Библиографическое описание:

Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 481-483.



Одним из важных направлений обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является формирование ключевых компетенций. Ключевые компетенции являются следствием интеграции и комбинации различных ресурсов предприятия. Формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики на базе высшей школы — ресурс, на который работодатель может рассчитывать в будущем.

Ключевые слова: ключевые компетенции, низкоуглеродная экономика, экологический менеджмент.

Еще несколько лет назад успех предприятия и его конкурентные преимущества, как правило, определялись более низким уровнем затрат на производство продукции (услуг) и оптимальной комбинацией «товар-рынок».

Менеджмент организации большое внимание уделял стратегии, миссии, целям, приоритетам на рынке, конечной продукции, прибыли. Однако, для успешного противостояния конкурентам и формирования основы для конкурентного преимущества в настоящее время этого недостаточно. Требуются поиска иных, нестандартных методов управления предприятием, которые смогли бы обеспечить существенное повышение его конкурентоспособности и финансовой устойчивости на рынке.

Одним из важных направлений обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является формирование ключевых компетенций. На наш взгляд, данному вопросу уделяется недостаточно внимания менеджментом организации. Обычно все сводится к стандартным курсам повышения квалификации, которые выбираются по созвучному с деятельностью предприятия названию. При этом организация обладает уникальными ресурсами: знаниями и компетенциями, необходимо лишь правильно определить приоритетные направления развития данных конкурентных преимуществ и выбрать ключевые компетенции, соответствующие стратегическим планам развития. Кроме этого, у предприятия должен быть потенциал эти ресурсы использовать.

Можно сказать, что ключевые компетенции — это “душа” компании, и в этом качестве они должны быть неотъемлемой частью менеджмента. Поэтому формирование ключевых компетенций нельзя поручать ни “технократам”, ни “персональщикам” [1]. Для того чтобы модель ключевых компетенций действительно работала в компании, вся команда управленцев должна участвовать в ее формировании.

Проведя исследование требований работодателей, предъявляемых ими к потенциальным работника, видно, что, традиционно уделяя внимание трудовому потенциалу, в группу профессионально важных качеств вошли и творческий, и психофизический потенциал [5].

Рис. 1. Распределение весов значимости профессионально значимых качеств личности (экспертное мнение) по компонентам личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности [4]

Успех предприятия при современном уровне развития конкуренции и насыщенности практически всех рынков определяется креативностью, развитием ресурса познания и предметных знаний [3]. Востребованными стали кадры с повышенным уровнем производственной культуры, способные не только выполнять функции технологов, организаторов производства и инженеров по эксплуатации, но и готовые к решению усложненных, нестандартных диагностических задач. [4, 5].

В соответствии с планом действий Европейской Комиссией в области умений и мобильностиорганизация основной целью ставит формирование рабочей силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места, учиться и работать в странах Европейского Союза и России.

Под ключевыми компетенциями будем понимать совокупность навыков, способностей, ноу-хау, технологий, установок и процессов, сложно имитируемую конкурентами, удовлетворяющую первостепенные потребности потребителей и дающую возможность устойчивого развития [3].

Формирование ключевых компетенций должно базироваться на истории развития организации, его стратегических приоритетов и тогда в них отразится специфический, уникальный характер предприятия, что будет влиять на устойчивое развитие организации [6].

Важно отметить, что процесс формирования ключевых компетенций взаимосвязан не только с внутренней средой предприятия, но и с внешними факторами. При формировании ключевых компетенций необходимо ответить на ряд вопросов: какой вклад организация вносит, или намеревается внести в будущем, в улучшение или деградацию экономических, экологических и социальных ситуации, процессов развития и тенденций на местном, региональном и глобальном уровнях [2, 5]. Ÿ

Исходя из интересов работодателя и динамично изменяющейся внешней среды, в условиях экологической реновации экономики, высшая школа может сформировать ряд ключевых компетенций организации в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики. Изучение внешней среды ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» в ходе проведенных опросов показало значимость этих компетенций у работодателей. Результат, мы можем рассматривать как ресурс, на который работодатель может рассчитывать в будущем. Итогом работы должно стать четкое описание компетенции адекватными терминами и того, что в ней заложено.

Данное научное направление разрабатывает коллектив исследователей кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», в состав которого входит автор.

Исследование направлено на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики, необходимых для получения новых знаний, адаптации имеющихся знаний, личностной адаптации к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, ситуации на рынке труда в условиях экологической реновации экономики.

Цель деятельностиобеспечение углубленного изучения вопросов в сфере экологического менеджмента, формирование квалификаций и компетенций, необходимых в условиях динамично меняющейся экономики, и в то же время поощрение преподавателей и исследователей в области интеграции европейской системы образования [2, 5].

Экологический менеджмент — эффективный инструмент глобальной политической и экономической конкуренции в условиях устойчивого развития экономики, стержнем которого является концепция низкоуглеродной экономики, реализация которой — эффективный способ управления национальным инновационным процессом, стимул для технологического обновления отраслей и создания новых рабочих мест [5].

Низкоуглеродная экономика стала приоритетом ряда политических программ, включая стратегию развития Европейского Союза до 2020 года «Европа 2020», Дорожную карту по продвижению к низкоуглеродной экономике до 2050 года и приоритеты декарбонизации для энергетического и транспортного секторов.

Для того чтобы действительно управлять запасом ключевых компетенций, их необходимо детализировать, разделить на уровни, оценить конкретные умения.

В соответствии с задачами Копенгагенского процесса, результат завершения данного исследования — приобретенные и продемонстрированные ключевые компетенции, которые обеспечат:

 повышение мобильности между странами, секторами, рабочими местами и институтами за счет использования квалификаций и компетенций, соответствующих общеевропейским требованиям;

 подготовка к трудовому рынку, развитие занятости в условиях перехода к низкоуглеродной экономике во всех отраслях;

 реализацию возможностей обучения в течение всей жизни;

 личное развитие и участие в развитии и обслуживании широкого спектра основ передового знания.

В ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» есть отлаженная система практико-ориентированной подготовки студентов, где они могли бы закрепить полученные знания на деле, превратив их в соответствующие навыки, присущие необходимым ключевым компетенциям в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики.

Литература:

  1. Уиддет С. Руководство по компетенциям: пер. с англ. / С. Уиддет, С. Холлифорд. — М.: HIPPO, 2004.
  2. Кузнецова Н. В. Методологические аспекты актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки менеджеров: деятельностный подход В сборнике: The Fourth International Conference on Eurasian scientific developmentVienna, 2015. С. 53–57.
  3. Гончаров Д. Ю. Развитие скрытых ключевых компетенций предприятия // «Креативная экономика». 2009. № 5 (29. С. 92–96
  4. Пономарева О. С., Майорова Т. В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2014. № 2 (46). С. 82–87
  5. Майорова Т. В. Экологическое управление в условиях развития низкоуглеродной экономики // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 129–131.
  6. Пономарева О. С. Система менеджмента качества как один из компонентов устойчивого развития предприятия (статья): Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий: Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Л. Н. Семерковой — Пенза, 2007. — С. 56–62.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle