Библиографическое описание:

Сгонник Л. В. Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 1-4.



Идея применения проектной деятельности в образовательном процессе не нова. Метод проектов возникает в начале XX века в США (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик). С 1905 года опыт применения метода проектов все активнее обсуждается в России. Сторонниками использования метода проектов были педагоги П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий и др. Безусловными преимуществами данного метода педагоги считали необходимость самостоятельного добывания обучающимися информации и интеграцию знаний для решения конкретной социальной проблемы. Цель проекта – это организация деятельности ребенка по приобретению знаний, которые могут пригодиться в жизни. Основная идея данной технологии — уравновесить теоретические знания и возможности их применения для решения конкретной проблемы. С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1. Проекты игр

2. Экскурсионные проекты

3. Повествовательные проекты

4. Конструктивные проекты

На рубеже 1910–20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять лет — «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.

Мы под методом проектов понимаем определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности, а именно в виде решения практической или теоретической задачи. [5]

Большие возможности предоставляет проектная деятельность в ходе профессионального становления будущего специалиста через овладение активными способами действий. Проектная деятельность может быть применена как технология на всех уровнях организации системы образования: в дошкольном образовании, в школе, колледже и вузе. Данная технология развивает аналитические и организационно-управленческие функции, повышает конкурентноспособность специалиста. В связи с внедрением ФГОС ВО в систему профессионального образования все активнее применяется деятельностно-компетентностный подход к подготовке кадров, который предполагает использование современных образовательных технологий, максимально приближающих студента к будущей профессиональной деятельности и формирующий у него важные профессиональные компетенции специалиста. [3]

Высшее педагогическое образование не является в этом отношении исключением и активно апробирует технологии, которые способствуют развитию общих и профессиональных компетенций будущего педагога. Подготовка будущего педагога предполагает использование современных образовательных технологий, формирующих компетенции не только в предметно-содержательном плане, но и путем обеспечения интеграции приобретенных знаний в профессиональные умения и опыт. В качестве одной из таких технологий мы рассматриваем участие студентов в проектной деятельности. При более детальном рассмотрении сущности проектной деятельности мы видим в ней много общего с содержанием и методами творческой и исследовательской деятельности, по сути это интеграция свойств каждой из них. Мы рассматриваем проектную деятельность студентов как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций будущего педагога, так как она предполагает самостоятельный поиск информации через проработку проблемы, ориентацию на практический результат, проведение обобщающего анализа знаний из разных предметных областей, поиск путей решения проблемы, представление результатов в ходе публичной защиты доказательств и изучение опыта применения.

Сегодня участие молодежи в проектной деятельности рассматривается не только как государственное направление молодежной политики, но и как вектор реализации стратегических целей развития общества, поскольку вопросы прогнозирования и проектирования напрямую связаны с решением реальных социально-экономических, экологических, политических и других сфер развития общества. Молодежь, находясь в условиях состязательности, творчества и проблемной ситуации в состоянии выработать нестандартный подход к решению злободневной социальной проблемы. И от этого выигрывают все: общество и государство, качество профессиональной подготовки, сам молодой человек, который в процессе участия в проектной деятельности обретает бесценный опыт масштабного мышления, творчества и участия в решении конкретных задач.

Студенчество сегодня — инициатор социальных нововведений. [4] Поэтому привлечение студентов к решению социальных проблем региона способно не только обозначить вопросы диагностики реальных проблем, но и предложить варианты их практического и эффективного решения. Именно поэтому, сегодня проектная деятельность все шире применяется в работе образовательных учреждений, молодежных объединений, общественных организаций, молодежных форумов, научных и профессиональных организаций. На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом. Студенты в ходе работы овладевают технологией социокультурного проектирования.

Что же необходимо для включения студентов педагогического вуза в проектную деятельность?

— наличие значимой проблемы

— практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов

— самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность обучающихся

— структурирование содержательной части проекта

— использование исследовательских методов, предусматривающих обоснование актуальности, гипотезы, методов решения, способов оформления, итогов, презентации и выводов.

Овладение технологией проектной деятельности приводит к изменению мотивации студента: теперь он познает, чтобы решить конкретную социальную проблему. При этом важен и процесс познания и результат, позволяющий решить конкретную проблему и раскрывающий творческий потенциал студента. Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять реальное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, администрацией вуза, реализовывать на практике социальное партнерство, участвует в реализации конкретного социального молодежного проекта, осуществляет презентацию проекта и его реализацию. По мнению самих студентов, участие в проектной деятельности научило их:

—самостоятельно находить необходимую информацию;

—работать в команде, демонстрировать готовность к социальному взаимодействию;

— выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;

—определять, как полученные знания могут быть применены в окружающей действительности. алгоритм планирования, задав следующие вопросы. [1]

Анализ применения проектно-технологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в Филиале СГПИ в г. Железноводске показал. что в образовательном процессе реализуются проекты разного вида. Проекты используются в учебном процессе на занятиях, в научно-исследовательской работе (деятельность СНО), во внеурочной деятельности. [5]

Применяемые проекты различаются по предметному содержанию: монопроекты (фоторепортаж «История Великой Отечественной войны в лицах») и межпредметные проекты (Театрализованный литературный фестиваль «Литература окрыляет ум и сердце»; по характеру контактов: внутренние (газета «Студенческий перекресток») или региональные (Проведение Новогоднего утренника в Детском доме рук. Фабрика Ю. И.); по количеству участников: индивидуальные и групповые; летопись Филиала рук. Краснокутская Л. И., фоторепортаж к 90-летию со дня основания образовательного учреждения рук. Михайлова М. А., День здоровья рук. Ярлыкова О. В., Интервью с интересным человеком рук. Лебединская В. Г., по продолжительности: краткосрочные и долгосрочные;: Клуб «Социально-педагогическая поддержка студенческих семей» рук. Гончарова Н. В., по целям: исследовательские; информационные (сбор информации); творческие (подготовка видеофильма о деятельности педагогического клуба «Данко» рук. Пономаренко В. П., репортажа в газету «Железноводские ведомости»); прикладные (подготовка словаря, документа, учебного пособия «История литературы Ставропольского края» рук. Куденко Н. И.). Это проекты: «Зеленое яблоко» рук. Тарасова Д. А., «Организация досуга детей Базовой общеобразовательной школы студентами 1 курса» рук. Величко И. В. и многие другие.

В 2015 году студенты Филиала СГПИ в г. Железноводске приняли активное участие в целом ряде конкурсов, направленных на реализацию Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года по ряду направлений молодежной политики. Так, для участия в Молодежном форуме «Машук-2015» был подготовлен и представлен проект, являющийся продолжением проекта, ставшего победителем в номинации «Информационные технологии» Северо-Кавказского молодежного форума «Машук — 2013». Проект был направлен на организацию работы молодежной рубрики «Твоя Тема» в программе «Новости Железноводск ТВ» на базе теле-радиостудии города-курорта Железноводска Ставропольского края. На протяжении 2014–2015 гг. молодежная рубрика «Твоя Тема» продолжала работу в программе «Новости Железноводск ТВ». Проект был направлен на содействие теле-радиостудии города-курорта Железноводска Ставропольского края в информационном освещении жизни молодежи в г. Железноводске. Программа проводила анализ социальных, конфессиональных, профессиональных, жилищных и других проблем молодежи, вела пропаганду социальных программ, направленных на поддержку, популяризацию выдающихся достижений молодежи, консолидацию усилий молодых специалистов в разработке актуальных проблем и решении приоритетных задач города, содействие укреплению и развитию связей между молодежью различных учебных заведений и организаций. Продолжение работы в рамках проекта и молодежной рубрики «Твоя тема» в программе «Новости Железноводск ТВ» было обусловлено необходимостью обсуждения молодым поколением насущнейших проблем. Куратором проекта выступила Фабрика Ю. И., преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин Филиала, руководителем проекта Гуляева А. С., студентка 3 курса гуманитарного факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, координаторами проекта стали Пономаренко В. П., техник-программист Филиала и Мищенко А. Ф., студентка 3 курса гуманитарного факультета, Филиала СГПИ в г. Железноводске.

На Северо-Кавказский молодежный форум «Машук — 2015» был заявлен проект Путеводитель «Шотландская колония Каррас в истории и литературе». Данный проект позволил расширить дополнительные привлекательные исторические и социокультурные туристские ресурсы в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации –Кавказские Минеральные Воды. Реализация проекта позволила бы ввести п.Иноземцево в туристско-рекреационный кластер КМВ, расширила бы туристские услуги и повысила бы туристическую привлекательность региона для туристов ближнего и дальнего зарубежья. Проект представляет интерес для турфирм, туроператоров, экскурсоводов, специалистов станций юных туристов, студентов и учащихся, занимающихся туристско-краеведческой работой. Авторами проекта стали участники-лауреаты VII ежегодного Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» с электронным путеводителем «Тайные истории пос. Иноземцево» (2013 т.): куратор проекта Краснокутская Л. И., кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-филологических дисциплин Филиала, Ордян Е. А., учитель истории и обществознания базовой общеобразовательной школы, Чекмарева Т. В., студентка 3 курса психолого-педагогического факультета, Неезжалова Е. С., студентка 3курса психолого-педагогического факультета.

Одним из победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов «Таврида» в Крыму в 2015 году стал проект, подготовленный Иваненко Н. Н., студенткой 4 курса психолого-педагогического факультета Б-4н группы, направленный на решение одной из проблем современной России — проблемы эстетического развития воспитанников детских домов, детей «группы риска» и детей-инвалидов через театрализованные представления и непосредственное вовлечение их в театральную деятельность При этом дети становятся полноценными участниками действия, происходящего на сцене. Деятельность Театральной студии «Эмоция» в рамках реализации данного проекта направлена на подготовку и проведение концертных номеров и праздничных постановок для детей — воспитанников детских домов и коррекционных учреждений школ-интернатов города-курорта Железноводска.

Реализация метода проекта позволяет решить и другие не менее важные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, а именно:

сформировать у будущих педагогов компетенций, которые позволят им в дальнейшем организовывать театральные студии в образовательных учреждениях; развить коммуникативных навыков студентов — будущих педагогов; развить артистические способности и сценическое мастерство студентов.

Наш опыт показал, что проектная деятельность способствует формированию профессиональных и личностных качеств при соблюдении следующих условий:

—проект имеет общественную значимость;

—проект представляет профессионально ориентированное задание;

—уровень сложности проектов возрастает;

—проект ориентирован на учет индивидуальных интересов и способностей студентов.

На наш взгляд, формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе: WEB-сайт, анализ данных социологического опроса, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, макет, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в …, праздник, публикация путеводителя, серия иллюстраций, сказка, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Проектная деятельность позволяет уменьшить поток информации, который обрушивается на студента, изменив ситуацию в сторону соединения теории с практикой, творчества с научным исследованием. В ходе выполнения проекта студентом от постановки целей до реализации проекта и анализа результатов он переживает радостные моменты творческой самореализации, выполняемое задание обретает личностный смысл. [7]

Таким образом, проектная деятельность в педагогическом вузе является современной образовательной технологией, позволяющей эффективно формировать профессиональные компетенции будущего педагога в учебной, воспитательной и научной деятельности и имеющей большие перспективы.

Литература:

  1. Абашеева Л. Н. Проектная деятельность как средство творческого саморазвития личности учащихся //Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3 Международной научно-практической конференции ч.4 Тамбов: Пермина, 2005.-с.10–12.
  2. Кузнецов В. С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в ВУЗе [www.childpsy.ru/dissertations/id/18863.php].
  3. Кустова С. А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов [festival.1septermber.ru/articles/633155/].
  4. Лукс Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара, 2013.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат М., 2000–237с.
  6. Свечников К. Л. Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. …к.пед.н.Казань, 2009.
  7. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед.н.Махачкала, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle