Библиографическое описание:

Сидорина Т. Н. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 829-831.



Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Ещё сравнительно недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешного обучения — уровень знаний и степень сформированности предметных умений и навыков. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс стандартов второго поколения начальное образование закладывает основы формирования учебной деятельности — систему познавательных и учебных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Одновременно начальная школа призвана формировать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми [1]. Приоритетные средства для достижения этого — развитие речи и культуры общения.

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем учебным предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Я со своими учениками работаем по УМК «Перспективная начальная школа», который открывает большие возможности для решения вопросов развития коммуникативных УУД детей.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи. Язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Все учебники комплекта ПНШ опираются на коммуникативные технологии. Цель — научить школьников:

 общаться с одноклассниками и взрослыми;

 обосновывать свою точку зрения;

 владеть устной диалогической речью;

 смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения [2]

В содержание гуманитарных учебников включена переписка со школьниками, которая ведётся в течение трёх лет по линии двух научных клубов: «Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение), «Мы и окружающий мир». Ученики моего класса ведут активную переписку с учёными клуба, отвечают на их вопросы, выполняют задания в конце учебника.

Выразительное чтение — неотъемлемая часть любого урока. Я придаю большое значение развитию выразительного чтения, т. к. оно способствует развитию художественных способностей, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, её способность оказывать определённое воздействие на слушателей. От уровня развития произносительно-слуховой культуры детей (чёткость дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка. Поэтому в работу над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента включаю работу над звуковой её стороной.

С 1 класса работу начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки.

  1. Отчётливо произноси слоги, варьируя громкостью голоса от тихого до громкого и обратно: «Ди-дэ-да-до-ду-ды»; «То-ддо-ту-оду-ты-дды»
  2. Отчётливо и быстро читай слоги: «Га-го-гы-гэ-гу»; «Гя-гё- ги-ге-гю»
  3. Доскажи строку: «Ша-ша-ша (мама моет малыша)»,

«Шу-шу-шу (я письмо тебе пишу)»

Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорок, которые вносят эмоциональную разрядку в урок («Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока»). [4, с.324–340]

Развитию дикции у детей помогают и загадки. Они развивают слуховое внимание, а благодаря тому, что некоторые из них насыщены какими-то определёнными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков («Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом» — звук [c])

Следующая ступень ознакомления детей со звуковой стороной слова — слоговой анализ. В букварный период стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с утверждением, что слог — это ключ к чтению. Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и занимательные упражнения — пример творческого подхода к звучащему слову. Ребята с большим удовольствием отгадывают загадки, решают головоломки и шарады, словом, играют. Но при этом, развиваясь, учатся [6].

Игра «Чёрным по белому».

Мы займёмся новым делом.

Я хочу, чтоб ты сумел

На доске дополнить мелом

Те слова, в которых «мел».

Трёх минут не пожалей,

Всё получится. Смелей! (мел-----, --мел-, -мел-, -мел----) [4,c. 180]

Это умственные задачи сложного порядка, когда ребёнок задумывается над словом, его значением, его строением. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания.

Большое значение уделяется роли предложения. Значительное место занимают аналитические упражнения: ознакомление с признаками связного высказывания, работа над заглавием, планом и т. д. Первоклассники учатся выделять отдельные признаки предложения, опознавать предложения по смысловым вопросам: о ком (о чём) говорится в предложении? На этом этапе даю детям следующие задания [7, с. 5–7]:

  1. Отметь только те строчки, где записаны предложения. Объясни свой выбор.

а) осенние листья уже

б) осенние листья уже укрыли дорожки парка

в) укрыли дорожки парка

  1. Составь из слов предложения. Каждое предложение начинай с выделенного слова. Запиши составленные предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его.

Юра, из, слепил, пластилина, льва, и, слона;

жирафа, вылепила, Яна, и, бегемота;

зверинец, целый, получился, из, животных, пластилиновых;

мы, из, пластилина, лепили, зверей.

Слово — это часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения. Если я научу понимать часть, значит, мои ученики смогут понять целое. Если ребёнок не приучен вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, то он всегда будет страдать от непонимания самого предмета.

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача — не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Таким образом, я готовлю своих учеников к изучению лексики в последующих классах, чтобы они научились подбирать наиболее подходящее слово для выражения мысли, умели устранять однообразное употребление слов в речи, различать разные значения одного и того же слова. То есть осуществляется подготовка к написанию изложений и сочинений.

С чувством определённого удовлетворения отмечаю, что проводимая в системе работа даёт свои плоды. Мои ученики достойно участвуют в школьных и международных компьютерных олимпиадах, стали победителями и призёрами школьных конкурсов чтецов. Их стихи печатаются в школьном альманахе «К солнцу». Изучение секретов родного языка делает моих учеников духовно богаче, грамотнее, им легче правильно общаться друг с другом и взрослыми людьми. Возникает поиск самовыражения и общения с окружающим миром, освоение новых эстетических критериев с помощью родного языка.

Хочу закончить словами В. А. Сухомлинского: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенки — одна из предпосылок гармоничного развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений — таков путь к гармонии знаний и нравственности».

Литература:

  1. ПНШ Программы четырёхлетней начальной школы. Москва. Академкнига /Учебник 2009г.
  2. Русский язык. Методическое пособие 2,3,4 классы. Байкова Т. А., Малаховская О. В., Чуракова Н. А. Москва, Академкнига/Учебник 2010г.
  3. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка Н. И. Политова. Москва, «Просвещение» 1984г.
  4. Праздник Букваря. В. В. Волина Москва, 1997г.
  5. Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. В. А. Синицин, «Лада», 2007г.
  6. Литературные игры для детей. И.Агапова, М.Давыдова Москва, «Лада» 2006г.
  7. Творческие и контрольные работы по русскому языку 3–4 классы. В. А. Крутецкая, Санкт-Петербург 2009г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle