Автор: Ушков Павел Львович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 05.03.2016

Библиографическое описание:

Ушков П. Л. Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 527-529.



Российская Федерация является крупнейшим территориальным государством в мире. Где нет власти для наблюдения за выполнением законов, трудно поддерживать территориальную целостность. Таким образом, создание российской прокуратуры в качестве отдельной власти — уникальное явление. Прокуратура служит балансом других ветвей власти.

Понятие «прокурорской власти» уже давно известно. Так, в 1970-м году И. Фарбер заявил, что «уголовное преследование» в советском государстве является особой деятельностью социалистического государства, основанного на демократических принципах и форме осуществления государственной власти. [1]

В период, когда значение теории разделения государственных властей было противоречиво, родилось представление о различных формах государственной деятельности. Некоторые авторы выделили три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Прокуратура считается автономной организацией, вне системы государственных органов. В современных курсах прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в России рассматривается лишь как один из независимых форм государственной деятельности, чтобы обеспечить успешное выполнение задач по укреплению законности и правопорядка в стране. В Конституции Российской Федерации, федеральные и региональные исполнительные органы образуют единую систему в Российской Федерации. Таким образом, наряду с восстановлением вертикали исполнительной власти укрепления прокурорского надзора и конституционного закрепления независимой прокурорской власти являются важными условиями для укрепления общественной целостности государства, эффективности защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Прокурорский надзор признается способом организации государственной власти; Однако, это не продолжение законодательной власти, что закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 17.01.1992 N: 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорский надзор наряду с государственным контролем является функцией власти, поэтому определять один из них как «высший» представляется не вполне корректным.

Прокуратура сегодня не является и не должна быть законодательным органом власти. Это связано с тем, что порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации в Совете Федерации и обязанности генерального прокурора ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в стране не в коей мере не указывает подчинение или возникновение прокуратуры в законодательной или исполнительной власти. Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации контролирует выполнение законов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, руководители которых являются членами Совета Федерации. Они назначают его на должность, и вправе освободит его от должности.

Говоря о надзорных функций прокуратуры и ее отношений с исполнительной власти, следует отметить, чтопрокуратура выполняют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением действующих законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Этот большой блок в надзорной работе органов прокуратуры является элементом сдерживания исполнительной власти.

Из содержания Конституции Российской Федерации показывает, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти, ни к судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118), прокуратура не контрольный орган законодательной власти, и представляет собой самостоятельную централизованную федеральную власть.

Взаимодействие Президента Российской Федерации и прокуратуры необходимости законодательно закрепить. Правовой основой этого является ст. 80 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. [4]Из-за ст. 1 «Закона о прокуратуре», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, ответственна за надзор за исполнением законов субъектами прокурорско-надзорных отношений. [3] Таким образом, цели и задачи, поставленные Президентом Российской Федерации порученные прокуратуре, законодательно совпадают, но реализованы в различных организационно-правовых формах.

Прокуратура и другие правоохранительные органы обязаны обеспечить соблюдение установленных требований законодательства.Так будет законодательно урегулировано одно из направлений обеспечения Президентом РФ взаимодействия ветвей власти. [2]

Тщательное изучение конституционных норм показывает следующее. Конституция 1993 г. закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Тем не менее, Конституционный аспект прокурорского власти в правовой теории оставались неразвитым.

Литература:

  1. Фарбер И. Конституционные основы прокурорского надзора в Советском государстве // Советская прокуратура на страже законности. — Саратов, 1973. С. 28.
  2. Бровин Г. И. О прокурорско-надзорных правоотношениях // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. — М., 1973. С. 94; Коток В. Ф. О системе науки советского государственного права // Сов. государство и право. 1959. № 6. С. 4; Березовская С. Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права // Вопросы прокурорского надзора. — М., 1972. С. 28.
  3. Голунский С. А., Строгович М. С. Теория государства и права. — М., 1940. С. 54.
  4. Тадевосян B. C. Прокурорский надзор в СССР. — М., 1956. С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, исполнительной власти, государственной власти, прокурорского надзора, Президента Российской Федерации, органов государственной власти, законодательной власти, ветвей власти, Прокурорский надзор, власти субъектов Федерации, Российской Федерации доклад, власти укрепления прокурорского, прокурора Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, прокурор Российской Федерации, осуществления государственной власти, аспект прокурорского власти, продолжение законодательной власти, организации государственной власти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle