной области «Естествознание». Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической. Миссия учебного предмета «Естествознание» основной школы направлена на формирование у учащихся ориентировочной основы естественно-научного стиля мышления, а также мировоззрения, которое обусловливает нравственный выбор личного жизненного пути и осознания пути развития общества.

При этом конструирование курсов «Естествознание» различными авторами осуществляется в соответствии с концептуальным виденьем сущности интеграции в естественнонаучном образовании и способов ее осуществления. Выбранная концепция интеграции определяет структуру и отбор содержания, понятийную систему курса, а также определяет ценностные ориентиры учебного познания, которые, несмотря на специфику конкретного авторского курса, базируются на следующих положениях:

 ценность научного знания как достоверного и объективного;

 ценность системно-синергетического подхода для понимания развития самоорганизующихся систем;

 ценность рассмотрения человека как компонента природы;

 ценность научного знания направленного на сохранение Жизни и Человека на планете;

 ценность дедуктивного подхода для прогнозирования становления новых структур;

 ценность интеграции гуманитарных и естественных наук для решения современных проблем человечества.

Таким образом, содержание учебного курса «Естествознание», не зависимо от авторской интерпретации, отражает специфику соответствующей области научного знания и ее ценностные установки.

С другой стороны также можно выделить отдельные дидактические компоненты интегрированных курсов, связанные с относительной самостоятельность данной отрасли дидактических знаний:

 общедидактический (общие положения для школьных предметов естественнонаучного цикла) отражает общие и частные подходы к конструированию интегрированных курсов, особенности содержания учебного материала и адекватных методов обучения;

 исторический (история развития дидактики курсов) отражает взгляды на данную проблему в историческом контексте;

 функциональный (функция в системе естественно-научного образования) отражает приоритет одних функций перед другими;

 содержательный (отбор и структура содержания) отражает основания и критерии отбора содержания;

 деятельностный (виды деятельности, которым обучаются учащиеся) отражает направленность методической системы учебного курса на овладение учащимися конкретными видами учебной деятельности;

 обучающий (система эффективных методов и форм обучения) отражает соответствующие целям, задачам, содержанию и возрастным особенностям учащихся формы и методы обучения (адекватность предложенной методической системы);

 воспитательный (изучающий возможности курсов при воспитании учащихся) отражает возможности курса в формировании отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе;

 развивающий отражает цели, способы и планируемые результаты развития учащихся;

 материальный отражает материальную базу процесса обучения;

 личностный отражает взаимодействие личности ученика и учителя.

Кроме того, следует отметить, что реализация интегративного подхода в естественно-научном образовании способствует смене познавательных установок обучающихся от фрагментарно-редукционисткого к системно-целостному (интегративному) (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ познавательных установок

Фрагментарно-редукционистский подход

Системно-целостный (интегративный) подход

Индивидуальная вещь важнее идеи (подлинное существование имеют только индивидуальные объекты, следовательно, ищи конкретные свойства объекта)

Идея важнее своего воплощения, следовательно, изучая конкретный предмет, нужно искать воплощенную в нем идею

Исследовать целое нужно путем сведения его к элементарным частям, которые определяют свойства целого

Нужно изучать специфику целостного объекта, а в его частях искать проявления целого

Искать, как внешняя среда определяет внутренние свойства объекта (влияет на внутренние свойства)

Искать, как внутренние свойства объекта формируют внешнюю среду

Описывать, не объяснять

Важнее объяснять, чем описывать

Измерять явления числами — стремиться к количественной характеристике наблюдаемых феноменов

Нужно искать математические структуры, формулы, законы, лежащие в основе феномена

Искать объективное описание явлений, инвариантное по отношению к различным наблюдателям и способам представления

Искать описания явлений с позиций разных наблюдателей, не смущаясь противоречивостью субъективных описаний

Расщеплять объект и субъект, четко отделять объективное от субъективного

Признавать, что познание есть результат слияния познающего субъекта с познаваемым объектом, стремиться к такому слиянию

Искать причинно-следственные связи между явлениями

Искать смысл явлений, проявляющийся в целях

Не вводить новых сущностей

Вводить новые сущности (вообще неизвестные факторы) там, где они могут быть охарактеризованы и обладают объяснительной силой

Рассматривать все в историческом развитии

Рассматривать явления системно, в рамках логических связей, отвлекаясь от исторических случайностей

В описании мира важен смысл, а не способ его выражения

Существенно, как выражение описано. Следует искать наиболее адекватный способ описания в естественной системе понятий

Объект не зависит от факта существования теории, описывающей этот объект

Объект может претерпевать внутренние изменения под влиянием теории, описывающей этот объект

Теория, описывающая явление, не должна содержать логические противоречия и взаимоисключающие положения

Противоположные положения, характеризующие явление, дополняя друг друга, образуют целостную картину явления

Истина, добро и красота историчны и конвенциональны, критерии истинности, эстетичности и нравственности следует рассматривать в исторической парадигме

Существуют абсолютные истина, добро и красота, относительно которых, следует оценивать все сущее

Таким образом, содержание учебного курса «Естествознание» отражает как специфику соответствующей области научного знания, так и ценностные установки, определяющие идейную направленность курса. При этом дидактика интегрированных курсов описывает всю совокупность педагогических явлений в процессе обучения, связанных со спецификой конкретного курса, а так же с их общими чертами.

Литература:

  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
  3. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
  7. Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  10. Соломин, В.П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  11. Сорокина, Л.А Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов /Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.
  12. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала /Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
  13. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс /Л. А. Сорокина //автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  14. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  15. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  16. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle