Библиографическое описание:

Тухтахужаев Х. Б., Мадаминов Х. Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 843-845.



В статье рассмотрена специфика факультетов физической культуры вузов, которая заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть организация процесса обучения посредством и через многообразие физических упражнений.

Ключевые слова: образовательные программы, профессиональное образование, физическое развитие.

В настоящее время весьма актуальным является изыскание возможности адаптации образовательных программ и получаемых в результате их выполнения квалификаций к требованиям мирового рынка труда, а также соответственно обновлять образовательные программы с учетом современного состояния науки и научных представлений о мире [3].

Особенность вузов, готовящих компетентных специалистов по физической культуре, заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов является интенсивная двигательная деятельность, то есть организация процесса обучения посредством и через многообразие физических упражнений.

В вузах Узбекистана основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки специалистов. Эти образовательные программы включают базисные учебные планы, примерные программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Содержание базовых образовательных программ высшей школы, предусматривающих реализацию компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры, считается одним из ключевых показателей качества образования: ведь только анализ содержательной составляющей подготовки позволяет сделать обоснованное заключение о целостности и преемственности образовательных программ, об отсутствии фрагментарности и дробности учебных дисциплин; о наличии развитой цикличной структуры как основы построения разнообразных образовательных проектов. Содержание обучения дает однозначное представление о сбалансированности образовательной и профессиональной, фундаментальной и практической составляющих; наличии и соотношении государственного (базового) и национальных (региональных) компонентов, а также курсов по выбору и разветвленной системы специализаций.

Не менее важным показателем качества образования является наличие квалифицированного компетентного профессорско-преподавательского состава с высоким педагогическим и научным потенциалом. Наряду с перечисленным, необходимым условием успешной реализации компетентного образовательного процесса является также и наличие современной учебно-лабораторной базы, способной обеспечить экспериментальную, методическую и информационную поддержку учебных программ в тесной связи с научными исследованиями.

Специфика подготовки физкультурных кадров заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть организация процесса обучения посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательно-технического потенциала. Специалист по физической культуре немыслим без отличной практической подготовки. Каждый преподаватель, особенно молодой, должен технически безукоризненно показать предусмотренные программой физические упражнения и выполнить без затруднений любые контрольные нормативы из школьной или вузовской учебной программы. Посредством профессиональной компетентной подготовки педагог завоевывает уважение и авторитет в ученической среде, в результате чего эффективность педагогического воздействия такого преподавателя-мастера повышается на целый порядок. Вполне понятно, как важен высокий профессионализм и как опасен непрофессионализм в этой области [2].

На факультете физической культуры Андижанского государственного университета для совместной деятельности преподавателя и студента разработана модель обучения, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное образование с опорой на проблемное и проективное обучение, совмещенное с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов. В связи с этим компетентный специалист должен обладать целым комплексом умений и навыков, отражающих его умственные способности и практическую деятельность. В первом случае — это умения осуществлять процедуры описания, объяснения, а также умения ставить проблему, выдвигать гипотезу, выводить следствия, проектировать, планировать, конструировать, прогнозировать, программировать; умения рассматривать явления и процессы в области физической культуры и спорта во взаимосвязи и развитии. Во втором случае — это умения и навыки практической деятельности. Существует стандартная практическая деятельность, которая выполняется специалистом ежедневно и он обязан владеть ею в совершенстве. Однако деятельность специалиста физической культуры и спорта в большинстве своем требует творческого подхода, только в творчестве рождаются новые идеи, методики, новые компетентностные подходы к профессиональной деятельности.

В соответствии со сказанным выше технология обучения предусматривает выбор таких методов и средств обучения, которые, в первую очередь, должны быть направлены на развитие, обучение и воспитание личностных качеств человека, его творческих способностей, способствовать расширению как общих, так и специальных компетенций в области физического воспитания.

Студентам в качестве модели высококвалифицированного специалиста предложены три варианта:

1) японские исследователи включают в “формулу качеств” — нравственность, интеллект, мастерство, физическое совершенство;

2) французские исследователи — профессионализм, инициативность, созидательность, адаптивность, динамичность;

3) российские исследователи — идеальный педагог должен совершенствовать такие качества, как целеустремленность, верность, честность, высокая работоспособность в достижении цели, сохраняя внутреннюю устойчивость к неблагоприятным условиям [1].

В соответствии с тем или иным содержанием “формулы качеств” строится модель подготовки специалиста, которая включает отдельные элементы охарактеризованных выше моделей, позволяет более тесно увязать их и потому обладает наиболее высокой степенью комплексности [4]

Основой методики модульно-проблемного обучения с акцентом на предметном и социальном контекстах деятельности студентов является:

1) Организация совместной и индивидуальной деятельности, активизирующей учебно-познавательный процесс;

2) Взаимное интеллектуальное обогащение студентов в группе;

3) Обмен различными способами деятельности для оптимального решения проблем;

4) Рефлексия, через которую устанавливается отношение будущего специалиста к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция;

5) Приобретение знаний, умений, навыков стандартной и творческой деятельности в процессе учебно-воспитательной практики;

6) Коллективное продуцирование идеального образа специалиста по физической культуре.

Организация деятельности студентов включает парную, групповую и коллективную формы обучения. Используется взаимное обучение в интерактивном режиме, предусматривающее включение в посильный диалог-общение всех студентов и создающая творческую атмосферу, в которой каждый практикант посильно участвует в решении возникающих проблем в школе и выполняет практические задания, консультируясь с методистами вуза, школы и сокурсниками [5].

В ходе опытной работы выяснено, что большинство студентов справляется с требованиями школьной педагогической практики. Однако, существует опасность, что слабо подготовленные студенты и, студенты, пропускающие уроки ФК, оказываются в стороне от активной работы и не получают необходимых знаний и навыков педагогической деятельности. Для предупреждения такого недостатка с пассивными студентами проводится индивидуальное обучение, консультации, проведение мероприятий совместно с активным практикантом, многократное повторение тщательно разработанных уроков в классах одной параллели.

Процесс формирования индивидуального педагогического опыта носит поэтапный характер и включает опыт репродуктивной, адаптивной, творческой деятельности. По мере восхождения по ступеням формирования педагогического опыта студента усложняются задания и меняются функции преподавателя в этом процессе. На первом этапе он осуществляет преимущественно обучающую функцию, на втором — обучающе-контролирующую, на завершающем этапе — контролирующе-консультативную. Студент и преподаватель становятся равноправными партнерами в решении проблемных задач, ситуаций, что стимулирует творческий рост обоих.

Применение разработанной нами модели обучения педагогической деятельности, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное профессиональное образование с опорой на проблемное и проективное обучение, направляло учебно-воспитательную деятельность студентов.

Таким образом, в процессе обучения факультетах физического культуры, открываются большие возможности для развития творческой, самостоятельной и коллективной деятельности при обучении будущих специалистов физической культуры и спорта высокого уровня компетентности.

Литература:

  1. Блинов В. М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-экономических условиях реорганизации общества / В. М. Блинов // Теория и практика ФК, 2000. — № 5. — С. 11–12.
  2. Железняк Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк // Теория и практика ФК, 2002. — № 5. — С. 47.
  3. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ // Париж: ЮНЕСКО, 1995.
  4. Федоров А. И. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту: тенденции развития в контексте модернизации образования / А. И. Федоров // Челябинск: Урал ГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. — С. 79.
  5. Холодов Ж. К. Технология постградуального обучения в системе повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров / Ж. К. Холодов // Теория и практика ФК, 2002. — № 5. — С. 54–56.
  6. Модернизация процесса подготовки и проведения педагогической практики студентов вузов физической культуры

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle