Библиографическое описание:

Орехова Е. С. Обучение китайскому языку в регионах РФ: подходы и проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 717-720.



Изучение иностранного языка в современной российской школе следует рассматривать не только как элемент содержания образования, но и специальную образовательную среду, значительным образом способствующую развитию познавательного и интеллектуального потенциала обучающегося.

Предположение о том, что различные языки по-разному влияют на мышление, раскрыто в гипотезе лингвистической относительности и детерминизма, получившей название гипотезы Сепери — Уорфа [6]. Основное влияние языка на мышление автор гипотезы усматривает в его свойстве расчленять действительность и выделять в ней те или иные категории, важные для носителя языка — таким образом, категории языка фактически становятся категориями мышления. Тем самым, предмет «Иностранный язык» (ИЯ) является значимым фактором становления языковой личности, осуществляющей познавательно-мыслительные операции, опираясь на видение и категоризацию действительности через систему неродного языка.

Однако одним из ключевых вопросов является вопрос о соответствии созданной методической системы обучения ИЯ требованиям развития познавательного потенциала обучающегося, а не просто овладения лексико-грамматическим материалом изучаемого языка, в частности в данной статье будет рассмотрен процесс обучения китайскому языку.

Согласно проведенному в 2012/2013 году мониторингу изучения китайского языка в общеобразовательных учебных заведениях России, численность учащихся российских школ, гимназий, лицеев, изучавших китайский язык в 2012/2013 учебном году, составила, по уточненным данным, 12 124 человека, что на 1 130 человек больше, чем в 2007/2008 учебном году (10 994 чел.) [1].

Тенденция по увеличению количества обучающихся китайскому языку актуальна и на сегодняшней день. В связи с этим, особый интерес представляет анализ содержания процесса обучения китайскому языку в различным регионах РФ. В данной статье выдвигается гипотеза о том, что в большинстве учебных заведений в основном реализуется коммуникативный подход преподавания ИЯ. Проверка данной гипотезы будет осуществляться на основе анализа современной учебно-методической литературы, используемой в образовательном процессе на территории РФ.

По мнению И. Л. Бим [3], коммуникативный подход являлся основным для учителей ИЯ начиная с 80-х годов. В соответствии с этим подходом, обучение ИЯ должно иметь общую коммуникативную ориентацию, направленность на конечный результат, а именно на формирование образованной личности, способной и готовой использовать ИЯ как средство общения. Это означало, что овладение средствами языка — лексическими, фонетическими, грамматическими должно быть ориентировано на практическое использование их в речевой деятельности для решения учащимися конкретных коммуникативных задач, направленных, например, на установление контакта, на запрос информации.

Коммуникативная цель интерпретируется как формирование и развитие у учащихся умений общаться на ИЯ или иноязычная коммуникативная компетенция. Согласно И. Л. Бим, «под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданным программой пределах», что предусматривает сформированность языкового, речевого, социокультурного, компенсаторного и учебного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции [2].

Далее приведена сводная таблица учебно — методического обеспечения процесса обучения китайскому языку по отдельным регионам, которая позволит выявить частотность использования определенных учебных пособий, их содержание и соответственно цель обучения китайскому языку в зависимости от выбора общеобразовательным учреждением того или иного курса обучения. Она включает в себя следующие разделы: указание региона и образовательного учреждения, методическая литература по обучению китайскому языку.

Таблица 1

Учебно-методическое сопровождение процесса обучения китайскому языку врегионах РФ

Регион

Основная методическая литература

г. Москва:

Центр образования № 1948

«Лингвист-М»

Центр образования “Московская экспериментальная школа”

Кондрашевский А. Ф. и др. Практический курс китайского языка;

Войцехович И. В., Кондрашевский А. Ф. Учебник китайского языка «Новый старт»; Общественно — политический перевод;

Задоенко Т. П. и Хуан Шуин Начальный курс китайского языка;

Прописи по иероглифическому письму (под редакцией Ю. В. Рюмина);

Общие знания по страноведению: География Китая, история Китая, культура Китая (издательство SUNLINGUA).

Ван Луся, Дёмчева Н. В., Селивёрстова О. В. «Китайский язык, 1-й год обучения»

г. Санкт-Петербург:

Восточная гимназии № 652

Средняя общеобразовательная школа № 574 Невского района

Рюнин Ю. В. Прописи по китайскому иероглифическому письму;

Тын К. В. Учебник китайского языка. Для 2-го класса школ с углубленным изучением китайского языка;

Кондрашевский А. Ф. и др. Практический курс китайского языка

Лю Фухуа. Царство китайского языка. Пекин, 2010;

Веселый китайский родителям и детям (в 2-х частях). М., «Восток-Запад», 2008;

Ян Дзичжоу. Курс китайского языка. Пекин, 2009.

г. Самара

школа “Творчество”

Кондрашевский А. Ф. «Практический курс китайского языка» в 2-х томах, М., Восточная книга, 2009;

Гирняк Е. М., Иоффе Т. В. и др. Китайский язык 5 класс. М., Издательство Вентана- Граф, 2008;

Гирняк Е. М., Иоффе Т. В. и др. Китайский язык 6 класс. М., Издательство Вентана- Граф, 2008.

Забайкальский край

Лавринским И. П., Трифоновой Н. Р. и их коллегами разработаны собственные учебники китайского для начальной школы и средних

Учебное пособие по китайскому языку (составители О. Д. Девяткина, С. И. Разуваева), Чита, 2013;

Новый практический курс китайского языка. Учебник 2. Издательство Пекинского университета иностранных языков, 2008.

г. Иркутск:

МБОУ СОШ № 26

Школа № 47.

Авторская программа по изучению китайского языка Орехова Е. С. «Шелковый путь». В соответствии с этой программой используется учебно-методический комплекс для учащихся 5–8 классов.

Основным учебником является «Практический курс китайского языка» Кондрашевского А. Ф.;

Апробация авторского учебника «Китайский язык. Начальный уровень» (Кремнева Т. А., Ван Ланьцзюй)

г. Новосибирск

гимназия № 1 СОШ № 112

Комплект «Веселый урок. Китайский язык», 2010, Китай.

Курдюмов В. А.: Курс китайского языка. Теоретическая грамматика. М.: Цитадель-Трейд.

Горелов В. И. Грамматика китайского языка. — М., 1982. Горелов В. И. Теоретическая грамматика китайского языка. — М., 1989.

Chinese Paradise (Russian edition). 1/A Царствокитайскогоязыка. Учебный курс для детей 7–12 лет (русское издание Пекинского университета языков и культуры). Пекин, 2010.

г. Омск

гимназия№ 159

Масловец О. А. Методика обучения китайскому языку в средней школе: учеб. пособие / Благовещенский государственный педагогический университет — М.: Восточная книга, 2012;

Задоенко Т. П. Начальный курс китайского языка: учебное пособие. Ч.З / Т. П. Задоенко, Хуан Шуин — М.: Муравей, 2004–330 с.;

Спешнев А. В.. Введение в китайский язык: фонетика и разговорный язык / Н. А. Спешнев — СПб.: КАРО, 2005–250 с.

г. Томск

гимназия № 56

Китайский язык (6 класс), авторский коллектив: Гирняк Е. М., Иоффе Т. В., Кравец Ю. Л., Репнякова Н. Н., Решетнёва У. Н.

г. Уссурийск

Уссурийское суворовское военное училище

«Китайский язык для начинающих», «Практика речи» и «Военный перевод».

г. Благовещенск

средняя школа № 14

Кондрашевий А. Ф. Практический курс изучения китайского языка (2 тома). М., 2005;

Задоенко Т. П. Хуан Шуин. Начальный курс изучения китайского языка. М., 2004; 3. Н. Н. Репнякова, Т. В. Иоффе и др. Китайский язык. Второй иностранный язык. М., Вентана-граф, 2012, 2013; 4.

Благая А. В.. Учебник китайского языка начальный курс, 2–11 класс. М., 2006;

Руденко Н.. Китайский язык для самых маленьких, 2–4 класс. М.: «Астрель»,«Восток- Запад». 19. Ли Сяо Цы. Веселый урок китайский язык. Учебник для школьников, рабочая тетрадь, рабочие карточки, 5–9 класс. Пекин, 2009.

В соответствии с данными вышеуказанной таблицы, в учебном процессе используются десятки различных российских, а также китайских учебников и пособий. Наиболее распространенными являются «Практический курс китайского языка» А. Ф. Кондрашевского и др., «Начальный курс китайского языка» и «Основной курс китайского языка» Т. П. Задоенко и Хуана Шуина, «Царство китайского языка» Лю Фухуа, «Весёлый урок китайского языка» Ли Сяо Цы, УМК «Новый старт» и ряд других. В том числе педагогические коллективы таких городов, как Чита, Иркутск, Уссурийск создали авторские учебно-методические комплексы, специализированные для определенного региона и цели обучения.

Анализ содержания данных учебно-методических материалов показал, что основная цель обучения представлена, как эффективное построение коммуникации на иностранном языке с включением лингвострановедческого компонента. В данном случае изучение китайского языка имеет предметную направленность и успешность его освоения измеряется высокими баллами выпускных экзаменов или участием в международных экзаменах на определение уровня освоения языка.

Однако, в соответствии с новым образовательном стандартом, ИЯ является не только средством коммуникации, но и особым образом служит для познания окружающего мира, самореализации и социальной адаптации в условиях глобализации. Тем самым современный подход в обучении ИЯ характеризуется как компетентно-деятельностный, сущность которого заключается в том, что названые компетенции позволят реализоваться учащемуся при решении социальных и профессиональных ролей, самостоятельно решать поставленные задачи, используя ИЯ как инструмент познания.

Проведенный анализ позволил выявить педагогическую проблему при обучение китайскому языку, которая заключается в том, что процесс преподавания ориентирован в первую очередь на обучающихся, мотивированных на высокие достижения в освоении китайского языка. Однако определенный процент языковой группы составляют и те обучающиеся, которые не имеют столь четкого целеполагания своего обучения и способностей к овладению уровнем повышенной сложности, для них процесс изучения ИЯ в первую очередь должен быть выстроен как возможность саморазвития, раскрытия познавательных способностей, что пригодится им в течение всей жизни, даже если их профессиональный путь после окончания школы не будет связан с изучением ИЯ.

В связи с этим необходимо создавать образовательную среду изучения ИЯ, в которой можно реализовывать интеллектуальный потенциал обучающихся разного уровня мотивации и подготовки.

Литература:

  1. Арефьев А. Л., зам. директора Центра социологических исследований Минобрнауки России ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ РОССИИ [Электронный ресурс]/ А. Л. Арефьев. — Режим доступа: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/arefiev_china(1).pdf (15 февр. 2016).
  2. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы/ И. Л. Бим // Иностран. языки в школе.- М., 1999, № 6. — С.13–17.
  3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1988, — 256 с.
  4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Изд. Центр «Академия», 2007. — 336 с.
  5. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. В. К. Радзиховская, А. П. Кирьянов, Т. А. Пекишева и др.; Под общ. ред. В. К. Радзиховской. — М.: Изд. Центр «Академия», 2003. — 464 с.
  6. Сепир, Э. Статус лингвистики как науки / Языки как образ мира/ Э. Сепир. — М. — СПб: Terra Fantastica, 2003. — С. 131.
Основные термины (генерируются автоматически): китайского языка, китайскому языку, обучения китайскому языку, китайского языка», курс китайского языка», изучения китайского языка, процесса обучения китайскому, «Практический курс китайского, китайского языка Орехова, обучения иностранным языкам, Обучение китайскому языку, Грамматика китайского языка, китайскому языку актуальна, китайский язык, Китайский язык, китайского языка начальный, грамматика китайского языка, освоении китайского языка, обучению китайскому языку, изучение китайского языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle