Библиографическое описание:

Мирзоян А. Г., Иванченко И. В. Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 32-34.



Изучение процесса формирования субъектной позиции ребенка и его социализации является одной из важнейших научно-практических задач психологии и педагогики, определяется необходимостью научного обоснования особенностей развития личности в условиях семьи.

Субъектная позиция — способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительности, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности.

На формирование субъектной позиции ребенка влияют множество факторов, таких как: индивидуальные особенности, социум, в котором находится ребенок, семейные отношения, окружающая среда и т. д. Более подробно хотелось бы остановится на семейных отношениях, так как этот фактор является наиболее весомым, в современном социуме субъектная позиция рассматривается развитие личности ребенка

Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним — является значительным фактором формирования субъектной позиции ребенка [9, c.26].

Многочисленные исследования отечественных ученных показали, что семья существует как единое самостоятельное целое. Любое изменение поведения семьи вызывает соответствующие изменения в поведении ребенка, и наоборот. Для создания благоприятного психологического климата в семье необходимы функциональные супружеские отношения, основанные на доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Супружеские отношения, основанные на удовлетворенности браком, согласованности семейных ценностей, ролевой адекватности супругами способствуют оптимальному эмоциональному контакту между родителями и детьми, что способствует созданию благоприятного психологического климата, необходимого для гармоничного развития личности ребенка.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, вниманием, лаской, чтобы на его еще дифференцированные органы чувств действовало соответствующее количество и качество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психики усложнялся и нарастал объем информации. Всего этого не хватает при дисфукциональных супружеских отношениях [10, c.63].

Осуществив теоретический анализ по проблеме семейных отношений, мы выявили, что ключевую роль в семейных отношений играют супружеские взаимоотношения. Наиболее конфликтными и сложными являются кризисные периоды в развитии семьи и кризисные периоды в развитии ребенка. Функциональные, гармоничные супружеские отношения создают предпосылки для благоприятного социально-психологического климата семьи. Наличие благоприятного психологического климата — является необходимым условием формирования субъектной позиции младшего школьника.

Для подтверждения наших предположений, основанных на теоретическом анализе, нами был проведен эксперимент. В ходе экспериментального изучения исследованы особенности семейных отношений и их влияние на формирование субъектной позиции у обучающихся начальной школы. Были использованы следующие методики: «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко), «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), RAPI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл), проективная методика «Рисунок семьи», Личностный опросник Р.Кеттела, количественный и качественный анализ полученных результатов. На основе проведенного исследования, нам удалось выяснить, что для того, чтобы между родителями и детьми был достигнут оптимальный эмоциональный контакт, необходимо, чтобы супруги были удовлетворены браком, ценности были согласованы, основными сферами их жизнедеятельности были родительско-воспитательные, эмоциональные сферы, соответствовали ожидания и притязания супругов, супружеские взаимоотношения были основаны на сотрудничестве, взаимопомощи и взаимоподдержке и т. д.

Соответственно, если супруги между собой соперничают, притязания мужа (жены) не соответствуют ожиданиям жены (мужа), их семейные ценности не согласованы и как следствие они не удовлетворены собственным браком, то их родительско-детские отношения будут характеризоваться либо излишней эмоциональной дистанцией, либо излишней концентрацией. Следовательно, они либо излишне заняты собой, своими конфликтами и не видят своего ребенка, либо пытаются закрыть глаза на свои противоречия и излишне концентрируются на детях.

Гармоничные супружеские отношения характеризуется наличием взаимопонимания, взаимоуважения, доверия, взаимоподдержки. Показателями благоприятного психологического климата в семье, необходимого для гармоничного развития личности ребенка являются удовлетворенность браком, согласованность семейных ценностей, соответствие ролевых ожиданий и притязаний супругов, сформированность межличностных отношений, связанных с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием благоприятной среды для развития личности супругов.

Сопоставив результаты диагностик, проведенные с детьми и их родителями, удалось сформулировать следующие выводы:

Типы родительских отношений

Удовлетворенность браком

Согласованность семейных ценностей

Ролевая адекватность

Формирование субъектной позиции ребенка

Супружеские пары с оптимальным эмоциональным контактом

(7 пар)

Удовлетворенность браком

Согласованность представлений о важнейших семейных ценностей

Высокая

Субъектная позиция сформирована

Супружеские пары с излишней эмоциональной дистанцией

(6 пар)

Неудовлетворенность браком

Определенная согласованность представлений

Средняя

Субъектная позиция сформирована частично

Супружеские пары с излишней концентрацией на ребенке

(7 пар)

Неудовлетворенность браком

Рассогласованность семейных ценностей

Низкая

Субъектная позиция сформирована недостаточно

Мы сопоставили полученные результаты в ходе экспериментального исследования с проективной методикой «Рисунок семьи». На рисунке каждого ребенка мы увидели все то, что исследовали в ходе нашего эксперимента.

Рисунок каждого ребенка стал подтверждением проведенного исследования. В рисунке семьи случайного быть не может, ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых ему предметов.

Интересно было наблюдать, в каком порядке появляются персонажи на рисунках. Часть детей начинает рисунок с мамы, другая часть с себя и лишь незначительная часть начинала рисунок с папы или других членов семьи. Дети, воспитывающиеся в благоприятной семейной ситуации, рисовали семью с повышенным интересом, отсутствовала тревожность. В процессе рисования они комментировали свои рисунки: «Мы гуляли с мамой и папой», «Мы вместе читаем сказку», «Мы с папой чиним велосипед, а мама готовит ужин» и т. д. Для них характерно отсутствие штриховки, хорошее качество линии изображения всех членов семьи. У многих из них персонажи держатся за руки.

Дети с несформированной субъектной позицией очень долго не знали с чего начать, по несколько раз стирали и начинали заново. Для их рисунков были характерны: штриховка, линии с сильным нажимом. Преувеличенное внимание к деталям, линия основания или линия над рисунком.

Для части рисунков было характерно: стирание отдельных фигур или их отсутствие, барьеры между фигурами, изоляция отдельных фигур, отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, неадекватная величина отдельных фигур. Все это говорит о конфликтности в семье. Дети очень точно изобразили картину взаимодействия в семье. По предыдущим методикам в этих же семьях были получены высокие результаты по шкале — семейные конфликты.

На трех рисунках мы не увидели автора, на одном автор — непропорционально маленький, линия этих рисунков была слабой и прерывистой. Для этих детей характерно чувство неполноценности в семейной ситуации. Возвращаясь к предыдущим методикам, можно сказать, что в этих семьях родительско-детские отношения характеризуются излишней эмоциональной дистанцией.

Были, конечно, и рисунки, где, в общем, фон семейных отношений благоприятный. Согласно результатам предыдущих методик для данных семей характерна удовлетворенность браком, согласованность семейных ценностей, направленных на родительско-воспитательную сферу, тип семейных отношений — сотрудничество, оптимальный эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Разработаны рекомендации по нормализации супружеских взаимоотношений, большинство из них сводится к следующему:

— уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) — самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей;

— старайся не копить ошибки и обиды, а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций;

— не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, гостей, знакомых и др.)

— не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым;

— больше доверяй, и ревность своди к минимуму;

— будь внимательным, умей слушать и слышать супруга;

— никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации;

— относись к увлечением супруга с интересом и уважением;

— всегда помнить, что только от самих супругов зависит благополучие семьи [5, c.141].

Литература:

  1. Аккурман Н. «Роль семьи в проявлении расстройств у детей» — Томск: Пеленг,2010.- 221 с.
  2. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» — М., 2011. — 213 с.
  3. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» — М., 2009. — 413 с.
  4. Кудрявцев В. Г. «Смысл человеческого детства и психического развития» — М., 2009. — 234 с.
  5. Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» — Ульяновск, 2009. — 159 с.
  6. Обухова Л. Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы» — Ростов- на-Дону, «Феникс», 2009. — 324 с.
  7. Петухова И. А. «Хрестоматия по общей психологии развития личности». — М., 2009. — 276 с.
  8. Тащева А. И. «Особенности психологической коррекции деструктивных взаимоотношений в семье. Личность в деятельности и общении». СПб: Питер, 2009. — 257 с.
  9. Хоментаускас Г. Т. «Семья глазами ребенка». — Самара, 2011. — 247 с.
  10. Шванцара И. А. «Диагностика психического развития» / — М., 2010. — 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle