Библиографическое описание:

Жидова К. С. Проект «Развитие экологической культуры обучающихся 5 классов при использовании кейсов в обучении биологии» // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 234-237.



В статье описывается проект развития экологической культуры средствами технологии кейс-стади на уроках биологии.

Ключевые слова: кейс-стади, экологическая культура, биология в школе.

В ФГОС [1] указано на то, что у учащихся в ходе экологического образования должна быть сформирована совокупность экологических знаний умений и навыков. Из практики известно, что одним из эффективных средств повышения экологической культуры может служить технология кейс-стади (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов) [2, c. 22]; [3, с. 206]; [4].

При разработке проекта развития экологической культуры учащихся 5 класса средствами технологии кейс-стади, нами были учтены показатели уровня ее сформированности.

Проект разрабатывался в несколько этапов: подготовительный, теоретико-аналитический, собственно разработка проекта и заключительный, который подразумевает оценку результатов исследования. Подготовительный этап предполагает проведение анкетирование учителей и тестирование учащихся. В результате выявлены имеющиеся проблемы по формированию экологической культуры учащихся. А так же уровень экологической культуры учащихся, который является средним по показателю знание форм охраны природы и низким по показателям: уровень знания экологических проблем; знание о рациональном использовании природных ресурсов; знание антропогенных воздействий на природную среду; уровень экологической этики.

На теоретико-аналитическом этапе изучено состояние исследуемой педагогической проблемы в литературе.

На следующем этапе разработка проекта осуществлялась по данной схеме:

проблема — низкий уровень экологической культуры учащихся, недостаточное использование технологии кейс-стади;

идея — разработать занятия с экологическим содержанием, в которых используются элементы технологии кейс-стади — кейсы;

замысел — разработать проект, в котором развитие экологической культуры учащихся происходит через использование кейсов.

ожидаемый результат — повышение уровня экологической культуры учащихся;

определить эффективные условия реализации проекта.

На заключительном этапе проводилась оценка результатов исследования, сравнительные характеристики показателей экологической культуры, частичное апробирование работы, определение эффективных условий реализации проекта.

Цель модели: развитие экологической культуры учащихся при использовании элементов технологии кейс-стади на уроках биологии. Цель реализуется через деятельность учителя, главной задачей которого является процесс развития экологической культуры посредством использования элементов технологии кейс-стади на уроках биологии.

Обучаемые в свою очередь осуществляют решение кейсов с экологическим содержанием.

За основу взята идея варианта формирования экологической культуры Норбоева [5, c. 119]. Он считает, что содержание материалов, на основе которых формируется экологическая культура обучающихся, состоит из следующих компонентов: экологические знания, экологические прогнозы, экологическая деятельность, экологическая оценка.

Таким образом, последовательное усвоение компонентов модели данной модели на уроках биологии будет обеспечивать развитие экологической культуры в целом.

В свою очередь усвоение данных компонентов реализуется через экологическое содержание кейсов и экологические вопросы. Разработанная модель представлена на рис. 1.

В ходе работы предъявляются требования к кейсам: содержание кейсов соответствует уровню развития компонентов экологической культуры учащихся; иллюстрирует несколько актуальных аспектов экологических проблем; выполнение кейсов включено в образовательный процесс по биологии; кейсы провоцируют дискуссию между учащимися; кейсы имеют несколько решений.

В таком случае работа с кейсами подразделяется на 3 этапа: на первом этапе происходит включение кейса в урок (выбирается место кейса в структуре урока); в ходе второго этапа организуется деятельность работы с кейсом (в группах или обсуждается всем классом); на заключительном этапе проводится анализ результатов и рефлексия совместной деятельности.

Рис. 1. Проект развития экологической культуры у обучающихся 5 класса средствами кейс-стади

Работа с кейсом представляет собой процесс решения значительного числа задач [2, c.23]: осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их особенностей, последствий, путей разрешения (проблемный анализ); выделение характеристик, структуры ситуации, ее взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ); установление причин, которые привели к возникновению данного состояния, анализирование последствий (причинно-следственный анализ); диагностика содержания деятельности в данной обстановке, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ); построение системы оценок ситуации, ее условий, последствий, особенностей действующих лиц (аксиологический анализ); подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ); выработка рекомендаций относительно действий участников ситуации (рекомендательный анализ); разработка программ деятельности (программно-целевой анализ).

В данном проекте компоненты модели экологической культуры развиваются с помощью задач, решаемых в процессе реализации метода кейс-стади. Так, экологические знания учащихся можно развивать с помощью кейсов, направленных на проблемный, системный и причинно-следственный, прогностический, праксеологический, аксиологический анализ. Это означает, что к кейсу с экологическим содержанием подбираются вопросы проблемного характера, например, «Каким образом можно решить проблему загрязнения леса бытовыми отходами?»; подбираются вопросы системного характера: «Опишите функции генов?»; причинно-следственного характера: «Какие последствия влекут за собой лесные пожары?».

Экологическое прогнозирование развивается через прогностический анализ. Экологическую деятельность можно развивать через программно-целевой и рекомендательный анализ. С помощью аксиологического, праксеологического и рекомендательного анализа учащиеся смогут дать экологическую оценку.

Предполагается, что наряду с последовательным формированием компонентов экологической культуры используется последовательное анализирование кейсов, т. к. каждый вид анализа представляет собой дальнейшее развитие следующего вида анализа.

Данный проект апробировался на уроках биологии в 5 классе, содержание кейсов разрабатывалось на основе уровня экологической культуры обучаемых. В зависимостиотцелей урока использовались кейсы, иллюстрирующиепроблемуи еерешение (такие кейсы используетсянапервомэтапезнакомствашкольниковс даннойтехнологией). Постепенивоздействияихосновныхисточников использовались практическиекейсы, которыеотражаютабсолютнореальныежизненныеситуацииилиобучающиекейсы, основнойзадачейкоторыхвыступаетобучение. Обучаемые получали кейснепосредственноназанятиии работали с ним. Это небольшие пообъемукейсы, примернона 1 страницу, которые могутбытьиспользованыв началезанятияс цельюактивизациимышленияобучаемых, повышенияихмотивациик изучаемойтематикеилидлязакрепленияновогоматериала.

Таким образом, на начальном этапе данного исследования преобладал средний уровень экологической культуры, а после внедрения уроков с экологическим содержанием высокий уровень экологической культуры повысился на 10 %, а низкий уровень экологической культуры понизился на 6 %.

Можно сделать вывод, что данный проект является эффективным и предположить, что при более длительном его использовании можно получить более высокие результаты.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. 2010. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/29 (Дата обращения: 17.12.2015).
  2. Долгоруков А. М. Case-study как способ (стратегия) понимания. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2011. с. 22–24
  3. Ермолаева П. О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов: кросс-культурный проект. Автореф. дисс. канд. соц. наук. Казань: Казанский (Приволж.) федер. ун-т, 2011. 23 с.
  4. Антишина А. В. Формирование экологической компетентности менеджеров средствами кейс-стади // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. Вып. № 161. 2013. с. 206–209.
  5. Норбоев А. Г. Формирование устойчивой экологической культуры у школьников // Молодой ученый. Т. 2. № 12. 2011. с. 117–120.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle