Библиографическое описание:

Таусинова О. К. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 708-712.



Ключевые слова: насилие, психическое насилие, социальное насилие, физическое насилие, подростки, посттравматическое стрессовое расстройство, травматизация.

Насилие над детьми в России сегодня является распространенным социальным явлением. В нашей стране самая большая угроза для детей их собственные семьи. Только за первые три месяца 2015 года, по данным Следственного комитета России, количество подростков, пострадавших от домашнего насилия, выросла в полтора раза по сравнению со всем прошлым годом. Семейное насилие в России носит системный характер, который выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. К примеру, опрос родителей показал, что 65,7 % из них в детстве ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох; 45,7 % респондентов подвергали телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий); запугивали (45,7 %); наказывали лишением общения (58,4 %). Защита прав и достоинств маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада [1, с. 2].

И сегодня детям приходится испытывать различные формы домашнего принуждения и риски подверженности насильственным действиям, в которых преобладают грубость и сквернословие (40 %), психологическое давление (28 %), физическое насилие (18 %). 6 % детей испытывали в семье сексуальное насилие. Лишь 22 % респондентов отметили, что им не приходилось испытывать насилие, т. е. насилию в той или иной форме подвергались 78 % детей.

Таким образом, данные статистики показывают распространенность и остроту проблемы насилия в семье в России. [10, с. 166]

Современные исследователи дают различные определения терминов насилия и жестокого обращения с детьми, обобщая которые можно сделать вывод, что насилие — это различные виды поведения — от вербальных и эмоциональных оскорблений, применения физической силы до убийства и изнасилования.

Следует отметить, что насилие как феномен социальной действительности и предмет научного исследования весьма труден для изучения в силу ряда причин объективного и субъективного характера.

Существует неопределенность в понимании насилия. Например, определение насилия над детьми, предложенное Всемирной организацией здравоохранения в 2003 г., слишком многословно и обширно. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. А насилие над детьми — это жестокое обращение с ними, которое может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы [4, с. 188].

По сути, в этом определении отмечено все, что мешает ребенку полностью реализовать свой жизненный и личностный потенциал. Сюда относятся и применение физической силы в отношении ребенка, и действия игнорирования и отказа ребенку в удовлетворении его ведущих жизненных потребностей. При этом нужно сказать, что данные действия очень различны по своей природе и воздействия на ребенка, и по-разному им переживаются.

Так же в ряде документов понятие насилия относится к числу понятий, не требующих специального пояснения. Так, в части 1 статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается содержание понятий «насилие», «злоупотребление», «оскорбление», «эксплуатация» [15, с. 243].

Подобная неопределенность затрудняет изучение проблемы насилия над ребенком и существенно ограничивает возможности оказания ему междисциплинарной помощи.

Для проведения исследований по проблеме насилия над детьми мы предлагаем придерживаться следующих определений понятий.

Насилие над ребенком — это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности [3, с. 183].

Одним из видов насилия является домашнее насилие, которое можно рассматривать как комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического унижения, запугивания ради поддержания контроля над жертвой. Семейное насилие — явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. О насилии в семье говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения не единичные, не случайные и ситуативные, а регулярные, систематические и постоянно повторяются. При всем разнообразии видов насилия — именно для семейного насилия характерно то, что оно приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, который бы ущемлял свою жертву или жертв в чем-то одном [9, с. 165].

В отношении ребенка выделяются четыре основные формы:

 физическое,

 сексуальное,

 психическое,

 социальное [5].

К. И. Чудакова указывает, что физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которое может причинить ущерб его здоровью, нарушить его дальнейшее развитие и в крайнем случае лишить его жизни [18, с. 162]. К физическому насилию также относится приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, которые вызывают одурманивание.

Сексуальное насилие — это когда ребенка вовлекают с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.

Психическое насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям, и могут тормозить его дальнейшее развитие личности и привести к формированию психологических комплексов.

Социальное насилие — происходит тогда, когда пренебрегают интересами и нуждами ребенка. О нем не заботятся и не удовлетворяют его основные потребности (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате у ребенка может нарушиться эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.

Насилие в отношении ребенка относится к сфере профессионального интереса психологии, юриспруденции и социальной работы. Ребенок, переживший насилие, будет нуждаться в помощи специалиста. Насилие, которое ребёнок пережил, может быть скрытой причиной трудностей, с которыми клиент обращается к специалисту, а также, если вовремя не обратиться за помощью, это может негативно сказаться на дальнейшем его развитии [11, с. 164].

Специфика травмирующего влияния насилия на психику ребенка заключается в том, что насильником является член семьи ребенка, совершающий жестокое действие по отношению к конкретному ребенку с целью нанесения вреда именно ему. Поэтому ребенок, подвергшийся насилию, становится жертвой в самом полном смысле этого слова. Т. М. Журавлева, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, X. Вильфинг, Г. Паренс описывают основные виды и последствия жестокого обращения с детьми, анализируют особенности оказания психологической и правовой помощи таким детям.

Уязвимость подростков к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны или воспитатели. В психолого-педагогической литературе накоплен достаточный опыт исследований по данной проблеме [12, с. 183].

Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказание помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена [17, с. 67]. Особенности проживания подростками насилия затрагиваются такими авторами как А. Гуггенбюль, Э. Дюркгейм, A. H. Buss, D. Olweus и А. Н. Дрожевец, который освещает тему насилия в семье в попытке ответить на вопрос, каковы механизмы совладения с кризисом используются людьми в попытке самостоятельно преодолеть его последствия.

В. В. Королев отмечает, что насилие, которое пережил ребенок в семье, может оказать огромное влияние на все дальнейшее развитие ребенка, и затронуть не только эмоциональную, но и интеллектуальную и поведенческие сферы. Если ребенок растет в неблагоприятных для него психологических условиях, то он сильно отстает в росте от своих сверстников и имеет задержку психологического развития [7, с. 293].

У ребенка, подвергшегося насилию в семье, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя.

О. А. Кравцова указывает, что подростки, являющиеся очевидцами домашнего насилия, подвергаются повышенному риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, страх, депрессия, плохая учёба, низкая самооценка, ночные кошмары, физическое недомогание [8, с. 241].

Практически все подростки по мнению Л. С. Андреевой и В. А. Попова, пострадавшие от физического насилия и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь [6, с. 65].

Различные способы помощи, реабилитации и поддержки подростков, переживших насилие в семье, затрагивают такие авторы как В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович, А. Г. Осухова, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Л. Р. Аптикиева, В. Н. Куракина.

Жестокое отношение к ребенку, его отвержение в грубой или явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию или аутоагрессию.

Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное или иные виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации [13, с. 13]. Е. В. Бурмистрова, А. Б. Орлов, Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Райфшнайдер рассматривают данный вопрос с точки зрения предупреждения кризисных ситуаций в образовательной среде.

С. Б. Николаева отмечает, что независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При физическом насилии у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений [14, с. 341].

В исследовании Т. Я. Сафоновой, Е. И. Цымбал отмечается, что подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных [16, с. 82].

У заброшенных, эмоционально депривированных подростков, как указывает Н. О. Шведова стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения [19, с. 67].

По мнению С. Б. Николаевой, наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Н. В. Тарабрина, Е. Д. Соколова, Е. О. Лазебная, М. E. Зеленова, И. Г. Малкина-Пых, рассматривают насилие в семье с позиции кризисной психологии, а именно последующее переживание насилия, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), т. е. состояние, возникающее как затяжная или отставленная реакция на ситуации, сопряженные с насилием, угрозой жизни, катастрофами и т. д.

Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех» [14, с. 200].

Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено [6, с. 87].

Среди этих подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий [14, с. 202].

Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства [10, с. 136].

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, является не только значительной социальной проблемой, но и вопросом, требующим профессионального внимания психологов и социальных работников.

Переживания последствий у подростков, подвергшихся насилию в семье, приводят к серьезным трудностям социализации, развития, сохранения психологического здоровья. Как показывают результаты исследований, у данной группы подростков нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, в связи с низкой самооценкой, также сужена временная перспектива, меняется смысловые связи, что приводит к угрозе здоровью и нормальному развитию. Решение своих проблем подростки — жертвы, как правило физического, социального и психологического насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Психологическую помощь и реабилитацию подростков, переживших насилие в семье, на наш взгляд, необходимо осуществлять через работу с будущим, построением жизненных перспектив, позволяющих выделить новые смысловые связи с другими, миром.

Литература:

  1. Алексеева, Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С.78–85.
  2. Андреева, Л. С. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях / Л. С. Андреева, В. А. Попов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 508–509.
  3. Волкова, Е. Н. Психология субъектности педагога / Е. Н. Волкова. — Н. Новгород, 2001. — 236 с.
  4. Всемирная Организация Здравоохранения. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения. / Под редакцией: Этьенна Г. Круга, Линды Л. Дальберг, Джеймса А. Мерси, Энтони Б. Зви и Рафаэля Лозано. — Женева: «Весь Мир», 2003. — 372 с.
  5. Дети и насилие: Материалы международного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми». 02 дек. 2013 г. / МН.: МТС-Пресс, 2013. 428 с.
  6. Ениколопов, С. Н. Теории сексуального насилия / С. Н. Еникопов, О. А. Кравцова. — Прикладная психология, 2003. — 78 с.
  7. Королев, В. В. Насилие против сотрудников органов внутренних дел и организованная преступность / С. Н. Королев // Организованный терроризм и организованная преступность. — 2002. — № 1. —С. 195–200.
  8. Кравцова, О. А. Сексуальное насилие как психологическая травма: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / О. А. Кравцова. — Москва, 2000. — 193 c.
  9. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2006. — 371 с.
  10. Маслова Т. Р. Наказание детей / Т. Р. Маслова, М. Л. Смагина // Социологические исследования. — 2011. — № 7. — С. 154–161.
  11. Мугаджирова А. М. Медико-социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье / А. М. Мугаджирова, Г. Н. Дамаданова // Известия ДГПУ. — 2013. — С. 45–52.
  12. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации, учебное пособие / Н. М. Платонов, Ю. П. Платонова.; отв. ред. Н. М. Платонов. — СПб.: Речь, 2004. 154 с.
  13. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: Коллективная монография / под ред. Е. Н. Волковой. — Н. Новгород, 2011. 248 с.
  14. Николаева С. Б. Насилие над детьми в семье / С. Б. Николаева // Региональная Политика. Экономика. — 1999. — № 5. — С.79–80.
  15. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2008. 240 с.
  16. Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. —1993. — С. 168–174
  17. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / отв. ред.П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.
  18. Чудакова К. И. Психосоциальная работа с детьми, подвергшимися насилию. / К. И. Чудакова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». — URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1095/10351 (дата обращения: 10.02.2016).
  19. Шведова Н. О. О насилии в отношении женщин / Н. О. Шведова // Насилие и социальные изменения. — 2000 — № 2–3 — С.38–53.
  20. Olweus D. Aggression and peer a ceptance in a dolescent boys: Twoshort-term long it udialstu dieso fratings / D. Olweus/ — Child Developmtnt, 2007. 341 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle