Библиографическое описание:

Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 685-687.



Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений. В то же время необходимо изучать эмоции в рамках становления их как высшей психической функции наряду с мышлением, памятью и т. д. Исследование эмоций должно включать в себя ряд заданий, служащих источником не только количественных, но и качественных данных о понимании эмоций.

Ключевые слова: эмоция, высшие психические функции, понимание эмоций.

Наша работа направлена на исследование одной из важнейших проблем в возрастной психологии — изучению развития эмоциональной сферы детей. Тема развития эмоций актуальна в работах психологов, социологов и философов уже долгое время, однако на сегодняшний день как в общей психологии эмоций, так и в психологии эмоционального развития детей остается поле для экспериментов и научных обобщений. При огромной совокупности фактов отсутствует единое представление о принципах развития эмоций, механизмах развития и факторов, влияющих на него.

В настоящее время внимание общества сконцентрировано на формирование социально активной личности, способной устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, целостно реагировать на происходящие события, строить собственное поведение в соответствии со своими потребностями и при условии жизни в социальной среде.

Отражая личностное отношение к событиям окружающего мира, эмоции тесно связаны с личностными ориентациями человека, а также с мотивационной и потребностной сферой [7; 4]. При этом личностные, индивидуальные переживания личности носят и социальный характер, являясь знаком принадлежности человека к определенной социальной группе.

Эмоции, сопровождая, регулируя и направляя человеческую деятельность, выступают в качестве факторов, формирующих установки и нравственные нормы человека [1]. Эти процессы реализуются при помощи личностного смысла, которым человек наделяет различные события своей жизни. Личностный смысл неотделим от эмоциональной сферы человека и представляет собой чувства, опосредованные ситуацией.

На сложность и неизученность развития эмоций в контексте становления психики человека указывает ряд исследователей [3;5;7]. В настоящее время не существует единой модели развития эмоциональной сферы личности. Мнения научного общества по этой проблеме разнообразны: от убеждения биологической функции эмоций и их врожденного характера (К.Изарда, Х.Остер, П.Экман) до признания того, что эмоциональная сфера развивается на протяжении жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, М. И. Лисина).

На протяжении десятилетий представления о сущности, происхождении эмоций, видах и развитии эмоциональных явлений психики человека претерпевали изменения. На сегодняшний момент существует несколько десятков теорий эмоций, каждая из которых по-своему объясняет ту или иную сторону эмоциональной сферы человека. Каждое направление в развитии психологии представляло объяснительную модель эмоций, исходя из собственных теоретических оснований и эмпирических данных [7].

Эмоциональная сфера значительным образом изменяется в дошкольном возрасте [2;5]. Это связано со становлением представлений детей об эмоциях, развитию аффективной децентрации. Аффективная децентрация предшествует интеллектуальной децентрации и представляет собой преодоление эгоцентричности личности. Эгоцентричность личности преодолевается посредством трансформации субъекта в результате сопоставления и интеграции эмоций другого человека со своими переживаниями (Изотова Е. И., Былкина А.О, Люсин И. А.) Ребенок фокусируется на сфере межличностных отношений вместо своего «Я» — сначала на отношениях со взрослыми, потом со сверстниками (Н.Мюнстерберг, С. Л. Рубинштейн). Также в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит совершенствование понимания эмоций по мимическому выражению лица. Особенности такого понимания были изучены А. М. Щетининой, которая выделяла уровни сформированности этой способности [7].

Как и другие психические процессы, эмоции развиваются в деятельности [2]. Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного наиболее востребованной являются такие виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра, затем учебная деятельность (Эльконин Д. Б.). Кроме этого, несомненную роль в развитии эмоций играют практическая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок отрабатывает различные экспрессивные компоненты эмоций, становится участником эмоционально насыщенных событий благодаря игровым правилам.

Общение со сверстниками и общение со взрослыми играют одну из главнейших ролей в социализации эмоций. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. приводят отличительные характеристики данных двух видов общения [4]. Так, общению со сверстниками свойственна более свободная манера, наличие меньшего количества рамок и ограничений, чем общение со взрослыми. В то же самое время общение со взрослыми служит источником для социализации эмоций, иными словами — осваиванию социальных эталонов выражения и понимания эмоций.

Таким образом, эмоции являются важным фактором в социализации ребенка, всестороннем развитии его психики. В свою очередь, эмоциональная сфера на протяжении взросления ребенка претерпевает значительные изменения, носящие как количественный, так и качественных характер. В рамках научных исследований накоплен большой материал, отражающий, в основном, тенденции количественных изменений эмоциональной сферы [1;3;4;7]. Наиболее типичным является исследование количества эмоций и форм их выражений, доступных для идентификации ребенком в том или ином возрасте. Также в литературе освещаются основные возрастные тенденции развития эмоций.

Однако необходимо указать на отсутствие изучения внутреннего строения эмоций как психической функции [2]. Если рассматривать эмоциональную сферу наравне с такими психическими процессами, как память, внимание, мышление и т. д., то необходимо признать, что эмоции на протяжении жизненного пути преобразуются кардинальным образом, меняя при этом свою роль и место в психологической структуре сознания.

Преобразование психических процессов в течение жизненного пути личности является главной идее культурно-исторической психологии Л. С. Выготского [2;6]. Если брать за основу основные ее положения, то необходимо рассматривать процесс развития эмоциональной сферы как преобразование эмоций как низшей психической функции в высшую. Подробно этот вопрос, как и многие другие, Л. С. Выготский не освещал в своих работах, однако можно найти некоторые предпосылки, ведущие к разработке этой темы: это и определение переживания как связующего звена между субъектом и реальностью, и развитие эмоциональной сферы посредством восприятия предметов искусства в рамках техники чувств, и идею о том, что эмоции, как и другие психические процессы, развиваются в опосредовании их между субъектами взаимодействия [2, c.158]. Таким образом, источник развития эмоций следует искать не в задатках и генетическом материале ребенка, но во взаимоотношениях между ним и ближайшим социальным окружением.

В контексте понимания становления эмоциональной сферы как высшей психической функции необходимо рассматривать развитие эмоций с точки зрения оперирования знаково-символическими средствами [6]. Эмоция в процессе развития приобретает ряд функций, которые сближают ее с понятием символа — они приобретают посредническую функцию между субъектами взаимодействия. При этом сама эмоция понимается комплексно, не только как разовая реакция того или иного субъекта, но как предметно отнесенная к какой-либо части реальности, переживаемая субъектом как субъективно ценностное событие.

В рамках данного подхода изучение называния ребенком эмоций по картинкам оказывается явно недостаточным. Необходимо не только изучить, какие эмоции доступны для понимания ребенком, но и как он понимает саму эмоцию, как ее определяет, как обозначает и какую роль видит в регулировании собственной деятельности и деятельности других людей.

Нами была разработана примерная схема исследования, которая должна была выявить особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Исследование проводилась в группах по 4–5 человек и включало в себя несколько этапов.

Каждый задание исследования было направлено на актуализацию различных аспектов социализации эмоций. На первом этапе с детьми проводилась беседа о том, что такое эмоции и какие эмоции они знают, как они проявляются, как дети узнают, что кто-то испытывает ту или иную эмоцию, как эмоции влияют на их поведение. Качественный анализ данных позволил выявить при этом особенности определения эмоций детьми, а именно, через что они понимают эмоции — через обозначение собственного состояния («когда мне хорошо»), через ситуацию («мне грустно, когда меня ругают»), через события, не несущие объективной эмоциональной окраски, но ассоциирующееся у ребенка с эмоцией («когда дождик идет, я грущу»). Также выявлялась связь между количеством называемых эмоций и особенностями их определения.

Следующим этапом было зачитывание рассказа В.Драгунского «Главные реки Америки» (в сокращении). По ходу чтения детям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся эмоциональных переживаний главного героя, и сравнить их со своими собственными эмоциями.

Следует отметить, что нами был выбрано данное произведение по ряду причин, среди которых:

 принадлежность рассказа к разряду детской литературы;

 краткость, емкость и эмоциональность сюжета;

 близость обстоятельств действий, происходящих в рассказе, к социальной ситуации развития детей школьного возраста.

В целом форма рассказа позволяет ребенку «вжиться» в ситуацию и децентрироваться от сиюминутных переживаний, а также проделать необходимую работу в рамках знаково-символической функции сознания, а именно — декодировать эмоцию, поместить ее в контекст предметной ситуации и выразить собственное к ней эмоциональное отношение.

Последним этапом исследования стала драматизация услышанного рассказа. Особое внимание было уделено обозначению эмоций главного героя рассказа. Для акцентирования внимания детей на выражение эмоций в ходе разыгрывания рассказа были предложены условные обозначения эмоций в виде бейджей, которые можно было прикрепить на одежду. Детям в зависимости от выбранной роли необходимо было определить, какую эмоцию им нужно будет изображать в ходе исполнения роли, и взять соответствующее изображение. На данном этапе исследования анализировалось то, насколько ребенок может встать на позицию другого — героя рассказа, как понимание эмоции может регулировать его собственное поведение.

Таким образом, используя сходные задания, можно получить количественные и качественные данные, отражающие особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в контексте развития эмоций как высшей психической функции.

Литература:

  1. Авраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. — 2001, № 1. — C.35–49.
  2. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 1136 с.
  3. Горбунова М. Ю. Междисциплинарные основы социологического исследования эмоций // Психология, социология и педагогика. — 2012. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1195 (дата обращения: 31.07.2014).
  4. Карелина, И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста / Ярославский педагогический вестник. 2010. — № 4. — Том 2. — С. 240–247.
  5. Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  6. Поляков, А. М. Символическая функция сознания как основа развития субъектности / Философия и социальные науки. Минск. 2008. — № 1. — С. 76–81.
  7. Прихидько Эмоциональная социализация: содержание и механизмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронн.науч.журн. — 2009. N 4 (6) Режим доступа — URL: http: //psystudy.ru (дата обращения: 13.01.2014).
Основные термины: понимания эмоций, развития эмоций, эмоций детьми, понимания эмоций детьми, эмоциональной сферы, эмоций детьми старшего, социализации эмоций, школьного возраста, младшего школьного возраста, особенности понимания эмоций, Исследование эмоций, детьми старшего дошкольного, развития эмоциональной сферы, психической функции, развития эмоций актуальна, исследования понимания эмоций, принципах развития эмоций, неизученность развития эмоций, психологии эмоций, понимание эмоций

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle