Значение социально-гигиенических факторов риска в формировании осанки у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саломова, Ф. И. Значение социально-гигиенических факторов риска в формировании осанки у детей и подростков / Ф. И. Саломова, Л. А. Пономарева, В. В. Иногамова, Х. А. Садуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 295-299. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26103/ (дата обращения: 20.04.2024).



Проведена гигиеническая оценка роли социально-гигиенических факторов риска в возникновении нарушений осанки (НО) у школьников 1–9 классов общеобразовательных школ г.Ташкента. Использованы соматоскопические, гигиенические и статистические методы исследований. Исследуемый контингент составил 923 школьника с НО (основная группа) и 1202 школьника без НО (контрольная группа). Исследована частота воздействия на детей 21 фактора риска, из которых наиболее значимыми оказались: низкий социальный уровень родителей, нарушение режима дня, гиподинамия и в анамнезе — длительное содержание детей в бешике. Данные факторы следует учитывать при формировании групп риска и проведении профилактической работы.

Дети подвергаются воздействию ряда факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска, приводящие к неблагоприятным изменениям в организме [1,3]. Исследования роли социально-гигиенических факторов в возникновении и развитии заболеваний у детей, а также вычленение наиболее весомых из них, т. е. тех, которые в большей степени влияют на состояние здоровья детей (в частности на состояние опорно-двигательного аппарата — ОДА), могут быть положены в основу разработки комплексных программ оздоровления подрастающего поколения.

Цель исследования: изучение и гигиеническая оценка роли социально-гигиенических факторов риска в возникновении нарушений осанки (НО) у учащихся 1–9 классов общеобразовательных школ.

Методы исследования. Исследования проведены в общеобразовательных школах № 24 и № 249 г.Ташкента. Учащиеся были распределены на 2 группы: основная (с НО) и контрольная (без НО). Число детей с нарушениями осанки составило 923 человека; в контрольной группе было 1202 ребенка. Программа исследования предполагала использование соматоскопических, гигиенических и статистических методов исследований. Выявление НО у школьников проводилось с помощью скрининг — тестов. Сравнительное изучение социально-гигиенических факторов риска в основной и контрольной группах учащихся проводилось с помощью специально разработанной анкеты. Анкета включала вопросы по характеристике социально-гигиенических условий проживания и режима дня детей.

Результаты исследований. К настоящему времени имеются данные, свидетельствующие о том, что высокий уровень образования родителей и их социальное положение во многом определяют эффективность проводимых оздоровительно-профилактических мероприятий [1–3]. В наших исследованиях образовательный уровень родителей в обеих группах детей практически был одинаковым (таб. 1).

Таблица 1

Распределение родителей детей сравниваемых групп по уровню образования исоциальному положению, в%

Образование исоциальное положение

Основная группа (n=923)

Контрольная группа (n=1202)

мать

отец

мать

отец

Образование

высшее

незаконченное высшее

среднее специальное

среднее

неполное среднее

начальное

42,3±1,6

4,3±0,7

23,8±1,4

28,8±1,5

0,7±0,3

0,1±0,09

52,4±1,6

4,1±0,7

16,1±1,2

25,8±1,3

1,4±0,4

0,2±0,1

41,7±1,4

3,7±0,5

23,9±1,3

29,3±1,3

1,2±0,3

0,2±0,1

50,7±1,4

7,9±1,1

14,2±0,7

25,3±1,2

1,8±0,4

0,1±0,09

Социальное положение

рабочие

служащие

сельхоз работники

временно не работающие

никогда не работали

пенсионеры

студенты

инвалиды

17,9±1,3

37,0±1,6*

0,9±0,3

19,1±1,4

23,3±1,4

0,6±0,3

1,1±0,3

0,1±0,09

37,1±1,6

48,6±1,6

3,0±0,6*

7,6±0,9

1,0±0,4

0,9±0,4

0,3±0,1

1,5±0,4

18,8±1,1

31,9±1,3

0,6±0,2

21,0±1,1

25,3±1,2

1,2±0,3

1,0±0,2

0,2±0,1

36,3±1,3

46,4±1,4

9,6±1,1

4,5±0,5

1,0±0,3

0,8±0,3

0,1±0,009

1,3±0,3

* Р<0,05 в сравнении с контрольной группой

Из таблицы 1 видно, что существенных различий в социальном положении родителей детей сравниваемых групп также не выявлено, за исключением того, что у детей с НО в 2,7 раза меньше, чем в контрольной группе, было отцов, занятых в сельском хозяйстве, и на 16 % больше матерей-служащих (Р<0,05).

Согласно литературным данным, для детей, проживающих в неблагоприятных жилищно-бытовых условиях, характерен более высокий уровень заболеваний [5–6]. С учётом этого, нами были изучены жилищно-бытовые условия детей.

Жилищно-бытовые условия у подавляющего большинства семей сравниваемых нами групп (98,7 % — основная группа, 99,5 % — контрольная группа) можно считать благоприятными, так как проживали в частных домах (основная и контрольная группа, соответственно 60,8 % и 64,6 %) или отдельной квартире (37,8 % и 34,9 %) со всеми коммунальными удобствами. 62,1 и 65,1 % обследованных имели жилую площадь более 9 м2 на 1 члена семьи. У 87,5 и 86,9 % обследованных семей в доме было центральное отопление и горячая вода (у остальных — местное отопление). И только 0,9 и 0,5 % семей снимали квартиру или жили в общежитии и были ограничены в удобствах.

Выявлено, что наиболее распространены семьи, имеющие в своем составе по 3 ребенка (41,8±1,6 и 45,5±1,4 %, соответственно, в основной и контрольной группах Р>0,05). 24,7 % семей основной и 27,9 % семей контрольной группы имеют по 2 ребенка (Р>0,05), по 4 ребенка, соответственно, –20,2 и 22,6 % (Р>0,05), по 5–6,3 и 7,5 % семей (Р>0,05), в остальных семьях больше 5 детей.

На вопрос: «Имеется ли у ребенка отдельная комната?» почти одинаковое количество родителей (25,6 и 25,2 %) детей обеих групп ответили, что у ребенка имеется отдельная комната.

Общеизвестно, что народы Средней Азии при воспитании детей используют национальную люльку — бешик. С рождения в бешике росли 76,3±1,4 % детей основной и 79,4±1,2 % детей контрольной групп (Р>0,05). Однако сроки пребывания детей в бешике в основной и контрольной группе имели существенные различия. Так, количество детей основной группы, воспитанных в бешике до 1 года, составило 31,9 % (контрольная группа — 55,3 %, Р<0,01), до 1,5 лет — 36,1 % (контрольная — 26,2 %, Р<0,01), до 2-х лет и более — 32,0 % (контрольная — 18,5 %, Р<0,01). Выявлено, что сроки пребывания в бешике мальчиков и девочек с НО неодинаковы: до 1 года чаще пребывали в бешике мальчики, а до 2 лет и более — девочки. Таким образом, дети с НО в 1,7 раза чаще пребывали в бешике 2 и более.

Анализ результатов опроса показал, что количество детей, воспитанных в бешике в контрольной и в основной группе практически одинаково. В тоже время для детей, находившихся в бешике до 1,5 и более лет, в дальнейшем (в школьном возрасте) в большей степени характерно нарушение осанки.

Период жизни человека от 6 до 17 лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. Именно в этот период онтогенеза происходит окостенение скелета и значительный рост костно-мышечного и суставно-связочного аппаратов при повышении статических нагрузок, связанных с обучением детей. Начальным периодом, в котором возможно резкое ухудшение осанки, считается первый год обучения в школе [1,4]. Установлено, что среди детей, начавших обучение в 6 лет, наблюдаются более частые отклонения в состоянии ОДА. С учетом этого, нами проведен опрос родителей детей сравниваемых групп, с целью уточнения, с какого возраста их дети начали обучаться в школе. Выявлено, что с 6 лет начали обучение 36,4 % детей основной и 35,3 % детей контрольной групп (Р>0,05). Большинство детей сравниваемых групп пошли в школу в 7 лет (62,2 % в основной и 57,4 % в контрольной группе). В тоже время среди детей контрольной группы в 7 раз чаще отмечено начало школьного обучения с 8 лет. Таким образом, анализ результатов опроса показал, что у детей, которые начинают учиться в более раннем возрасте, чаще отмечается НО.

По мнению исследователей, одним из факторов, способствующих развитию НО, является постоянное ношение тяжести в одной руке. Гигиенисты рекомендуют школьникам носить ранец или рюкзак, что способствует одинаковому распределению тяжести на обе половины тела. В результате опроса нами установлено, что носят ранец или рюкзак 32,9±1,5 % детей основной и 36,7±1,2 % детей контрольной группы (Р=2,0) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учащихся сравниваемых групп, взависимости от характера использования школьных принадлежностей, в%

Школьная принадлежность

с НО

без НО

портфель

48,0±1,6*

42,8±1,4

ранец

10,7±1,0

12,9±1,0

папка

11,5±1,0

11,6±1,0

рюкзак

22,2±1,9

23,8±1,2

пакет

0,4±0,1*

2,1±0,5

сумка

7,2±0,9

6,8±0,7

В целом, 67,1±1,5 % детей основной и 63,3±1,4 % детей контрольной групп (Р=0,05) носят тяжесть в одной руке, т. е. носят портфель, папку, пакет или сумку. Если учесть то, что на протяжении 9–11 лет интенсивного периода развития ребенка он носит тяжесть в одной руке, можно полагать, что этот фактор наряду с другими факторами риска способствует более раннему проявлению НО.

Режим дня и физическая активность являются одними из ведущих факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма. При изучении режима дня школьников нами учтены: занятия утренней гимнастикой, занятия в школе по расписанию, распределение свободного времени, длительность выполнения домашних заданий, продолжительность сна.

Результаты исследований показали, что для всех современных школьников характерен дефицит двигательной активности: только 5,2±0,7 % обследованных девочек и 13,4±1,1 % мальчиков основной группы регулярно делают утреннюю гимнастику (контроль — 8,7±0,8 и 18,3±1,1 %, Р<0,05); 25,3 и 18,7 % — делают зарядку нерегулярно, (контроль — 18,5 и 19,5 %); 41,3±1,4 и 41,2±1,4 % — иногда, (контроль — 39,6±1,6 и 34,5±1,4 %, Р<0,05); 28,2 и 26,7 % — вообще не делают гимнастику, (контроль — 33,2 и 27,7 %).

Из вышеприведенных данных следует, что физическая активность детей основной группы заметно ниже, чем контрольной.

Активный отдых на свежем воздухе после продолжительных учебных занятий является мощным оздоровительным фактором, который способствует лучшей оксигенации крови, увеличивает легочную вентиляцию и нормализует корковую нейродинамику, тем самым восстанавливая работоспособность учащихся [1,4]. Наши исследования показали, что школьники обеих групп активному отдыху предпочитают малоподвижный отдых дома: основную часть свободного времени они смотрят телевизор и занимаются на компьютере: в основной группе таких детей оказалось 79,1±1,3 %, а в контрольной — 75,8±1,2 % (Р>0,05) (табл. 3).

Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий учениками одного и того же класса, варьирует в широких пределах. Так на приготовление уроков 28,5±1,5 % учащихся первых классов основной группы затрачивают до 1ч (контроль — 43,4±1,4 %, Р<0,01), соответственно, 57,4 и 36,4 % (Р<0,05) — от 1 до 2 ч, 14,1 и 16,4 % — 3 ч и более. В течение часа подготавливали уроки 17,6±1,1 % девятиклассников основной группы (контроль — 30,7±1,4 %, Р<0,01), от 1 до 2 ч — 51,3 и 49,4 %, соответственно, и до 3 ч — 24,7±1,3 и 17,5±1,7 %, Р<0,05. Таким образом, большинство учащихся затрачивают больше времени на приготовление домашних заданий, чем рекомендуют гигиенисты, причем у детей основной группы всех возрастов время этих занятий больше, чем в контрольной группе.

Общеизвестно, что рабочее место, соответствующее гигиеническим требованиям, благоприятно влияет как на физическое, так и на психическое здоровье детей. На вопрос: «Где дома ребенок делает уроки?» большая часть родителей обеих групп (83,7 и 81,4 % — родителей) ответили, что ребенок делает уроки в специально отведенном месте.

Таблица 3

Распределение свободного времени учащихся сравниваемых групп, в%

Деятельность

с НО

без НО

Чтение дополнительной литературы

До 1 часа

1–2 часа

3 часа и более

Не читает

49,5

11,2

2,3

37,0

46,4

18,5

1,3

33,8

Просмотр телевизора

До 1 часа

1–2 часа

3 часа и более

Не смотрит

19,4

55,6

23,5

1,5

21,3

53,9

21,9

2,9

Занятия на компьютере

До 1 часа

1–2 часа

3 часа и более

Не занимается

26,3

10,8

3,2

59,7

26,8

13,2

5,0

55,0

Прогулки на свежем воздухе

До 1 часа

1–2 часа

3 часа и более

Не гуляет

19,9

35,4

40,2

4,5

17,2

36,7

42,6

3,5

Работа по дому

До 1 часа

1–2 часа

3 часа и более

Не помогает

44,8

33,5

12,4

9,3

43,6

32,0

16,0

8,4

Являясь важной составной частью режима дня, сон необходим для нормального физического и психического развития [4]. Потребность в нормальной длительности сна меняется с возрастом. Результаты наших исследований показали, что почти у одинакового количества детей сравниваемых групп (12,7 и 12,4 %) имеет место недосыпание. Это связано как с ранним началом занятий в I-ую смену(800), так и с поздним отходом детей ко сну. Средняя продолжительность сна у младших школьников составляет 9 ч, у средних школьников — 8 ч, у старших школьников — менее 7 ч. Установлено, что недосыпание в 1,5–2 ч значительно снижает работоспособность учащихся на следующий день. Кроме того, у недосыпающих детей наблюдается повышенная возбудимость, рассеянность, замедленное реагирование [6].

Проведенный анализ частоты комплексного воздействия факторов риска позволил выявить наиболее значимые факторы, учет которых необходим при проведении профилактической работы. Из 21 фактора, характеризующего значимость условий обучения и воспитания, для 8 факторов установлена статистически значимая роль в возникновении НО. Вместе с тем, в большинстве случаев наличие этих факторов увеличивает риск НО лишь в 1,1–1,2 раза. Однако при длительном (1,5 года и более) содержании детей в бешике риск НО возрастает в 1,72 раз.

Формирование осанки — процесс длительный и зависит как от эндогенных, так и экзогенных факторов. Существует мнение, что «индивидуальная» осанка передается по наследству, но исследования ряда авторов убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие некоторых гигиенических факторов [1–2]. Данные О. М. Барладяна (2003), Н. П. Гребняка, С. В. Вытрищака (2004) и др. свидетельствуют о том, что факторами, наиболее сопряженными с процессами формирования осанки, являются неблагоприятные жилищно-бытовые условия, дефицит двигательной активности и нарушения режима дня [1–2]. Результаты наших исследований не противоречат данным литературы и доказывают, что увеличение риска возникновения НО связано с такими факторами социально-гигиенического характера, низкий социальный уровень родителей, длительное содержание детей в бешике, раннее начало обучения в школе, постоянное ношение тяжести в одной руке, нарушение режима дня, гиподинамия и др. В реальных условиях для растущего организма имеет значение не каждый отдельный фактор риска, а их комплексное влияние. С учетом комплексного влияния социально-гигиенических факторов прогнозируется риск развития НО и в зависимости преобладающих факторов строится план профилактических и оздоровительных мероприятий.

Выводы:

1. Увеличение риска возникновения нарушений осанки обусловлено действием ряда социально-гигиенических факторов. Из них наиболее значимыми факторами риска развития НО явились: низкий социальный уровень родителей, нарушение режима дня, длительное содержание детей в бешике и гиподинамия.

2. Практически все приведенные факторы относятся к числу регулируемых, поэтому учет этих факторов, их устранение или, по крайней мере, смягчение их действия может рассматриваться как важный резерв в профилактике НО у детей и подростков, а также как основа формирования групп риска.

Литература:

  1. Барладян О. М. Гигиеническая оценка условий обучения в образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Автореф. дисс… канд.мед.наук.- Ростов-на-Дону, 2003.- 20 с.
  2. Гребняк Н. П., Вытрищак С. В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса // Гигиена и санитария. — 2004. — № 2.- С.50–53.
  3. Шайхова Г. И., Эрматов Н. Ж., Азизова Ф. Л., Алимухамедов Д. Ш. Болалар ва ўсмирлар гигиенаси / Учебное пособие. — Ташкент, 2004. — 323 с.
  4. Шайхова Г. И., Саломова Ф. И. Умутаълим мактаблари таълим-тарбия шароитига гигиеник баҳо бериш //Патология.- 2008.-№ 1–2.- С.118–120.
  5. Онищенко Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. — 2005. — № 3.- С.40–43
  6. Weiss H. R., Weiss G., Petermann F. Incidence of curvature progression in idiopathic scoliosis patients treated with scoliosis in-patient rehabilitation (SIR): an age- and sex- matched controlled study // PediatrRehabil. -2003. -Vol. 6, № 1.-P. 23–35.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, ребенок, основная группа, возникновение нарушений осанки, гигиеническая оценка роли, отдельная комната, риск, социальное положение.


Похожие статьи

Роль медико-биологических факторов риска в формировании...

Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, контрольная группа, нарушение осанки, ребенок, опорно-двигательный аппарат, основная группа, родитель до.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например

Детям будет интересно представлять себя в роли, и в тоже время будет проходить профилактика нарушений осанки.

Дети группы риска и их психологические особенности

По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В. Е. Летуновой...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Таблица 1. Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%).

В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Начните с основного упражнения для осанки.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Обследуемые дети были разделены на две сопоставимые группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

— 55 с. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др.

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является

I группаздоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

Роль медико-биологических факторов риска в формировании...

Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, контрольная группа, нарушение осанки, ребенок, опорно-двигательный аппарат, основная группа, родитель до.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например

Детям будет интересно представлять себя в роли, и в тоже время будет проходить профилактика нарушений осанки.

Дети группы риска и их психологические особенности

По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В. Е. Летуновой...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Таблица 1. Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%).

В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Начните с основного упражнения для осанки.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Обследуемые дети были разделены на две сопоставимые группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

— 55 с. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др.

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является

I группаздоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

Похожие статьи

Роль медико-биологических факторов риска в формировании...

Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, контрольная группа, нарушение осанки, ребенок, опорно-двигательный аппарат, основная группа, родитель до.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например

Детям будет интересно представлять себя в роли, и в тоже время будет проходить профилактика нарушений осанки.

Дети группы риска и их психологические особенности

По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В. Е. Летуновой...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Таблица 1. Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%).

В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Начните с основного упражнения для осанки.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Обследуемые дети были разделены на две сопоставимые группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

— 55 с. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др.

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является

I группаздоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

Роль медико-биологических факторов риска в формировании...

Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, контрольная группа, нарушение осанки, ребенок, опорно-двигательный аппарат, основная группа, родитель до.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например

Детям будет интересно представлять себя в роли, и в тоже время будет проходить профилактика нарушений осанки.

Дети группы риска и их психологические особенности

По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В. Е. Летуновой...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Таблица 1. Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%).

В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Начните с основного упражнения для осанки.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Обследуемые дети были разделены на две сопоставимые группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

— 55 с. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др.

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является

I группаздоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

Задать вопрос