Библиографическое описание:

Тухтахужаев Х. Б., Мадаминов Х. Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 843-845.



В статье рассмотрена специфика факультетов физической культуры вузов, которая заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть организация процесса обучения посредством и через многообразие физических упражнений.

Ключевые слова: образовательные программы, профессиональное образование, физическое развитие.

В настоящее время весьма актуальным является изыскание возможности адаптации образовательных программ и получаемых в результате их выполнения квалификаций к требованиям мирового рынка труда, а также соответственно обновлять образовательные программы с учетом современного состояния науки и научных представлений о мире [3].

Особенность вузов, готовящих компетентных специалистов по физической культуре, заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов является интенсивная двигательная деятельность, то есть организация процесса обучения посредством и через многообразие физических упражнений.

В вузах Узбекистана основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки специалистов. Эти образовательные программы включают базисные учебные планы, примерные программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Содержание базовых образовательных программ высшей школы, предусматривающих реализацию компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры, считается одним из ключевых показателей качества образования: ведь только анализ содержательной составляющей подготовки позволяет сделать обоснованное заключение о целостности и преемственности образовательных программ, об отсутствии фрагментарности и дробности учебных дисциплин; о наличии развитой цикличной структуры как основы построения разнообразных образовательных проектов. Содержание обучения дает однозначное представление о сбалансированности образовательной и профессиональной, фундаментальной и практической составляющих; наличии и соотношении государственного (базового) и национальных (региональных) компонентов, а также курсов по выбору и разветвленной системы специализаций.

Не менее важным показателем качества образования является наличие квалифицированного компетентного профессорско-преподавательского состава с высоким педагогическим и научным потенциалом. Наряду с перечисленным, необходимым условием успешной реализации компетентного образовательного процесса является также и наличие современной учебно-лабораторной базы, способной обеспечить экспериментальную, методическую и информационную поддержку учебных программ в тесной связи с научными исследованиями.

Специфика подготовки физкультурных кадров заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть организация процесса обучения посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательно-технического потенциала. Специалист по физической культуре немыслим без отличной практической подготовки. Каждый преподаватель, особенно молодой, должен технически безукоризненно показать предусмотренные программой физические упражнения и выполнить без затруднений любые контрольные нормативы из школьной или вузовской учебной программы. Посредством профессиональной компетентной подготовки педагог завоевывает уважение и авторитет в ученической среде, в результате чего эффективность педагогического воздействия такого преподавателя-мастера повышается на целый порядок. Вполне понятно, как важен высокий профессионализм и как опасен непрофессионализм в этой области [2].

На факультете физической культуры Андижанского государственного университета для совместной деятельности преподавателя и студента разработана модель обучения, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное образование с опорой на проблемное и проективное обучение, совмещенное с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов. В связи с этим компетентный специалист должен обладать целым комплексом умений и навыков, отражающих его умственные способности и практическую деятельность. В первом случае — это умения осуществлять процедуры описания, объяснения, а также умения ставить проблему, выдвигать гипотезу, выводить следствия, проектировать, планировать, конструировать, прогнозировать, программировать; умения рассматривать явления и процессы в области физической культуры и спорта во взаимосвязи и развитии. Во втором случае — это умения и навыки практической деятельности. Существует стандартная практическая деятельность, которая выполняется специалистом ежедневно и он обязан владеть ею в совершенстве. Однако деятельность специалиста физической культуры и спорта в большинстве своем требует творческого подхода, только в творчестве рождаются новые идеи, методики, новые компетентностные подходы к профессиональной деятельности.

В соответствии со сказанным выше технология обучения предусматривает выбор таких методов и средств обучения, которые, в первую очередь, должны быть направлены на развитие, обучение и воспитание личностных качеств человека, его творческих способностей, способствовать расширению как общих, так и специальных компетенций в области физического воспитания.

Студентам в качестве модели высококвалифицированного специалиста предложены три варианта:

1) японские исследователи включают в “формулу качеств” — нравственность, интеллект, мастерство, физическое совершенство;

2) французские исследователи — профессионализм, инициативность, созидательность, адаптивность, динамичность;

3) российские исследователи — идеальный педагог должен совершенствовать такие качества, как целеустремленность, верность, честность, высокая работоспособность в достижении цели, сохраняя внутреннюю устойчивость к неблагоприятным условиям [1].

В соответствии с тем или иным содержанием “формулы качеств” строится модель подготовки специалиста, которая включает отдельные элементы охарактеризованных выше моделей, позволяет более тесно увязать их и потому обладает наиболее высокой степенью комплексности [4]

Основой методики модульно-проблемного обучения с акцентом на предметном и социальном контекстах деятельности студентов является:

1) Организация совместной и индивидуальной деятельности, активизирующей учебно-познавательный процесс;

2) Взаимное интеллектуальное обогащение студентов в группе;

3) Обмен различными способами деятельности для оптимального решения проблем;

4) Рефлексия, через которую устанавливается отношение будущего специалиста к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция;

5) Приобретение знаний, умений, навыков стандартной и творческой деятельности в процессе учебно-воспитательной практики;

6) Коллективное продуцирование идеального образа специалиста по физической культуре.

Организация деятельности студентов включает парную, групповую и коллективную формы обучения. Используется взаимное обучение в интерактивном режиме, предусматривающее включение в посильный диалог-общение всех студентов и создающая творческую атмосферу, в которой каждый практикант посильно участвует в решении возникающих проблем в школе и выполняет практические задания, консультируясь с методистами вуза, школы и сокурсниками [5].

В ходе опытной работы выяснено, что большинство студентов справляется с требованиями школьной педагогической практики. Однако, существует опасность, что слабо подготовленные студенты и, студенты, пропускающие уроки ФК, оказываются в стороне от активной работы и не получают необходимых знаний и навыков педагогической деятельности. Для предупреждения такого недостатка с пассивными студентами проводится индивидуальное обучение, консультации, проведение мероприятий совместно с активным практикантом, многократное повторение тщательно разработанных уроков в классах одной параллели.

Процесс формирования индивидуального педагогического опыта носит поэтапный характер и включает опыт репродуктивной, адаптивной, творческой деятельности. По мере восхождения по ступеням формирования педагогического опыта студента усложняются задания и меняются функции преподавателя в этом процессе. На первом этапе он осуществляет преимущественно обучающую функцию, на втором — обучающе-контролирующую, на завершающем этапе — контролирующе-консультативную. Студент и преподаватель становятся равноправными партнерами в решении проблемных задач, ситуаций, что стимулирует творческий рост обоих.

Применение разработанной нами модели обучения педагогической деятельности, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное профессиональное образование с опорой на проблемное и проективное обучение, направляло учебно-воспитательную деятельность студентов.

Таким образом, в процессе обучения факультетах физического культуры, открываются большие возможности для развития творческой, самостоятельной и коллективной деятельности при обучении будущих специалистов физической культуры и спорта высокого уровня компетентности.

Литература:

  1. Блинов В. М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-экономических условиях реорганизации общества / В. М. Блинов // Теория и практика ФК, 2000. — № 5. — С. 11–12.
  2. Железняк Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк // Теория и практика ФК, 2002. — № 5. — С. 47.
  3. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ // Париж: ЮНЕСКО, 1995.
  4. Федоров А. И. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту: тенденции развития в контексте модернизации образования / А. И. Федоров // Челябинск: Урал ГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. — С. 79.
  5. Холодов Ж. К. Технология постградуального обучения в системе повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров / Ж. К. Холодов // Теория и практика ФК, 2002. — № 5. — С. 54–56.
  6. Модернизация процесса подготовки и проведения педагогической практики студентов вузов физической культуры
Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, физической культуре, учителя физической культуры, будущего учителя физической, процесса обучения посредством, организация процесса обучения, интенсивная двигательная деятельность, профессиональной подготовки педагогов, важнейшим компонентом содержания, содержания профессиональной подготовки, компонентом содержания профессиональной, многообразие физических упражнений, физической культуры вузов, формирования профессионализма будущего, профессионализма будущего учителя, специалиста физической культуры, физической культуры Андижанского, подготовки физкультурных кадров, физической культуре немыслим, вузов физической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle