Библиографическое описание:

Мусина С. З. Индустриальные парки как фактор развития регионов // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 458-461.



Создание индустриальных парков — инструмент привлечения инвесторов, развития предпринимательства, оптимизации бизнеса, увеличения доли налоговых поступлений в бюджет. В данной статье рассматривается создание индустриальных парков с позиции поддержания отечественных производителей и их влияние на социально-экономические процессы в регионе. Описаны цели и задачи создания данных объектов, инструменты их реализации и экономические эффекты для региона.

Экономическая конъюнктура, сложившаяся в России в первом квартале 2015 гг., свидетельствует о нестабильности экономической системы. Геополитическое давление на Россию, в том числе введение ряда ограничений и санкций, в сочетании со снижением цен на углеводороды обусловили возникновение негативного синергетического эффекта на макро- и микроэкономическом уровне. Цепочка взаимосвязанных событий, включающая в себя ослабление курса национальной валюты, резкий рост ключевой ставки, сокращение объемов кредитования физических и юридических лиц привела к кризисному состоянию экономики, а также к внеплановым расходам государственного бюджета в области поддержки социального сектора и ключевых отраслей экономики. В данных условиях особую актуальность приобретает давно известный тезис о необходимости преодоления сырьевой зависимости и диверсификации экономики в сферу высоких технологий. Ранее необходимость развития несырьевых отраслей хотя и не вызывала сомнений, но в то же время была неприоритетной при формировании и реализации государственной политики в области экономики. Однако сокращение доходов бюджета от продажи нефти и газа в 2014–2015 гг. просто заставляют искать другие источники бюджетных поступлений, и главным образом, за счет развития других отраслей промышленности. Несмотря на резкое ухудшение макроэкономических показателей и рост социальной напряженности в стране, кризисные явления конца 2014 — начала 2015 гг. оказывают также и положительное влияние на российскую экономику. Санкции, введенные западными странами, позволили выявить перечень востребованных рынком, но не производимых в России продуктов, услуг и технологий. Ограничения, введенные западными странами на поставки специальных материалов, высокотехнологичного промышленного оборудования и электроники, способны приостановить реализацию крупных инвестиционных проектов и полностью остановить работу некоторых предприятий. Обозначившаяся в результате введения санкций потребность в высокотехнологичной продукции может рассматриваться как толчок к развитию отечественной продукции. Освободившаяся ниша и выросший спрос на отечественную промышленную продукцию являются существенными факторами для развития российских производителей. Но для того, чтобы российские старт-апы, как правило, имеющие длительный научно-исследовательский и опытно-конструкторский цикл, могли оперативно перестроиться в соответствии с потребностями рынка, им необходима поддержка, и в первую очередь — со стороны государства. Обычно, реализация подобных проектов занимает у предпринимателя много времени и денежных ресурсов. И, к сожалению, не каждое начинающие перспективное производство выходит на рынок, именно из-за отсутствия инвестиционных ресурсов. Строительство промышленных площадок с производственными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспечение энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения производств — это, в большинстве случаев, неподъемный груз для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Всё это привело к активному развитию в Российской практике таких объектов как индустриальные парки. Данные объекты способны предоставить бизнесу ряд готовых производственных площадей и услуг, необходимых для реализации проектов, при этом значительно сократить издержки для начала создания производства. Индустриальный (промышленный) парк — это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств [1]. Согласно Министерству промышленности и торговли России реализация данных проектов, индустриальных парков, сегодня — одно из приоритетных направлений промышленной политики России. Базой для развития индустриальных парков является разработанная в 2014 году подпрограмма «Индустриальные парки» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Она предполагает увеличение числа действующих на территории страны индустриальных парков с 45 в 2014 году до 127 в 2017 году.

Основными задачами создания промышленных парков являются:

 обеспечение сбалансированности, пропорциональности и комплексности социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

 повышение доли малых и средних предприятий производственного профиля в структуре валового регионального продукта;

 диверсификация экономики субъектов Российской Федерации за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств;

 формирование конкурентной среды в экономике субъектов Российской Федерации посредством развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства качественными объектами производственной недвижимости, инфраструктурой для эффективного развития бизнеса;

 создание условий для повышения благосостояния населения;

 увеличение налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;

 создание новых рабочих мест.

Среди наиболее значимых мер поддержки создания и развития промышленных парков можно выделить следующие направления поддержки (группы мер):

 содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной (при необходимости) инфраструктуры промышленных парков, прежде всего — с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

 прямое субсидирование из бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ на развитие индустриального парка в размере 5 % от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка- крупными компаниями и 15 % от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка- субъектами малого и среднего предпринимательства.

 расширение доступа к кредитным ресурсам для финансирования затрат на создание и развитие промышленных парков, в том числе создание целевых продуктов под указанные направления инвестирования Институтами развития; развитие коммерческой ипотеки.

 снижение административных барьеров, в том числе сокращение сроков и упрощение административно-бюрократических процедур, связанных с созданием промышленного парка, на федеральном, региональном и муниципальном уровне, создание системы «единого окна»;

 предоставление налоговых льгот [2].

В большинстве случаев региональные органы власти демонстрируют заинтересованность в повышении инвестиционной привлекательности своей территории и уделяют особое внимание развитию формата индустриальных парков. В частности, во многих областях энергичную деятельность ведут региональные агентства по привлечению инвестиций.

Говоря о поддержке, которую инвесторам могут оказать региональные власти, следует отдельно упомянуть налоговые субсидии и льготы. Многие субъекты Федерации внесли в свое законодательство положения о предоставлении инвесторам налоговых преференций, объем которых зависит от установленных соответствующим законом факторов. Речь идет о величине инвестиций в основные фонды, приоритетности инвестиционного проекта с точки зрения экономики региона.

Большинство таких льгот действует в течение определенного срока, не превышающего период осуществления инвестиционного проекта. Кроме того, при оценке региона с налоговой точки зрения важно понимать, как теоретически доступные (законодательно закрепленные) преференции применяются конкретными властями.

Как показывает анализ зарубежного опыта, данный вид деятельности успешно функционирует и процветает. К примерам успешного функционирования индустриальных парков можно отнести такие парки как:

 Великобритании (Milton Park),

 Финляндии (Key East Business Park),

 США (Wilmington Industrial Park),

 Германии (Frankfurt-Hochst) и т. д.

Так например в Турции накоплен огромный опыт в создании и управлении подобными индустриальными зонами, которые предлагают все условия для предприятий, желающих разместить в этих зонах свои производственные мощности. Все организационные моменты берет на себя управляющая компания индустриальной зоны, инвестору остается только запустить производство.

В России уже задействовано более 30 регионов, которые включают 600 участников на 50 индустриальных парках. Несмотря на то, что в России существует ряд причин, по которым иностранные инвесторы опасаются осуществлять капиталовложения, большинство специалистов оценивает перспективы строительства индустриальных парков в нашей стране весьма позитивно. Считается, что создание индустриальных парков и целых кластеров является устойчивой тенденцией, которая не изменится в средне- и долгосрочной перспективе. Причиной тому — постоянная потребность активно развивающихся отечественных и зарубежных компаний в организации своего производства в непосредственной близости от арендуемых складов и центров нахождения квалифицированной рабочей силы. А в связи со сложившейся геополитической ситуацией, курсом иностранной валюты, санкциями и оттоком зарубежных инвесторов, индустриальные парки — незаменимый элемент здоровой, растущей экономики. Многие предприятия, размещенные в РФ, закрыли свою деятельности в связи с нерентабельностью производимой продукции. Высокие издержки на строительство и содержание производственных площадей, «дорогие кредитные деньги», налоговые отчисления без льгот и преференций — всё это факторы увеличения себестоимости производимой продукции, что влечет за собой снижение конкурентоспособности компании на рынке. Для резидентов же индустриальных парков, благодаря активной поддержки государства, синергии и эффекта масштаба себестоимость производимой продукции будет сокращаться, за счет чего конкурентоспособность продукции увеличится. Для государства же получается социально-экономический эффект, связанный с созданием дополнительных рабочих мест для населения, увеличением налоговых отчислений в бюджет РФ, повышением инвестиционной привлекательности региона, развитием отечественных инновационных проектов, которые вскоре, станут качественнее и востребованнее зарубежных аналогов. Вышеперечисленные результаты приведут к развитию производственной инфраструктуры региона, и могут стать ключевым направлением в государственной политики импортозамещения. В связи с этим, РФ не только может наращивать объемы собственно производимой и потребляемой продукции с низкими издержками, развивать регионы в целом, но и выходить на новые, зарубежные рынки. Таким образом, потенциал отдельно взятых регионов и страны выйдет из стадии стагнации к росту.

Литература:

  1. Ассоциация индустриальных парков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.indparks.ru/certification/standard/ (дата обращения: 27.01.2016).
  2. Методические рекомендации по созданию и развитию индустриальных парков, претендующие на государственную поддержку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russiaindustrialpark.ru/article/75 (дата обращения: 29.01.2016).
  3. Дмитриева О. А. Индустриальный парк как форма развития территориального комплекса//Экономический журнал № 28–2012. С.40

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle