Библиографическое описание:

Хохлова В. М. Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи» // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 854-857.



Раздел I: Информационная часть

Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный, направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений речи дошкольников, в совместной с детьми и родителями деятельности с целью создания благоприятных условий для положительной социализации дошкольников и последующего успешного обучения в школе.

Сроки реализации: Сентябрь 2014 года — май 2016 года.

Раздел II: Содержательная часть проекта

  1. Аннотация

Проект направлен на формирование доверительных отношений с родителями и организацию совместной деятельности по проведению коррекционной работы с детьми на основе индивидуального подхода.

Главной идеей Проекта является его открытость, выражающаяся в обеспечении доступности коррекционной помощи в формировании речи детей в условиях логопедического кабинета. База МАДОУ даёт возможность использовать разные варианты оказания логопедической помощи детям, но основой Проекта является присутствие и непосредственное участие родителей в логопедических мероприятиях, что позволяет им вникнуть в проблемы ребёнка и в совместной деятельности устранить их. Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы.Таким образом, логопедическая помощь, направленная на коррекцию речевого нарушения будет более конкретной и индивидуализированной.

Формы работы: логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете, совместные занятия.

Этапы реализации:

подготовительный этап: с 01.09.2014 г. по 31.10.2014 года

 организационно-проектировочный этап: с 01.11. 2014 г. по 28.02. 2015 г.

 практический этап: с 01.03.2015 г. по 30.04.2016 г.

 аналитический этап: с 01.05. 2016 г. по 31.05.2016 г.

2. Актуальность темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС) подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений, а также обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. [2. п.п.2,п.1.5,ч.1]

В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей, поступающих в детский сад, чья речь развивается без особых отклонений от нормы.

Исследования, направленные на целесообразность разработки и реализации данного Проекта в МАДОУ дали следующий результат:

  1. Около 40 % семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста нуждаются в оказании коррекционной помощи.
  2. В детском саду имеются достаточные кадровые ресурсы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционной работы. (рис. 1)

Рис.1

  1. Родители старших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

Новизна Проекта — это разработка новой системы взаимодействия с семьями, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка, так как будет решена одна из наиболее сложных проблем — различие в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Овладев необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей.

Таким образом, существует необходимость в новой организации работы логопедического кабинета МАДОУ, которая будет направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и их родителям посредством реализации Проекта.

3. Цели и задачи Проекта.

Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства в детском саду и семье для освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. [4,с.5]

Задачи:

 Создать организационную базу для проведения коррекционной деятельности логопедического кабинета, апробировать методические условия индивидуальных занятий в присутствии родителей.

 Создать условия для функционирования инновационных моделей работы логопедического кабинета МАДОУ (в первую и вторую половину дня).

 Подготовить программно-методическое обеспечение предоставляемых логопедическим кабинетом услуг.

 Пополнить материально–техническую базу логопедического кабинета МАДОУ.

4. Этапы реализации Проекта

I этап (подготовительный):

 изучение нормативно-правовых документов по осуществлению логопедической деятельности в условиях реализации ФГОС;

 проведение анкетирования родителей (законных представителей) с целью выявления спроса на образовательные услуги.

Исследовательская часть проекта.

Методы исследования — анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, анализ развивающей среды, анализ результатов Проекта.

В ходе исследования были рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на речевое развитие детей:

благоприятные:

 возможность своевременного оказания помощи учителем-логопедом;

 консультирование ребёнка у невропатолога, психиатра, отоларинголога;

 использование интернет-ресурсов для подборки методического материала.

 достаточный опыт работы учителя-логопеда;

 оптимальная площадь логопедического кабинета;

 работа консультативного центра для родителей с целью их педагогического просвещения.

не благоприятные:

 недостаточная компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.

 недостаточный уровень подготовки молодых педагогов для выполнения инновационных форм работы.

II этап(организационно- проектировочный):

 разработка, согласование и утверждение планов работы (индивидуальные и перспективные);

 подбор программно-методического обеспечения и диагностических материалов;

 определение направления деятельности логопедического кабинета и форм взаимодействия участников образовательных отношений;

 создание комфортной предметно-развивающей среды.

III этап (практический):

 реализация плана работы по Проекту

 организация обратной связи с родителями.

IV этап (аналитический):

 анализ результатов работы по выполнению Проекта, определение ее эффективности.

5. Критерии оценки и ожидаемые результаты

Качественные:

 выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с нарушениями речи при поступлении в школу;

 снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки — количественный анализ);

 создание банка методических материалов (критерий оценки — наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива);

 обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп;

 повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг (критерий оценки — результаты анкетирования потребителей);

Количественные:

 привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в коррекционно-развивающей работе с детьми 4–7 лет (критерий оценки — показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).

 охват коррекционно-развивающей работой 100 % нуждающихся потребителей образовательных услуг.

 увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к выпуску в школу;

 увеличение числа активно участвующих в совместной коррекционно-развивающей работе родителей.

Эффективность проекта: увеличение спроса на предоставляемые услуги.

6. Ресурсное обеспечение проекта

Информационное: в логопедическом кабинете достаточное количество современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, электронная почта, функционирует сайт МАДОУ, персональный сайт учителя-логопеда.

Временное: сроки реализации Проекта — Сентябрь 2014 года — май 2016 года.

Материально-техническое: в МАДОУ есть кабинет логопеда, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное оборудование, речевая среда в группах и среда детского сада (музыкальный зал, кабинет духовно-нравственного воспитания, Русская горница, Зимний сад, спортивный зал)

Раздел III: Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации Проект может быть использован, как одна из вариативных моделей оказания коррекционных услуг детям с нарушением речи и их семьям. Предоставление услуги в рамках идеи данного Проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволит реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения Проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 4 года).

Опыт реализации Проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его проведения будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления услуг детям.

Литература:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — п.п.2, п.1.5, ч.1
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
  4. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Москва «Просвещение» 2010 г.-с.5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle