Библиографическое описание:

Трунов И. В. Опыт применения жанра вокализа на уроках сольного пения в аспекте решения некоторых проблем голосоведения // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 839-840.



Вокальное воспитание певца в наиболее общем аспекте обусловлено общеизвестным принципом единства его художественного и технического развития. Чтобы выполнить те или иные художественные задачи, поставленные перед исполнителем в музыкальном произведении, нужно обладать прочными навыками пения. В развитии этих навыков, наряду с сугубо инструктивными вокальными упражнениями, невозможно переоценить роль жанра вокализа. Исполнение вокализов на уроках сольного пения ставит перед обучающимся сразу две задачи. Одна из них технического порядка, другая — художественного, ведь вокализ по своей сути — музыкальное произведение, в котором певческий, лишённый слова тон является некой музыкально-образной подосновой. Дуалистическая природа вокализа подтверждается терминологическим определением в музыкальном энциклопедическом словаре: «вокализ — 1) исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники…, 2) концертное произведение» [1, с. 114].

Умело подобранный вокализ даёт возможность раскрытия как голосовых, так и общемузыкальных возможностей ученика. Постепенно повышая уровень их сложности, педагог направляет развитие голоса, тем самым добиваясь от обучающегося овладения определёнными навыками. Материал вокализов способствует:

 выработке чистоты тона и интонирования;

 точности соблюдения мелодико-ритмического рисунка, умению выдерживать темпо-метр, паузы и длительности;

 овладению наиболее слитной кантиленой, гибкой и разнообразной динамической шкалой;

 формированию филигранного отношения к музыкальному тексту (без отвлечения на поэтический) и мн. др.

Кроме того, ясность мелодической интонации и фразировки, присущая вокализам, помогает выработке эмоциональности, которую впоследствии ученик может проецировать на другие музыкальные сочинения. Такой навык даёт возможность осмысления различных музыкальных произведений с поэтическим текстом именно через музыку и интонацию, даже не занимаясь «словом» специально.

Ещё одним аргументом в пользу применения вокализа на уроках сольного пения является присущий этому жанру аккомпанемент, в котором сольная партия, как правило, не дублируется. Благодаря этому начинающие певцы приучаются мыслить «мелодически». Кроме того, это способствует развитию слуха, ощущения лада и тональности. Усилить этот эффект можно, исполняя мелодию вокализа и без сопровождения, а также транспонируя его в другие тональности.

Применение вокализов по принципу возрастающей сложности помогает развитию техники беглости. По мнению Донец-Тессейр, на начальном этапе обучения лучше брать те вокализы, в которых «техника включена лишь настолько, насколько это нужно для первого периода» [2, с. 46]. Например, для сопрано в данном случае рекомендуются вокализы Ваккаи. На более поздних этапах, когда гортань у сопрано уже достаточно развита, применяются технически усложнённые вокализы Лютгена, а также Варламова и Маркези.

Анализ репертуара учеников профессора Московской консерватории Е. Лавровской также показывает прохождение ими вокализов на всех этапах обучения в строгой последовательности: от простых с поступенным мелодическим движением — к более сложным. Важно, чтобы вокализ соответствовал вокально-техническому уровню конкретного студента. Для студентов младших курсов наиболее приемлемы вокализы Абта, Конконе, Винтер, Лютгена. На старших курсах пелись вокализы Панофки, Априле, Бордоньи, Россини, Маркези, Маццони, Виардо. Для лёгких голосов чаще всего рекомендовались вокализы Лютгена и Россини. Тенорам — вокализы Панокфи, низким голосам — Маркези [см. об этом: 5, с. 48].

Не менее показателен опыт применения вокализов в классе сольного пения Н. Ирецкой. Её ученики пели их сначала с названиями нот (сольфеджио), затем они вокализировались на гласный «а», причём принципиально варьировался темп: от медленного до самого быстрого [4, с. 34].

Необходимость овладения учеником техникой голосообразования в пении очевидна, но также важно, чтобы это происходило не механически, а сознательно и творчески. Это побуждает педагогов применять в обучении не только специально написанные вокализы, но и иногда сами музыкальные произведения или их отрывки переводить в вокализы. Этим можно решить ряд исполнительских задач. Например, отработать сложные, не удающиеся интервалы. Пропевая их на гласные «и» или «а» различными штрихами, а также «приспособляя к ним другие гласные, певец вырабатывает верную вокальную линию, голос приучается легко и свободно преодолевать технические и фонетические трудности (смену гласных)» [3, с. 73]. Этот же приём помогает укрепить уже освоенное верное голосоведение, выработать музыкальную выразительность, наполненность звучания.

Таким образом, можно всем обучающимся вокалу рекомендовать вокализы (при строгом учёте их возрастающей сложности по общеизвестному принципу педагогики «поступенность — повторность — последовательность»). Даже обзорный экскурс, освещающий практику их применения в классе сольного пения, подтверждает важность данного жанра в образовательном процессе. Особой ролью он наделяется в аспекте решения некоторых проблем голосоведения, так как неизменно способствует выработке безукоризненного содержательного звуковедения.

Краткий список рекомендуемых для различных голосов вокализов

  1. Абт Ф. Практическая школа пения
  2. Абт Ф. Избранные вокализы для баритона и баса (редакция Г. Тица)
  3. Ваккаи Н. Практический метод итальянского пения. Для среднего голоса в сопровождении фортепиано
  4. Варламов А. Полная школа пения. Ч. I–III. Вокализы
  5. Виленская И. Вокализы для высокого голоса с фортепиано
  6. Зейдлер Г. Искусство пения. 40 мелодий для высокого голоса в сопровождении фортепиано. Ч. I и II
  7. Конконе Дж. 25 уроков пения для среднего голоса
  8. Лютген В. Ежедневные упражнения. 20 маленьких этюдов для сопрано
  9. Маркези М. 20 этюдов стиля для сопрано
  10. Мирзоева М. Вокализы
  11. Панофка Г. 12 артистических вокализов. Для сопрано или меццо-сопрано
  12. Панофка Г. Искусство пения. 24 вокализа для сопрано, меццо-сопрано или тенора
  13. Панофка Г. 24 вокализа для альта, баритона и баса
  14. Соколовский Н. 20 вокализов для сопрано

Литература:

  1. Вокализ // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 114
  2. Дмитриев Л. В классе профессора М. Э. Донец-Тессейр / О воспитании лёгких женских голосов // Л. Дмитриев — М.: Музыка, 1974. — 64 с.
  3. Малышева Н. О работе певца над голосом Вопросы вокальной педагогики // Сборник статей. — Л.: Музыка, 1962. — Вып. 1. — С. 50–76
  4. Узинг М. Профессор Петербургской консерватории Н. А. Ирецкая / Вопросы вокальной педагогики // Сборник статей. — Л.: Музыка, 1982. — Вып. 6. — С. 23–36
  5. Яковлева А. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской / Вопросы вокальной педагогики // Сборник статей. — Л.: Музыка, 1982. — Вып. 6. — С. 36–56

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle