Библиографическое описание:

Рожнова Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 492-494.



Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Рожнова Татьяна Валентиновна, студент

Тольяттинский государственный университет

Данная работа содержит информацию о федеральных налогах и сборах, описывается и поясняется федеральное налогообложение, проблемы данного налогообложения и пути его совершенствования.

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Одну из главных ролей в построении и развитии экономической структуры любого общества на современном этапе играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках выбранной властью экономической политики всего государства. Один из самых важных механизмов, который позволяет государству проводить экономическое, а так же социальное регулирование, это налоговая система.

Налоговая система — это один из наиболее важных институтов любого государства. Чтобы обеспечить государственным и территориальным органам власти выполнение их функции, на протяжении многих лет существования государств, финансовые ресурсы мобилизуются в бюджет. Налоговая система помогает осуществлять множество социальных и экономических процессов в интересах общества в целом.

Возможность политической власти влиять на экономику, выделять денежные средства на обеспечение ее структурной перестройки, на стимулирование развития отдельных секторов экономики которые в данный период времени находятся в приоритете, на обеспечение социальных программ, поддерживающих наименее защищенные слоя населения, дает государственный бюджет, так как является главным средством мобилизующим расходы ресурсов. Путем развития основ налогообложения, а так же установления наиболее четких условий взимания налогов и других обязательных платежей, реализации деятельности налогово-бюджетной политики достигается оптимизация механизма правового регулирования налогообложения в условиях современной рыночной экономики.

Налоги — это необходимый предмет экономических отношений любого современного общества. Они как обособленная форма финансовых отношений, позволяющие обеспечивать формирование прибыльной (положительной) части бюджетов на всех уровнях, так же являются действенным инструментом государственное регулирования экономических и социальных отношений. Вся суть налогообложения заключается в том, что государством изымается часть денежной массы, для формирования бюджета государства (финансовых ресурсов), для распределения их в наиболее важные политические, экономические и социальны программы на благо общества.

Из истории развития государства можно сделать вывод что, состояние государственных бюджетов оказывает прямое влияние на развитие налогообложения в стране. А так же можно сделать вывод, что связь между налогами и государственным бюджетом имеет, двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как наиболее значимый инструмент доходов в бюджете обеспечивают эффективное финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетной политики, главными являются расходные статьи, размер которых предопределяет величину дохода.

Роль налогов в формировании прибыльной части государственного бюджета велика, ее можно посмотреть по таким показателям удельных весов:

  1. величина налоговых поступление в общей сумме доходов;
  2. величина отдельных групп налогов в общей сумме доходов;
  3. величина отдельного налога в общей сумме доходов;
  4. величина отдельных групп налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  5. величина конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Данные показатели удельных весов с разной степенью дают характеристику значимости налогов в общих доходах государственного бюджета, а так же в налоговых поступлениях.

Существенными условиями взимания налогов, отражающими налоговую систему в целом, являются:

  1. принципы взимания налогов;
  2. порядок установления налогов;
  3. система налогов в целом;
  4. распределение налоговых поступлений в отдельные части бюджетов всех уровней;
  5. действующие права, а так же обязанности всех участников налоговых отношений;
  6. формы и методы установленные, для обеспечения контроля;
  7. ответственность, которую несут все участники налоговых отношений;
  8. способы защиты прав всех участников налоговых отношений.

В пункте 1 ст. 12 НК РФ определяется структура системы налогов и сборов, установленных в Р. Ф.

Существуют 3 вида взимаемых налогов и сборов, а именно:

  1. Федеральные налоги и сборы;
  2. Региональные налоги и сборы;
  3. Местные налоги и сборы.

Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия представительных органов всех уровней в действии с конкретными видами налогов и сборов.

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, которые отвечают сразу непосредственно двум условиям:

  1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ;
  2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

При формировании бюджетов всех уровней, налогов методом строго соблюдается правило начисления и зачета налогов в строго назначенные уровни бюджета в соответствии с их бюджетной классификацией. Если налог является федеральным, то это означает, что он регулируется федеральным законодательством, но он так же может распространяться между бюджетами разных уровней, одним из примеров является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется разбрасывание этого налога по 3 уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги и сборы, обычно, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому принадлежат.

Федеральные законы устанавливают федеральные налоги, которые подлежат обязательному взиманию на всей территории входящей в состав Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам могут закрепляться только федеральными законами, но законодательные (представительные) органы государственной власти могут ввести доп. льготы. Ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием Российской Федерации, исключением могут являться ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, минерального сырья, таможенных пошлин и акцизов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральными налогами являются:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) регулируется главой 21 Налогового Кодекса РФ.
  2. Акцизы регулируются главой 22 Налогового Кодекса РФ.
  3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регулируется главой 23 Налогового Кодекса РФ.
  4. Единый социальный налог (отменен с 2010 года).
  5. Налог на прибыль организации регулируется главой 25 Налогового Кодекса РФ.
  6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 Налогового Кодекса РФ.
  7. Водный налог регулируется главой 25.2 Налогового Кодекса РФ.
  8. Государственная пошлина регулируется главой 25.3 Налогового Кодекса РФ.
  9. Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 Налогового Кодекса РФ.

Государственный бюджет — это основной финансовый план Российской Федерации, обеспечивающий образование, рациональное распределение и использование созданного фонда денежных средств, а так же является обязательным условием функционирования любого современного государства.

Доходы бюджетов Российской Федерации состоят из налоговых доходов и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

В условиях современной экономики правительство РФ стремится защитить бюджет от воздействий рыночной конъектуры, создать достаточный запас ресурсов для обеспечения произвольного маневра в течение всего года.

В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики, и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи.

Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

Федеральные налоги являются обязательными к уплате платежам устанавливающимися высшим органом законодательной власти Российской Федерации. Доходы от федеральных налогов поступают в федеральный бюджет или распределяются между ним и бюджетами субъектом Российской Федерации. Состав, налоговая ставка, налоговая база и режим уплаты определяется высшим законодательным органом Российской Федерации.

Устройство бюджетной системы Российской Федерации предусматривает, что региональные как и местные налоги, служат всего лишь дополнением в доходной части соответствующих бюджетов, в то время как отчисление от федеральных налогов являются главной составляющей. Во многих развитых странах доля местных налогов в доходах бюджетов составляет около 80 %, в РФ этот показатель варьируется от 0.7 до 17 %.

В настоящее время необходимым условием для функционирования налоговой системы является рациональная система налогового администрирования. Ее значимость вытекает из того, что она имеет наибольшую долю в составной части процесса управления. Управление в совокупности с мониторингом доходов от поступления налогов влияет на размер доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. Бюджетный кодекс РФ
  3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn63/ (Дата обращения 10.02.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle