Библиографическое описание:

Текина К. В. Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора академической группы // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 26-28.



В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями, в частности перед средним профессиональным образованием, поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с международными стандартами, новым Законом об образовании РФ.

Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Таким образом, главное задачей образовательных институтов становится наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным.

В педагогике и педагогической психологии в разное время были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская) [1].

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного студенту.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность студента и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий студентов, а отношения педагог-студент построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности, эффективнее всего в вузе ее может организовывать куратор группы [3].

Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является «Инструкция для кураторов Томского технологического института», утвержденная в 1903 г. Императором Николаем II. В ней была обозначена основная функция куратора «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир». Прошло более ста лет, но надобность в работе куратора не отпала, а, наоборот, скорее возросла. Практика работы учреждений образования, история педагогики свидетельствуют о приоритетной роли куратора в воспитательном процессе.

Куратор сегодня — это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации, защиту интересов студентов. Для того чтобы успешно реализовать задачи, стоящие перед куратором, ему необходимо уметь организовывать эффективное взаимодействие со студентами, решать возникающие конфликтные ситуации, знать возрастные и личностные проблемы и затруднения, с которыми сталкиваются молодые люди. Не секрет, что большинство из них носят психологический характер и требуют в своем решении опоры на психологические знания.

Модель деятельности работы куратора со студентами:

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «педагогученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся [5].

Образовательная модель строится на следующих принципах:

  • Целью обучения должно быть развитие личности. Педагог и ученики являются равноправными субъектами обучения.
  • Педагог прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона.

Можно выделить основные направления работы куратора академической группы:

1. Проведение мероприятий по профилактике правонарушений, в т.ч. ознакомление группы с: Уставом университета; правами и обязанностями студентов; Правилами внутреннего распорядка университета; приказами ректора университета, касающимися деятельности в области профилактики правонарушений.

2. Проведение мероприятий в области социальной поддержки студентов, в т.ч. ознакомление студентов со следующей информацией: Положение о стипендиальном обеспечении студентов; материалами по социальной поддержке льготных категорий студентов (сироты, инвалиды, матери-одиночки и т.д.); иная текущая информация в области социальной поддержки и защиты студентов.

3. Помощь в организации работы студенческого актива группы.

4. Проведение внутригрупповых мероприятий, в том числе: по сплочению коллектива; культурных (походы в театры, кино, выставки); спортивных (участие в соревнованиях в качестве участников или болельщиков); развлекательных; дискуссионных (тематических, по разбору сложных ситуаций).

5. Информирование студентов: о факультетских, вузовских, городских и иных (научных, культурно-массовых, спортивных, просветительских, досуговых и т.д.) мероприятиях.

6. Работа с родителями студентов.

7. Помощь студентам в решении ряда вопросов, в том числе: - жилищно-бытовых (поселение в общежитие); - вопросах назначения стипендии (академической, социальной) [4].

Требования к куратору - постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента; контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями; помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией; знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе; привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов; приобщение к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации; индивидуальная работа со студентами.

Вопросам взаимодействия с однокурсниками, с преподавателями, личным проблемам студентов, куратор также должен уделять внимание. Необходимо организовывать и проводить со студентами часы профессионального становления, направленные на развитие их личностных и профессиональных качеств; также необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на факультете и в институте, а также за его пределами. Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами.

Направления данных мероприятий: проведение и участие в факультетских и внутривузовских мероприятиях, посещение культурных мест городов КМВ: (театров, выставок, музеев, пешие походы, выезды на природу; поездки в другие города, по историческим местам), интеллектуальные игры; Дни именинников; издание настенной газеты; мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников и т.д.

Таким образом, куратору принадлежит руководящая и направляющая роль в реализации личностно-ориентированного обучения в группе педагогического вуза; он создает благоприятные условия для развития личности каждого ребенка.

Литература:

  1. Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика. - 2002. - № 2.- с. 41-44.
  2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань, 1969. - 311 с.
  3. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. - М.: Знание, 1990. - 229 с.
  4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования/ Личностно-ориентированное образование. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2005. -115 с.
  5. Колесникова И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2007. – 231 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle