Библиографическое описание:

Ощепкова А. А. Ихтиологические образы в поэзии акмеистов (на основе стихотворения О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон») // Молодой ученый. — 2016. — №4.1. — С. 46-48.



Ихтиологические образы – наиболее часто встречающиеся образы в русской литературе. Образы рыб могут заключать в себе языческую, христианскую и фольклорную традицию. В данной статье делается попытка выявить своеобразие ихтиологических образов в поэзии акмеистов на основе стихотворения О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон».

Ключевые слова: акмеизм, символизм, русская поэзия, О.Э. Мандельштам, ихтиологические образы, символ.

Акмеизм как течение появился в литературе в переломный этап развития литературного творчества писателей и поэтов конца XIX века, приблизительно в одно время с эволюционированием реализма в неореализм, появлением и развитием символизма и футуризма.

Как отмечает советский поэт, составитель и редактор поэтических изданий, Н.В. Банников, акмеизм буквально «отпочковался» от символистского течения и обязан ему своим происхождением. Для него характерно отрицание мистических устремлений символистов, провозглашение высокой самоценности земного, здешнего мира, его красок и форм, ограничение в творчестве тем вечности, трансцендентности. «Акмеисты ставили своей задачей утвердить права конкретно-чувственного слова в поэзии, возвратить слову изначальный, простой смысл, освободив его от символических толкований» [1, с.9], однако полного отказа от символов в текстах поэтов-акмеистов не наблюдается. Не является исключением и творчество О.Э. Мандельштама.

Творчество О.Э. Мандельштама – это работа над преобразованием поэтической системы сообразно с положениями акмеизма. Однако в некоторых его стихотворениях зрительные образы, которые, по логике, должны быть выражены «точным словом» (определение М.Л. Гаспарова), в поле конкретного поэтического текста могут выступать символами и даже аллегориями. Ярким примером такого «перехода» является ихтиологический образ стихотворения «Реймс – Лаон».

Стихотворение «Реймс – Лаон» было написано О.Э. Мандельштамом под впечатлением, полученным во время поездки во Францию в 1908 году, где он год жил в Париже и слушал лекции в Сорбонне, через день после написания стихотворения «Я прошу как жалости и милости», 4 марта 1937 года. Оба стихотворения о Франции, готических соборах Notre Dame и Реймс – Лаон. Изучением и подробным анализом данных стихотворений занимался выдающийся филолог М.Л. Гаспаров. Именно он впервые отметил, что стихотворение «Реймс – Лаон» более сложное для понимания и интерпретации, чем «Notre Dame».

С одной стороны, перед читателем появляются конкретные образы, о которых говорили акмеисты: озера, дома, рыб, челнока, лисы, льва, розы, газели, скалы и другие, а с другой стороны, они могут рассматриваться как символы и аллегории, свойственные поэзии символистов. Например, в первой строфе образ озера, «стоявшего отвесно», намекает на Генисаретское озеро, по берегам которого ходил Иисус Христос с учениками, роза – на самого Христа, а лиса и лев, по мнению М.Л. Гаспарова, – это аллегории хитрости и силы, маленького человека и гнетущей власти.

Исходя из такой логики рассуждения, интересующий нас образ рыб в стихотворении так же может рассматриваться как символ. Существует несколько его трактовок – языческая и христианская. Языческая трактовка основана на том, что рыба представляет собой сакральное существо и имеет множество функций: помощь человеку, связь с потусторонним и загробным миром, несение плодородия в материю, несение изобилия, богатства, любви в мир человека. В христианской традиции рыба рассматривается как символ самого Христа, чуда, как символ крещения. В поэтическом мире Мандельштама образ рыб объединяет обе традиции. С одной стороны, он символизирует немоту, которая в языческом понимании свойственна рыбам, потому что они связаны с потусторонним миром. С другой стороны, согласно наблюдениям филолога С.Г. Стратановского, рыбы в стихотворении «Реймс – Лаон» – это «немотствующие строители величественных храмов: каменотесы, резчики, витражисты» [7], и связаны с христианской традицией.

Христианская трактовка доминирует над языческой в данном стихотворении. Об этом можно судить, рассмотрев образы, окружающие образ рыб.

Я видел озеро, стоявшее отвесно.

С разрезанною розой в колесе.

Играли рыбы, дом построив пресный.

Лиса и лев боролись в челноке [4,с. 246].

Как мы уже отмечали, озеро в стихотворении дает отсылку к Генисаретскому озеру, по берегам которого ходил Иисус Христос с учениками, озеро также может пониматься как метафора исторической эпохи, о которой говорится в стихотворении. Как отмечает С.Г. Стратановский, это – XII-XIII века, время крестовых походов и строительства великих соборов – полноводная, но все же замкнутая в своих берегах эпоха, эпоха-озеро.

Роза в колесе – витражное окно – яркий атрибут христианства, а отдельно взятый образ розы символизирует «число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz). «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» – пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как роза или имеет розу своим атрибутом. Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых — Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой [6].

Другой образ, образ «пресного дома», является более сложным для интерпретации и трактовки. Сам по себе дом символизирует обитель человека. Он может выступать в качестве символа космоса, как упорядоченного пространства, или символизировать храм, как место сосредоточения космоса. Однако словосочетание «пресный дом» в стихотворении О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон» – это не столько символ, сколько межъязыковая игра слов. Объяснить это можно тем, что обратив внимание на французское слово «dome», мы увидим, что оно переводится как «кафедральный собор», а не дом. «Но и независимо от межъязыковой игры дом означает здесь, прежде всего, храм, а также, возможно, дома горожан, честных обывателей, ведущих благочестивую, но «пресную», ограниченную городскими стенами жизнь» [7]. Таким образом, словосочетание «пресный дом» дает нам очередную отсылку к христианской традиции.

Следующие два образа – лисы и льва – М. Л. Гаспаров возводит к знаменитому средневековому «Роману о Лисе», где хитрый лис защищается от могучего льва. Такое соотнесение вполне справедливо, ведь в христианстве лис символизирует хитрость и козни дьявола, а вступающий с ним в борьбу, лев обозначает силу и мощь Христа, его царственное начало как Царя Иудейского.

Образ челнока так же связан с христианской традицией. Согласно представлениям христиан, лодка является символом спасения. Такая трактовка связана с содержанием «Повествования о Всемирном Потопе» первой книги Библии, в которой лодка, Ноев ковчег, является не чем иным как спасением для семьи Ноя и животных, по двум особям обоих полов, от Потопа. Кроме того, челнок может рассматриваться как рыбачья лодка, в которой Иисус Христос переплывал вместе с апостолами Генисаретское озеро, на берегах и в прибрежных городах которого провел большую часть своего земного служения, и о котором уже было упомянуто выше.

Таким образом, ихтиологический образ стихотворения О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон» может рассматриваться как символ, который объединяет языческую и христианскую трактовку. Христианская символика преобладает в данном художественном тексте, на это указывают образы: озера, розы в колесе, пресного дома, лиса, льва и челнока, окружающие образ рыб и являющиеся символами христианства, а сам образ рыб может рассматриваться как олицетворение немотствующих строителей величественных христианских храмов (хотя компонент языческой традиции, немота рыб, так же присутствует в данном образе). Анализ этого стихотворения показывает, что О.Э. Мандельштаму, поэту-акмеисту, не удается в своем творчестве полностью отказаться от символов при воспроизведении ихтиологических образом. Обращаясь к христианской трактовке образа рыб, поэту не удается исключить из своего творчества и мистических устремлений, свойственных символисткой поэзии, ограничить в творчестве тем вечности, трансцендентности, провозгласить высокую самоценность земного мира. Все эти особенности функционирования ихтиологического образа в художественном тексте и определяют его символистскую, больше тяготеющую к христианской традиции природу в стихотворении «Реймс – Лаон».

Литература:

  1. Банников, Н.В. «Серебряный век русской поэзии» [Текст] / Н.В. Банников.- М.: «Просвещение», 1993. – 410 с.
  2. Бидерман, Ганс. Энциклопедия символовсимволов [Текст]: энциклопедия /Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. - М.:Республика, 1996. — 335 с.: ил.
  3. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. – Спб.: Азбука, 2001. – 480с.
  4. Мандельштам, О.Э. Стихотворения [Текст] // Соч.: в 2 т. / сост. П. Нерлера, вступ. статья С. Аверина. – М.:Худож. Лит., 1990. – 638с.
  5. Мандельштам, О.Э. «Сохрани мою речь…»[Текст]: лирика разных лет. Избранная проза / сост. Б.С. Мягков, вступ. статью Л.А. Озёрова. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 576 с.
  6. Славянская мифология [Электронный ресурс]: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 512с. — Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php/Роза. Дата обращения — 22.09.15.
  7. Стратановский, С.Г. Мальчишка-океан (О стихотворении Мандельштама «Реймс — Лаон») [Электронный ресурс]: статья раздела «О стихах». – Режим доступа: http://www.newkamera.de/stratanovskij/stratanovskij_07.html. Дата обращения - 15. 20. 15.
Основные термины: Мандельштама «Реймс, образ рыб, стихотворения О.Э, основе стихотворения О.Э, окружающие образ рыб, ихтиологический образ стихотворения, Иисус Христос, христианской традиции, образ стихотворения О.Э, Мандельштама образ рыб, стихотворении «Реймс, словосочетание «пресный дом», стихотворении Мандельштама «Реймс, образ стихотворения «Реймс, стихотворении О.Э, Ихтиологические образы, творчество О.Э, Творчество О.Э, мистических устремлений, поэзии акмеистов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle