Библиографическое описание:

Пилюгина Е. И. Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов-мигрантов в период социально-психологической в адаптации // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 4-6.



Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов, отдельных учебных заведений теоретико-прогностической модели адаптационного поликультурного образовательного пространства с различным языковым, культурным и духовным полиэтническим, социальным составом студентов.

В настоящее время психолого - педагогическая наука не располагает достаточными средствами для описания такого сложного многофакторного процесса, каким является поликультурное образовательное пространство.

Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда, включающая не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего человека (вузы, школы и т.д.), но и другие социальные системы и явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой коммуникации, ведущие идеи, ценностные ориентации, все то, что обуславливает глубокие изменения в мультикультурном обществе [2, с.46].

Сущность адаптационного поликультурного образовательного пространства вытекает из обоснования противоречий между:

- необходимостью обращения в поликультурном образовании к целостности культуры и необходимостью отражения ее этнических компонентов, актуальных для субъектов образования;

- целостностью культурной среды и функционированием в ней различных этнических компонентов;

- необходимостью в обеспечении усвоения личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания [2, с.57].

С учетом изложенных положений адаптационное поликультурное образовательное пространство выступает и как территориально обозначенная поликультурная среда, в которой удовлетворяется потребность в образовании, адаптации, защите и поддержке различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур.

Цель адаптационного образовательного пространства заключается в создании условий, механизмов и технологий адаптационной интеграции личности в культуру посредством образования. Данные цели реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте культур.

Студенты-мигранты - это особенная категория, нередко переживающие глубокий стресс, что приводит к срыву имеющихся у них положительной защиты. Такой студент нуждается в помощи и поддержке окружающих [1, с.12]. Следовательно, задачи поликультурного образовательного пространства, касающихся студентов-мигрантов могут быть вычленены как:

- обеспечение каждому студенту-мигранту индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;

- создание условий и механизмов поддержки и защиты личности, ее быстрейшей адаптации в инокультурную среду путем использования методологий и технологий поликультурного образования;

- организация социального опыта, приобретение элементарных знаний, формирование способов и навыков толерантного поведения в урегулировании конфликтов, принятие правильных решений в ситуации выбора, умений в установлении контактов в межнациональном инокультурном взаимодействии.

В этой связи актуализируется проблема раскрытия методологического обоснования психолого-педагогической поддержки и защиты личности студента – мигранта в поликультурном образовательном пространстве.

Исследуя личность студента – мигранта, как феномена мирового и регионального образовательного пространства, нам видится целесообразным вычленение структурных компонентов миграции, определяющих место студента – мигранта в социальной и образовательной политике региона:

- социальный статус родителей;

- национальная принадлежность: мигранты доминирующего этноса и представителей других народов, а также мигранты этнически близких и различных общностей;

- причины, побудившие переменить место жительства: мигранты, уезжающие из-за межнациональной напряженности и те, кто уезжает по экономическим и другим причинам;

- способ реализации миграции: организованная и неорганизованная; индивидуальная, самостоятельная и т.д.

В современных условиях решение сложной проблемы продуктивно не только не только в интеграции глобального и регионального.

Условно студентов – мигрантов можно разделить на 3 группы в зависимости от способов адаптации к новым жизненным установкам.

Первый тип – студенты русских, эмигрировавших из горячих точек (способность к адаптации выражена лучше всего, однако социальное недоверие проявляется чаще всего в агрессивных формах поведения).

Второй тип - студенты других национальностей, хорошо владеющие русским языком, с повышенной способностью к социальной адаптации; доверие к себе у них выражено намного сильнее, чем доверие к социальному миру, который воспринимается как враждебный, однако открытую агрессию проявляют редко; недоверие выражено в виде хвастовства и лживости.

Третий тип – студенты других национальностей, недостаточно хорошо владеющие русским языком (выражение недоверия к себе, поиск опоры в преподавателях, стремление им понравиться, услужливость и т.д.) [5, с.89].

В современных условиях одной из важнейших проблем поликультурного образовательного пространства является разработка новой парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования. В целом попытку позитивного ее решения осуществили авторы инновационных концепций воспитания (И.М. Ильинский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газиан, В.М. Коротов, А.В. Мудрик, З.А.Малькова, Л.И. Новикова и др.).

Теория и практика поликультурного воспитания требуют от вуза, чтобы она стала методом возможной культурной дискуссии для того, чтобы позволить детям не одним, а с такими же как они переживать личностные различия, научиться решать проблемы межкультурного взаимодействия путем диалога, компромиссов и сотрудничества.

Поликультурное воспитание в рамках психологии и педагогики работы со студентами – мигрантами призвано:

- сформировать у студентов систему ценностей, связанных с реальностью модели мира;

- помочь студентам овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации;

- дать студентам представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества;

- сформировать личностные качества студента, необходимые ему при его идентификации в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.

Данные положения подводят к определению к определению цели личностно – ориентированной мигрантской психологии и педагогики, которая заключается в следующем: формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к личной автономной и коллективной деятельности в условиях глоболизма и культурной интеграции, а также поиск условий гармоничного сосуществования мигрантских групп и доминирующего на территории населения этноса с учетом современных этногенетических процессов и тенденций культурогенеза.

С учетом этого нами определены требования к профессиональной подготовки преподавателя, ориентированного на работу со студентами – мигрантами:

- понимание социально – психологических особенностей студентов – мигрантов, использование современных педагогических технологий;

- учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению, знание преподавателем задач, основных идей, понятий поликультурного образования;

- наличие культурологических, этноисторических, этнопсихологических знаний, позволяющих осознать многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества;

- умение выделять или вносить в содержание высшего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы, организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве [3, с.59].

В этой связи актуализируется такая качественная характеристика преподавателя, как методологическая и этнопедагогическая и этнопсихологическая культура, обеспечивающая эффективность педагогического взаимодействия в мультикультурном обществе.

Профессиональная педагогическая культура специалиста предполагает органическое сочетание высокого профессионализма, интеллигентности, социальной зрелости и инициативы. Этнопедагогическая культура, педагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности [6, с. 113].

Кроме того, следует отметить ряд личностных качеств преподавателя, необходимых для работы в поликультурном образовательном пространстве вуза:

- владеть толерантностью, коммуникабельностью, уметь погасить отрицательные эмоции, подавить агрессию, раздражение;

- личные и общественные споры со студентами решает посредством диалога и через сотрудничество;

- демонстрирует ощущение радости жизни, чувство юмора, внутренне свободы, поскольку только свободный педагог может воспитывать свободного человека, при разрешении конфликтной ситуации всегда руководствуется в своих поступках нравственной позицией.

Таким образом, определив цели, задачи, функции, принципы и механизмы поликультурной образовательной среды вуза, условием формирования педагога, плодотворно работающего над реализацией идей педагогики и психологии со студентами – мигрантами, является единая этико-нормативная основа – нравственная позиция взаимодополняющего сотрудничества и диалога сотрудников поликультурного образования, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций.

Анализ изложенного позволяет нам сделать вывод о том, что адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать:

- ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми;

- поддержка культурной идентификации каждой личности;

- возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию;

- приобщение студента к культуре посредством образовательной среды вуза;

- творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию [4, с. 78].

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке психолого – педагогических аспектов поддержки и защиты студентов – мигрантов в поликультурной среде высшей школы в контексте педагогики работы с данной категорией обучающихся, через самопознание, самораскрытие и повышение самооценки данных студентов, что непосредственно повысит их адаптационные возможности.

Литература:

  1. Василенко Д.В. Психологическая поддержка развития личности студента-мигранта. Автореферат канд. психол. наук. - Ставрополь, 2001. - 24с.
  2. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. – Тирасполь, 2000. – 83 с.
  3. Гордиенко Н.В. Об особенностях эмпирического исследования профессиональной деформации в практике современного образовательного маршрута личности педагога. – Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 9-10. С. 168 – 171.
  4. Ивченко Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2007. -194 с.
  5. Петьков В.А., Пилюгина Е.И. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов: Монография / Петьков В.А., Пилюгина Е.И.- Армавир: ООО «ЦИУМи НЛ», 2015. – 192с.
  6. Тараненко О.Н. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа: Дис..канд. пед. Наук: 13.00.01.Карачаевск, 2005 – 153с.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурного образовательного пространства, образовательное пространство, поликультурное образовательное пространство, адаптационного поликультурного образовательного, поликультурного образования, образовательном пространстве вуза, Поликультурное образовательное пространство, защиты личности, адаптационное поликультурное образовательное, поликультурном образовательном пространстве, мультикультурном обществе, задачи поликультурного образовательного, Сущность адаптационного поликультурного, модели адаптационного поликультурного, проблем поликультурного образовательного, технологий поликультурного образования, понятий поликультурного образования, практика поликультурного воспитания, адаптационного образовательного пространства, сотрудников поликультурного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle