Библиографическое описание:

Мирук А. В., Соловьева А. В. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 703-704.



В статье исследуются теоретические аспекты эмоционального интеллекта студентов. Раскрыта сущность понятия «эмоциональный интеллект», проанализированы предпосылки развития, его составляющие и компоненты, а также возможности развития эмоционального интеллекта у студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального интеллекта, составляющие и компоненты эмоционального интеллекта студентов.

В современном мире быстротечно меняются требования к различным институтам образования, к качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности знаний. В современной жизни высокого ценится эмоциональный интеллект. Система высшего образования способствует развитию способностей студентов в духовном, нравственном и профессиональном отношении. Особое значение эмоциональный интеллект приобретает в процессе подготовки студентов, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием с людьми. Именно поэтому проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес у достаточно большого количества ученых: педагогов, психологов и других исследователей.

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено П. Сэловеем и Дж. Мейером в 1990 году, с этого момента многие ученые трактуют его по-разному. По определению П. Сэловея, Дж. Мейера и Д. Карузо, под эмоциональным интеллектом понимают группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей) [4].

И. Н. Андреева дает следующее определение эмоционального интеллекта: «…это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни (понимать эмоции окружающих людей, использовать эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией)» [1, с. 76–78].

Большое количество ученых исследовали данную проблемы в различных ее аспектах. Наиболее значимый вклад, на наш взгляд, внесли следующие ученые: Д. Гоулмен (теория эмоциональной компетентности), Р. Бар-Он (понятие «коэффициент эмоциональности»; С. Л. Рубинштейн развивал идею, принадлежащую Л. С. Выготскому, об аффективных и интеллектуальных процессах (интеллектуальный процесс невозможен без участия эмоций) и А. Н. Леонтьев (мышление имеет эмоциональную регуляцию) [5, с. 56–62].

Мы же определим для себя «эмоциональный интеллект», как сложное образование, который включает в себя совокупность поведенческих когнитивных и эмоциональных качеств, способствующих обеспечению осознания, понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, а также влияющих на личностное развитие и межличностных взаимодействий.

Анализ исследований по проблеме эмоционального интеллекта позволил сформулировать предпосылки его развития:

 биологические (наследственные задатки эмоциональной способности, тип мышления и т. д.);

 социальные (степень развития самосознания; эмоционально благополучные отношения; гендерные особенности, эмоциональные знания и навыки и т. д.).

Майер и Сэловей выделили четыре составляющие эмоционального интеллекта:

 восприятие эмоций — умение распознавать эмоции других людей, а так же идентифицировать собственные.

 использование эмоций для стимуляции мышления — умение человека неосознанно активировать мыслительный процесс, пробуждать в себе творческие способности, применяя эмоции как фактор мотивации.

 понимание эмоций — умение определять причину появления той или иной эмоции, определять связь между эмоциями и мыслями, предугадывать возникновение эмоций со временем.

 управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их на достижение определенных целей [3, с. 23–24].

На основе анализа предпосылок эмоционального интеллекта, а также личностно-профессиональных качествах личности студентов гуманитарного направления, можно рассмотреть структуру эмоционального интеллекта, включающую, следующие компоненты:

 когнитивный компонент — это адекватная самооценка; эмоциональное самосознание; осведомленность об эмоциональных качествах; рефлексия.

 эмоциональный компонент — умение распознавать эмоции других людей, эмоциональную устойчивость, мотивацию достижения успеха, а также эмоциональную отзывчивость.

 поведенческий компонент — это способность управлять своими эмоциями, умение поддержать контакты и устанавливать связь; умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах.

Анализ научной литературы показал, что низкий уровень эмоционального интеллекта может привести к затруднению восприятия знаний, а так же замкнутости в общении, что в дальнейшем может повлиять на искажение социализации личности. Формирование качественных психических новообразований студента достигается только благодаря эмоциональному окрашенному взаимодействию с окружающим миром и сверстниками.

Развитие эмоционального интеллекта студентов достигается с помощью проведения тренинговых занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения. Тренинг развития эмоционального интеллекта может быть направлен на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я», как вербально, так и невербально; опознавание переживаний, ранее подавляемых и искажаемых; дифференциацию и распознавание объектов чувств. Целью тренинга является реорганизация Я-концепции путем усвоения ранее не проработанных переживаний (тренинг личностного роста), развитие способностей к саморегуляции, рефлексии, фасилитативному влиянию и эмпатии (тренинг навыков и умений) [2].

В процессе обучения эмоциональный интеллект можно развивать при коллективном обсуждении проблемы, когда происходит непосредственное взаимодействие с коллективом на познавательном и эмоциональном уровнях. Еще продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются игра, арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы, моделирование, проигрывание ролей, обратная связь, демонстрации, проектирование и другие.

Таким образом, эмоциональный интеллект — это сложное образование, который включает в себя совокупность поведенческих когнитивных и эмоциональных качеств, способствующих обеспечению осознания, понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, а также влияющих на личностное развитие и межличностное взаимодействие. Структуру эмоционального интеллекта составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты, которые формируются в ходе групповых занятий с использованием активных методов обучения.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — 388 с.
  2. Калинина Т. В. Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов-психологов в условиях модернизации профессионального образования / Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: — Челябинск: Изд-во Образование», 2006. — С. 179–188.
  3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 260 с. С. 29–36.
  4. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. — М.: Институт психологии РАН, 2010 г. — 174 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2009–712 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle