Библиографическое описание:

Харина Л. В. Особенности педагогических подходов к системе социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 10-14.



В процессе исследования вопросов связанных с функционированием системы социальной защиты очевидным становится родственность некоторых методов и средств рассматриваемого института со средствами и методами социальной педагогики.

С учетом вышесказанного, представляется особо важным выделение в качестве обобщенного подхода в системе социальной защиты именно педагогического, в котором бы интегрировались различные используемые социологической, психологической, педагогической теорией и практикой подходы.

На основе анализа содержания и социально-педагогического потенциала различных областей научного знания можно представить некоторые частнонаучные методологические связи социальной педагогики.

Социальная педагогика, как система научных знаний подразделяется на два взаимосвязанных раздела: теоретико-методологический (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т.д.) и прикладной (практическое применение общих теоретических положений). Поэтому философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования - составляют исходные методологические основания и методологические основы социально-педагогической теории.

Социальная педагогика опирается на социальные идеалы, одним из оснований которых выступают социальная философия, ее достижения в анализе социально-исторического развития общества и уроков прошлого, прогнозирование будущего. При этом социальная педагогика не может игнорировать выводы той части философского знания, которое объясняет характер влияния на социальный прогресс различных общественных институтов, материальных и духовных факторов, условий социально-исторического развития.

Философия в целом и социальная философия в частности трансформируют, редуцируют на уровень мировоззрения современную научную картину мира, а также сосуществующие с ней научные картины мира и способы его познания, сохранившиеся из прошлого в силу их интеграции в новое знание, а также в силу различий в социокультурном развитии разных народов и регионов современного мира. Социальная педагогика, призванная осуществлять социальное воспитание и обучение социальным наукам, формировать социальные ориентации и ценности человека как социального субъекта вообще, разумеется, не может игнорировать этот блок социально-философских знаний. Он используется в социальной педагогике, которая способствует его воспроизводству и совершенствованию, трансляции в определенной социокультурной среде, микро- и макросоциуме.

Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике «выросла» из социологических теорий. Специальные разделы социологии должны быть внимательно изучены социальными педагогами, которые специализируются или по профилю деятельности, или по типу социума, или по категориям населения. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные (о социальной структуре государства и общества, институтах социума и др.) или методы анализа социальной реальности.

Например, при написании социально-педагогических биографий клиентов из групп риска обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников, а также методы сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике.

Кроме того, нельзя понять и использовать социально-педагогический потенциал семьи без применения данных по социологии семьи как отраслевой социологической теории, т.е. такой отрасли социологического знания, которая характеризует закономерности развития семьи как социального института, особенности ее эволюции и функционирования в разных региональных и национально-культурных контекстах, особенности имущественной и социально-статусной дифференциации, типологию внутрисемейных отношений. Эти характеристики во многом определяют социально-педагогическую среду и ее потенциал, масштабы и характер социально-педагогического влияния субъекта воспитательного воздействия на личность, группу, общество.

Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на психологические воззрения. Психологические знания являются основой профессионального обучения в области социальной педагогики.

Не менее значимы для социальной педагогики и социально-психологические характеристики субъектов воспитательного воздействия (включая воспитуемого как субъекта самовоспитания), а также условий их жизни, социально-психологического климата среды обитания, тех психических процессов и явлений, которые характерны для людей в данной социально-исторической, социально-культурной, социально-территориальной ситуации. Учет особенностей психики людей как представителей разных социальных групп, специфики эволюции и функционирования группового и массового сознания населения, влияния на него различных форм общественного сознания и социальных институтов - непременное условие успешного развития социальной педагогики и как практической деятельности, и как науки, и как образовательного комплекса.

По мнению Г.Н. Филонова «очевидна, вместе с тем, и тесная связь социальной педагогики с классической педагогикой как наукой о законах, методах формирования у людей нужных обществу и каждому человеку качеств, позволяющих полноценно развивать свои жизненные силы, удовлетворять изменяющиеся потребности. Не случайно социальная педагогика опирается в своем развитии на общие основы педагогической теории. Более того, сегодня многие крупные педагоги рассматривают социальную педагогику как одну из отраслей развивающегося педагогического знания, с чем в известном смысле вряд ли нужно спорить» (Филонов, 1998, с. 35).

Тезис о том, что вся педагогика социальна, не противоречит выделению из нее социальной педагогики в качестве относительно самостоятельной отрасли. Дело в том, что социальность педагогической науки и практики отражает ее характер, в то время как социальная педагогика выделяется на основании специфики предметной области.

Социальная педагогика действительно возникла и развивалась в рамках педагогической науки, выступая в течение определенного времени одной из ее отраслей. Именно возникновение ее в рамках педагогики и вызвало такую неоднозначную реакцию в научно-педагогической среде. Однако, отражая разнообразную, динамически развивающуюся социальную практику, она вышла за рамки только педагогики и проникла в другие секторы социальной сферы. Вполне можно утверждать, что упрочивается тенденция превращения социальной педагогики в междисциплинарную науку, в одну из отраслей социального знания. Вместе с тем, в настоящее время нет оснований утверждать, что этот процесс завершен, и социальная педагогика перестала быть частью педагогической науки.

Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциальные и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, т.е. особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело и с остроконфликтными категориями населения: молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т.п. В этих ситуациях они призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Кроме того, даже в социально стабильных и социально перспективных группах населения наблюдаются конфликты, хотя они могут носить не столько социальный, сколько собственноличный характер. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический подход к анализу проблематики социальной педагогики актуален и чрезвычайно важен. Таким образом, содержание науки «социальная педагогика», ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и назначения. Основным противоречием (конфликтом) для социальной педагогики выступает противоречие между личной и социальной жизнедеятельностью человека. Именно на разрешение этого конфликта, т.е. на гармонизацию взаимодействия человека и общества, направлена социальная педагогика.

Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня. С одной стороны, информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе и отношениях в группе, о социализации, о развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами, с другой — социальная работа всегда связана с воздействием на клиента, что объективно обусловливает педагогическую направленность такого воздействия.

В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Одним из важнейших педагогических элементов социальной работы является формирование ценностей в рамках гуманистической концепции, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Социальная работа должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, а также найти средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.\

Педагогическое содержание социальной работы отражается в таких социальных процессах как социальная адаптация, социальная коррекция, социальная реабилитация и др. Значение педагогического знания в социальной работе настолько велико, что отчетливо выявилось и реализуется становление специальной частной дисциплины - педагогики социальной работы. Социальная педагогика и социальная работа связаны на основании взаимодополнения. Социальная педагогика компенсирует те влияния, которые упускает социальная работа: взаимодействие с представителями социально стабильных и социально перспективных групп, общественными организациями, «нормальными» семьями, средствами массовой информации и т. п.

Однако социальная педагогика распространяет свои воздействия не только на социально уязвимые группы населения. Она реализуется в социуме «нормальных», «здоровых» семей; в культурно-досуговом секторе социальной сферы; в спортивно-массовой работе; в образовании; в деятельности общественных объединений и т. д.

Следовательно, социальная педагогика дополняет социальную работу, охватывая более широкий круг населения, а не только социально-проблемную его часть. Кроме того, содержание социальной работы отличается от содержания социально-педагогической деятельности, а это значит, что их взаимодополнение осуществляется путем реализации по отношению к одному и тому же объекту разного содержания этих видов деятельности.

Вышеперечисленные педагогические взгляды можно рассматривать в призме социальной педагогики, социальной работы. Социальная педагогика, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) является базовой интегративной основой в системе служб социальной помощи, в поддержке населения и позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей природе, социальной среде. Социальная педагогика видит одну из главной своей задачей социальную поддержку, помощь и защиту личности при соблюдении всех критериев целесообразности, экономичности и гуманности.

Социальная педагогика, по мнению многих исследователей (В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров и др.), служит теоретическим фундаментом согласованной деятельности по оказанию помощи индивиду (группе) в широком социальном пространстве, является стержневой содержательной основой в межорганизационной координации всех субъектов социальной работы.

В настоящее время, характеризуя социально-педагогическую деятельность как общественно-исторический феномен, западные и отечественные ученые приходят к выводу, что социальная педагогика призвана обосновывать и оказывать на практике интегративную поддержку в решении сложных конфликтных ситуаций, которые возникают по мере взросления человека в обществе, и своевременно исправлять ущерб, нанесенный людям, отдельному индивиду.

Вышесказанное позволяет утверждать, что сфера социального страхования реально связана с педагогической деятельностью. При этом в данной сфере возможно и применение различных, специфичных для педагогики подходов.

Так, например, личностно ориентированный подход является ключевым звеном в социальной педагогике и основополагающим в системе социальной защиты населения. В центре внимания данного подхода - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью социальной педагогики и системы социальной защиты.

Появление личностно-ориентированного подхода в современной российской педагогической науке и практике, по мнению ряда исследователей (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова), связано с идеологическими (на уровне государственной политики), теоретическими (на уровне построения моделей образования в психологии и педагогике) и практическими (на уровне деятельности отдельных педагогов и учебных заведений) попытками преодолеть отчуждение личности, как ученика, так и учителя в традиционной системе образования. Личностно ориентированный подход необходим для преобразования социоцентрического и авторитарного процесса обучения и воспитания детей.

Методический арсенал личностно ориентированного подхода составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют определенным требованиям: диалогичности, деятельностно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставлению учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство ученых склонны включать в этот список диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности в процессе саморазвития. По мнению Т.В. Фроловой, использование личностно ориентированного подхода невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно ориентированной деятельности.

Личностно ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, становления и проявления его индивидуальности.

С точки зрения социальной педагогики личностно ориентированный подход представляет собой методы и средства обучения и воспитания соответствующие особенностям каждого человека. Подход предполагает отношение к личности в традиционной технологии - атмосферу заботы, сотрудничества создают условия для творчества и самоактуализации. А с точки зрения системы социальной защиты личностно ориентированный подход предусматривает гарантию обеспечения социальных прав и выполнение личностью социальных функций, что предполагает формирование гармоничной личности. Такой подход обусловливает педагогическую основу социальной защиты, основной целью которой является оказание компетентной помощи людям. Социальная педагогика становится теоретической базой социальной защиты, обеспечивающий ее педагогический компонент.

В таком случае социальная защита может рассматриваться, как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, созданию условий, благоприятствующих достижений этих целей в социуме.

Таким образом, личностно ориентированный подход применительно к системе социальной защиты должен предусматривать реализацию принципов индивидуальности и субъектности.

Принцип индивидуальности. Соблюдение этого важнейшего положения нацеливает на создание такой системы социального страхования, в которой индивидуальность станет ценностью, а ее развитие и проявление — одной из главных задач этой системы. Только при выполнении такого условия она будет иметь гуманистический характер. Принцип индивидуальности предполагает также учет и развитие особенностей.

Принцип субъектности. Только при наличии субъектной позиции у клиентов можно успешно смоделировать и построить эффективную и гуманную систему социального страхования.

Отечественная и мировая практика подтверждают тот факт, что по мере расширения масштабов и возникновения новых форм и моделей социальной защиты степень ее эффективного, преобразующего влияния на сферы социальной политики и массовой практики жизнеобеспечения личности во многом от уровня цивилизационной ориентации и профессиональной подготовки кадров. Говор об этом, мы подразумеваем, прежде всего, необходимость овладения основами педагогических аспектов теоретических и методических знаний и выработки с их помощью практических навыков социально-педагогической деятельности на решающих стратегических направлениях ее в первичных структурных звеньях социальной политики и социальной защиты.

Литература:

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 199 с.
  2. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005
  3. Харина Л.В. Педагогические аспекты государственного социального страхования в системе социальной защиты населения в России: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Ставрополь, 2005. - 184 с. РГБ.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle