Библиографическое описание:

Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 18-21.



Профессиональная деятельность будущего специалиста в современном обществе предполагает профессиональную мобильность, творческую самореализацию, владение профессиональным общением, умение применять технологии, брать на себя ответственность за решение задач. Современному обществу необходимы такие работники в системе образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.

По мнению Л. А. Колядиной, педагогический аспект повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе направлен на рассмотрение его как результата образовательного процесса, отвечающего запросам личности студента и социального заказа. Вузу необходимо готовить работников, подготовленных к творческой деятельности, способных к высокоинтенсивному труду, к осуществлению непрерывного профессионального образования. Это все говорит о новом подходе к профессиональной подготовке студентов, отказе от сведения этого процесса только — к усвоению знаний, умений и навыков, что обусловливает необходимость формирования у студентов профессиональных качеств, обеспечивающих успешное выполнение конкретных функций, связанных с будущей профессией [2].

Качество образования, с нашей точки зрения, есть такая подготовка работников образовательной организации, которые способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в современных условиях, владеющих технологиями в своем направлении, умением использовать полученные им знания при решении профессиональных задач [4].

Одна из важных задач, решение которой направлено на обеспечение улучшения качества подготовки специалистов в вузе — это оценка качества получаемого каждым образования, согласованная с системой научных знаний и профессиональных задач в выбранной специализации, а также оценка возможности изменения системы образования, обеспечивающей улучшение его качества. Поэтому возникает вопрос о том, какие условия необходимо создавать для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, какими критериями будет характеризоваться качество профессиональной подготовки студентов, они будут определены в педагогическом процессе.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.

Сегодня наше государство нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющими не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других — это одна из задач соответствия высшего образования требованиям современности. И поэтому гарантировать достойное место в мировом сообществе может лишь высокое качество образования, соответствующая подготовка специалиста, отвечающая всем происходящим изменениям. [5].

Сегодняшний переход в системе образования на новые стандарты требует переструктурировать и систему обеспечения качества подготовки специалистов, которая включает и процессы, и результаты качества образования. Поэтому проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в частности в нашем регионе.

В то же время, модернизация и интеграция российской системы образования в единое образовательное пространство диктует необходимость создания системы контроля качества образования. На государственном уровне ставится задача: в каждом вузе создать систему контроля качества образования.

Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному. Наиболее приемлемым является определение К. Н. Мешалкиной, «качество — степень соответствия результатов учебно-воспитательного процесса, выраженных в характеристиках обученности и воспитанности, их социально обусловленному нормативному уровню». Ф. Махлупа подчеркивает, что исключительно особой является оценка качественных аспектов обучения, а также разработка механизма их отслеживания.

Качество так же понимается как степень соответствия характеристик присущим объекту установленным требованиям. К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают как контроль обученности, успеваемости. Однако качество образовательного процесса намного шире. Поэтому можно говорить о качестве образования как многокомпонентной системе, которая включает в себя:

  1. качество образования (качество цели, качество результата)
  2. качество содержания образования
  3. качество образовательного процесса (качество педагога, качество обучающегося)
  4. качество управления

Система качества подготовки конкурентоспособных специалистов в нашем вузе осуществляется по следующим направлениям: трудоустройство и анализ востребовательности выпускников на региональном рынке труда, качество среды жизни и деятельности студента, инфраструктура обеспечения качества образования; нормативно-правовая база обеспечения качества образовательного процесса; качество информационного и методического обеспечения процесса обучения; сам процесс обучения; компетентность профессорско-преподавательского состава; технологии и средства обеспечения качества образования; контроль результативности. [3].

Существуют следующие факторы, непосредственно влияющие на качество образования в вузе:

— уровень содержания образования в современном вузе;

— содержания учебных курсов;

— уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления;

— научно-исследовательская деятельности вуза;

— использование результатов НИР в учебном процессе;

— развитие научных исследований учебного процесса;

— обеспеченность соответствующей литературой;

— внедрение информационных технологий в учебный процесс;

— уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу образовательных организаций;

— сбалансированность графика учебного процесса;

— нормирование нагрузки преподавателей и студентов.

Важно отметить, что качество результатов деятельности вуза обеспечивается управлением качеством, как ключевых процессов вуза.

Сегодня много говорится о качестве образования любой образовательной организации, однако оно определяется не только его содержанием. Сейчас как никогда качество и результативность образования зависят, прежде всего, от процесса качества взаимодействия, взаимоотношений и взаимосвязей, которые разворачиваются внутри него.

Перед образованием на сегодняшнем этапе развития нашего общества стоит сложная задача: найти необходимый путь трансформации образования в соответствии с европейскими стандартами, не утеряв при этом своих достоинств и самобытности, аутентичного пути развития.

Обеспечение современного уровня содержания образования является главной составляющей качества высшего образования, соответствующего государственным и международным стандартам. Решение данной проблемы связано с системой контроля качества образования в вузе, их соответствие современному состоянию развития общества, науки. [4].

Проследим этапы создания системы управления качеством образования в нашем вузе, которые выполняют функцию систематизации:

  1. Создание центра управления качеством образования.
  2. Организация обучения разных категорий персонала с учетом их будущей роли в системе обеспечения качества.
  3. Разработка и принятие многоуровневой системы управления качеством образования.
  4. Разработка механизмов мониторинга и критериев результативности процессов системы.
  5. Создание рабочих групп и проведение внутреннего аудита.
  6. Самооценка по моделям качества.

Необходимо перечислить факторы, определяющие качество профессионального образования в нашем институте:

1 группа: качество образовательных целей, качество образовательных программ, качество системы мониторинга результативности, качество инфокоммуникационного обеспечения процесса профессиональной подготовки, качество организации самостоятельной работы студентов, качество материально-технического и финансового обеспечения процессов.

2 группа: качество подготовки абитуриентов, качество подготовки выпускников, качество организации практик, качество использования инновационных образовательных технологий, качество кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава, качество среды жизнедеятельности потребителя услуг.

Отсюда вытекают критерии измерения системы качества в институте:

а) качество и результативность образования:

- структуру выпуска

- уровень подготовки и степень загрузки преподавателей

- качество трудоустройства выпускников

- достижения выпускников

б) качество и результативность научной деятельности:

- публикационная активность; цитирование

- уровень квалификации исследователей

- участие в значимых научных проектах

Важнейшей составляющей частью оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта».

Центр качества образования организует процессы мониторинга и оценки качества образования непрерывно в течение каждого семестра, используя следующие групп измерителей качества: психолого-педагогические тесты, «объективная» оценка результатов обучения на основе независимых тестов, «субъективная» оценка результатов обучения преподавателем, прямые измерения качества ресурсов специальности, социологические опросы, экспертные оценки качества процессов.

Исследования по проблеме востребованности выпускников вуза на региональном рынке образовательных услуг показало достаточный высокий уровень: из 78 выпускников 2015 г. трудоустроились по полученной специальности 57 молодых специалистов.Социологический опрос работодателей показал что, в целом оценка работы выпускников факультетов позитивна,однако, имеются предложения по совершенствованию знаний, умений, навыков обучающихся в области современных образовательных технологий и современных технологий работы с различными типами семей.

Был организован мониторинг и оценка качества образования, который проводится в течение каждого семестра. Дан анализ результатов самомониторинга кафедр вуза, результаты которого предоставлены руководителям структурных подразделений. В процессе мониторинга были использованы следующие направления измерителей качества: планирование качества образовательной деятельности, обеспечение качества образовательной деятельности, улучшение качества самостоятельной работы студентов, работа по улучшению качества контроля, информационно-методическое обеспечение и применение информационных технологий в учебном процессе.

Проведен мониторинг студентов с использованием анкет по следующим направлениям: «Адаптация первокурсников к учебе», «Студенческое самоуправление», «Мнение студентов об организации учебной и внеучебной работы», «Культурно-досуговая деятельность студентов», «Жизненные планы выпускников», «Учебное заведение глазами студентов», «Мнение студентов о качестве организации образовательного процесса на факультете», «Преподаватель глазами студентов».

Так же проведен мониторинг по: входному контролю по отдельным дисциплинам 1 курса, текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации студентов, контроля остаточных знаний и сформированных навыков студентов, итогового контроля выпускников.

Для проведения мониторинга качества подготовки студентов по дисциплинам циклов разработаны собственные фонды тестовых заданий, сопровождающиеся разработкой комплектов аттестационных педагогических измерительных материалов.

В дальнейшем так же планируется ежегодное проведение мониторинга качества деятельности филиала и удовлетворенности заинтересованных сторон по следующим направлениям:

— исследование удовлетворенности студентов качеством образовательной деятельностью института.

— исследование удовлетворенности администрации и преподавателей качеством образовательной деятельностью института.

— исследование удовлетворенности работодателей и востребованности выпускников на региональном рынке труда.

Литература:

  1. Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен.- Волгоград, 2001.
  2. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы высшего профессионального образования // Высшее образование в России, № 9. — 2004. — С. 14–18.
  3. Рысбаев И. И. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих педагогов-психологов в студенческом коллективе: Диссертация на соискание канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2006.
  4. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. -№ 3, 2004. — С. 20–28.
  5. Радионова Н. Ф., Тряпицына АЛ. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета»,- Омск, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle