Библиографическое описание:

Уварова И. А. Современное состояние и правовая регламентация борьбы с наркопреступностью в Германии // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 521-524.



В статье рассматриваются проблемы, связанные с наркопреступностью в Германии. Проводится анализ закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г., предоставляются статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Ключевые слова: наркотики, наркопреступность, наркозависимость, несовершеннолетние, уголовно-правовые меры борьбы, легализация, государственный контроль.

В современных условиях незаконный оборот наркотиков приобрел такой размах, что вовлеченным в него оказалась большая часть государств, составляющих мировое сообщество. Проблема наркомании разрастается, становится транснациональной и требует согласованных усилий всех государств в борьбе с ней.

Анализ состояния наркопреступности в ряде государств позволяет выделить особенности законодательного решения борьбы с наркоманией и наркотизмом в «…странах Ближнего (Республика Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Армения и т. д.) и Дальнего (США, Канада, Германия, Франция, Китай и т. д.) зарубежья, которые связаны с национальными особенностями правовой системы государства, наличием международно-правовых обязательств на уровне межгосударственных отношений…» [1, с. 94; 3, с. 110] и зависящие от того, является ли государство экспортером, импортером или страной-транзитом наркотических средств.

Статистические данные Всемирной организации здравоохранения, представленные в сентябре 2014 года, в очередной раз подтверждают опасность проблемы наркомании в мире. По последним сведениям из всего населения планеты, которое составляет 7 миллиардов человек, 210 миллионов употребляют наркотики, т. е. 3 % людей на планете — наркоманы.

Наиболее незащищенными и психологически беспомощными перед наркотизацией общества оказались несовершеннолетние. Жизненные трудности, проблемы и отсутствие у большинства из них жизненного опыта и навыков преодоления стрессовых ситуаций, позволяющих сохранить индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, самоустранение родителей и педагогов, недостаточное вниманием к проблемам ребенка) приводят к резкому росту злоупотребления спиртосодержащих продуктов и стимуляторов, а также наркотиков.

Кроме того, недостаточный уровень развития государств, институтов и традиций общества, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения ряда государств являются факторами, сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности. Все это обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении образования, направленной на воспитание демократической гражданственности и формирования правовой грамотности несовершеннолетних [2, c. 141].

Внутренняя система определенного государства имеет свои социально-исторические характеристики и выражает политику данного государства, которая отражает отношение к проблемам преступности, в том числе связанной с наркоманией и вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств.

Осознавая многогранность общественной опасности, а также масштаб различных отрицательных последствий негативных социальных явлений, связанных с распространением наркотиков, мировое сообщество стало предпринимать меры для противодействия. Был принят ряд известных международных документов: Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.), Конвенция о психотропных веществах (1971 г.), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.). Государства, подписавшие и ратифицировавшие указанные Конвенции, строили и продолжают строить свою дальнейшую внешнюю и внутреннюю политику в рамках достигнутых международных договоренностей в области противодействия незаконному обороту наркотиков [4].

Среди государств, которые наиболее лояльно относятся к незаконному потреблению и связанному с ним обороту наркотических средств, можно выделить Голландию, Италию, Испанию, Швейцарию и Германию. Однако, стоит отметить, что законодательство указанных стран дифференцирует виды ответственности в зависимости от вида наркотического средства. Для них характерно достаточно суровое наказание за изготовление и распространение таких наркотических средств, как ЛСД, героин, кокаин, опиум, и менее суровое — за марихуану, гашиш и др.

Характерными чертами германского Уголовного кодекса являются принципы законности, установление наказуемости только тех деяний, которые были запрещены законом до момента их совершения. В УК ФРГ нашли свое отражение основные положения классической школы уголовного права о свободе воли, формах и видах вины, взаимозависимости свободы личности и ответственности, а также концепция возмездия [5, с. 45]. Отметим, что систему источников уголовного права Германии составляют Основной закон ФРГ, Уголовный кодекс ФРГ 1871 г. (в ред. от 10.03.1987 г.) и другие уголовные законы.

Германия из-за своего удобного расположения является для наркоторговцев, что называется «лакомым кусочком», и привлекает их эта страна не только как рынок сбыта запрещенного товара, но и как возможность для дальнейшего распространения его по всей Европе. В Германии все наркотические средства классифицируются на 3 основные группы. К первой и самой опасной группе относятся кокаин, героин, метадон, экстези, опиум и ЛСД. Вторая группа — это опасные наркотики, которые включают в себя все основные виды и разновидности амфетаминов, а также каннабис и кодеин. И третья группа — это наименее опасные наркотические средства, такие как бензодиазепин, некоторые амфетамины и седативные средства.

Германия относится к числу стран, так называемых «потребителей» наркотических средств и спецификой уголовного права данного государства является то, что уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств, содержатся не в Особенной части Уголовного кодекса (Уголовного уложения) ФРГ [6; 7], а в Законе об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (с изм. и доп.), который относится к так называемому дополнительному уголовному праву.

Отличительными особенностями Закона об обороте наркотических средств

1981 г. являются:

1) расширенный перечень деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, которые стали признаваться преступными;

2) возрос размер наказания за тяжкие преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. Данная норма является последствием усиления уголовной ответственности за совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных организованными преступными группами;

3) расширенный перечень деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, когда суд, в производстве которого находится дело о незаконном обороте наркотических веществ, может смягчить наказание либо отказаться от него;

4) реализация принципа «терапия вместо наказания», т. е. органам исполнения наказания предоставлена возможность с согласия суда вместо исполнения наказания в виде лишения свободы на срок не более двух лет в случаях, связанных с осуждением лиц с наркотической зависимостью, для реабилитации такого лица назначить ему помещение в специальное лечебно-терапевтическое учреждение. Однако, это допускается только в тех случаях, когда однозначно установлено, что данное преступление было совершено лицом из-за его наркотической зависимости. Однако на практике применение данной нормы часто вызывает определенные трудности, и связано это, прежде всего с тем, что в системе исполнения наказаний Германии отсутствует достаточное количество специальных лечебно-терапевтических учреждений для размещения в них лиц, страдающих наркотической зависимостью и совершивших в связи с этим преступление. Все это приводит к тому, что лица, желающие пройти курс лечения, несвоевременно помещаются в такие лечебные учреждения или вообще не могут быть помещены из-за отсутствия достаточного количества таких учреждений. В марте 2000 г. законодателем были внесены соответствующие изменения, которые предусматривали «…возможность создания на уровне федеральных земель специальных учреждений, где в течение определенного, требующегося для исцеления времени могли бы находиться лица, страдающие наркотической зависимостью» [8, с. 24]. При этом во время нахождения в этих учреждениях при определенных условиях допускается использование наркотических средств.

Стоит обратить внимание на тот факт, что большинство наркотических средств, которые сегодня признаются незаконными, еще в прошлом веке применялись в медицине как лекарственные препараты. Так, в середине XX в. опийные средства (морфин, кодеин, папаверин, тебаин, настойка опия, омнопон и др.) в Германии применялись для лечения алкоголизма [9]. В настоящее время препараты опийной группы применяются:

 как центральные болеутоляющие средства при болях различного происхождения (травмы, сопровождающиеся значительными болевыми ощущениями; воспалительные процессы во внутренних органах и т. д.);

 как снотворные средства при бессоннице на почве сильных болей;

 для уменьшения возбудимости кашлевого центра при упорном кашле, особенно сухом и т. д.

Назначая препараты опия, следует учитывать возможность развития к ним привыкания (пониженной реакция организма на повторное применение вещества) и пристрастия (непреодолимого болезненного стремления к повторному приёму препарата) — опийной наркомани.

Так, по мнению членов Глобальной комиссии ООН, легализация наркотиков может стать более эффективным способом борьбы с ними, чем жесткие меры наказания и уголовное преследование наркоманов. К такому выводу пришли Кофи Аннан (бывший генсекретарь ООН) и экс-президенты Колумбии, Бразилии и Мексики, объяснив это тем, что накопившийся опыт борьбы с распространением и употреблением наркотиков показывает — радикальные меры приводят только к усилению преступности, увеличению оборота наркоторговли, ее большему распространению и ухудшению общего положения. Легализация некоторых видов наркотиков принесет обратный эффект и даст возможность избегая насильственных и принудительных методов избавиться от наркопреступности.

В 2006 г. в Германии был проведен эксперимент: на улицах некоторых городов, с разрешения правительства, выездные лаборатории предлагали лицам, незаконно потребляющим наркотические средства, принимать их на законном (легальном) основании, при наличии документа, подтверждающего наркотическую зависимость. Предлагались даже инъекции героина. По данным полиции, в период проведения эксперимента (с сентября 2006 г. по январь 2007 г.), с одной стороны значительно сократилось количество преступлений, связанных с незаконным приобретением наркотических средств (кража наркотических средств), а с другой — резкий рост количества преступлений, совершаемых лицами, незаконно потребляющими наркотики под их воздействием и негативная реакция на эксперимент со стороны общественности.

В сентябре 2014 г. Глобальная комиссия по вопросам наркополитики представила в Нью-Йорке свой доклад о мировой ситуации в сфере незаконного оборота наркотических средств и назвала его «революционным». Члены Комиссии предлагали легализовать употребление и хранение всех наркотиков, кроме крэк-кокаина и дезоморфина, прекратить преследование мелких наркоторговцев, регулировать продажу наркотиков теми же механизмами, что и табачные изделия и алкогольные напитки.

Авторы доклада озаглавили его «Взять под контроль: на пути к эффективной наркополитике» и в целом избегают употребления слова «легализация», предпочитая выражение «государственный контроль» [10].

Однако, по сути речь идет именно о декриминализации сферы оборота наркотиков и переходе на легальное регулирование психоактивных веществ.

Один из членов Комиссия по вопросам наркополитики, Ричард Брэнсон заявил, что «…Мы не можем продолжать притворяться, что война с наркотиками приносит какие-то позитивные результаты…Риски, связанные с употреблением веществ возрастают — порой катастрофически — когда они производятся, продаются и употребляются в нерегулируемых, криминальных условиях. Наиболее действенный способ защитить общественное здоровье и безопасность — взять наркотики под контроль посредством ответственного легального регулирования».

Однако, на наш взгляд, стоит не согласиться с данным заявлением, т. к. легализация наркотиков категорически неприемлема и может привести к всеобщей наркотизации общества. Если рассматривать опыт легализации «легких» наркотиков в США и Нидерландах, то с уверенностью можно утверждать, что это не привело ни к чему положительному — за последние 10 лет в США число летальных исходов от передозировки увеличилось в 3 раза [11].

Также нужно отметить, что употребление марихуаны неизбежно ведет к психиатрическим заболеваниям — шизофрении и глубоким депрессиям — и в дальнейшем, как правило, приводит к употреблению более «тяжелых» наркотиков.

В уголовное законодательство Германии неоднократно вносились изменения и дополнения, касающиеся размеров наказания за незаконные операции с наркотическими средствами. В частности за хранение наркотиков предусматривается лишение свободы на срок от 1 года до 4 лет или штраф, а за хранение наркотиков в крупных размерах — лишение свободы от 1 года до 15 лет.

Таким образом, анализ правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков показывает, что система воздействий и наказания антинаркотического законодательства Германии специфичны, и это обусловлено не только национальными особенностями страны, но и криминогенной ситуацией в этой сфере.

Литература:

  1. Клименко Т. М. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по российскому и европейскому законодательству // Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 3(3). — С. 94.
  2. Зейналова Л. М. Правовая грамотность глазами молодежи // В сборнике:Актуальные проблемы реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданСборник научных статей по итогам проведения Международной научно-практической конференции. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Юридический институт / под ред. Н. А. Духно, В. М. Корякина. 2012. С. 140–143.
  3. Жилина К. Ю. Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. — 2010. — № 2 (73). Вып. 11. — С. 110.
  4. Федоренко Т. А. Зарубежный опыт деятельности органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и его использование в РФ // Российская юстиция. — 2012. — № 5. //http://www.center-bereg.ru/m981.html (дата обращения: 10.02.2016).
  5. Введение. Уголовный кодекс ФРГ. М., 2003. С.45.
  6. Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. и предисл. Серебренникова А. В. М., 2001.
  7. Головненков П. В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  8. Серебренникова А. В. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств в Германии // Наркоконтроль. — 2015. — № 1. С. 23–30.
  9. Стинг С., Вольфф М., Циппе К. Ситуация с наркотиками в Германии и Саксонии // URL: www. Psychiatry.ua/books/drugs/paper10.htm (дата обращения: 10.10.2015).
  10. Легализация наркотиков: Россия по-прежнему против // http://www.bbc.com/russian/international/2014/09/140910_world_new_drug_report (дата обращения: 10.02.2016).
  11. Наркомания: мировая статистика // http://narkoinfo.ru/statistika-narkomanii/348-narkomaniya-mirovaya-statistika (дата обращения: 10.02.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle