Библиографическое описание:

Мизюра Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 793-795.



Каждое дело — творчески, иначе — зачем!

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?

Каждое дело — людям, иначе — зачем?

Иванов И. П.

Каждое дело — творчески, с пользой и для людей! Назначение, структура, виды КТД и эффективность применения в воспитательной работе.

Ключевые слова: коллективно-творческая деятельность, социальная адаптация.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Авторы её — Иванов И.П. и Шапиро Ф.Я. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности.

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для нашего учебного заведения, в котором я работаю. Здесь обучающиеся живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Обучающиеся ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей обучающихся играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

 приоритет успешности каждого ребенка;

 учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

 сочетание коллективного и индивидуального воспитания.;

 приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство);

 превращение школы Знания в школу Воспитания.

В своей работе мы ориентируемся на создание условий социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество, их духовное развитие, опираемся на принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «ситуации успеха» для каждого ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства в нём, поощрение даже самых незначительных достижений. Такой подход позволяет добиваться того, что дети ОВЗ становятся активными соучастниками всех общешкольных дел с учётом их индивидуальных возможностей. В процессе работы рождаются великолепные рисунки, искусно вышитые картины, потрясающие по красоте исполнения, костюмы и декорации к спектаклям и праздникам, в подготовке и проведении которых, в едином творческом процессе участвуют воспитатели, дети и их родители. Созданные детьми творческие работы и их признание взрослыми повышают их самооценку, степень их самопризнания и самоутверждения в детском коллективе.

Проявление себя в различных областях искусства позволяет нашим детям с ограниченными возможностями здоровья, подняться над своими проблемами, забыть о недугах, раскрыть весь мир своей души, показать и доказать, что они могут быть равными среди равных.

Применяя технологию коллективной творческой деятельности мы используем разнообразные формы:

Общественно-политические КТД

Задача воспитателя — помочь обучающимся использовать те знания, которые они усвоили на уроках истории, обществознания, литературы, для формирования и развития нравственности.

Трудовые КТД

Мы хорошо понимаем, что главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Создавая и воплощая замысел трудовых дел, обучающиеся под руководством воспитателей применяют знания, умения, навыки, полученные на уроках и внешкольных занятиях, тем самым дополняя, расширяя и обогащая свой опыт. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду.

Познавательные КТД

Познавательные КТД требуют своего раскрытия в коллективном поиске и обладают богатейшими возможностями для развития у обучающихся таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.

Художественные КТД

Художественные КТД развивают различные творческие способности обучающихся — сочинительские, режиссёрские и другие, помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора.

Досуговые КТД

Многие формы КТД, упомянутые ранее, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Всё, что обучающиеся делают в своё удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И всё таки есть особые игры, детские забавы, затеи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они- действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным, а наша работа ориентирована на достойную, умную, красивую жизнь наших детей.

Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между детьми в коллективе, всячески поощрять деятельность обучающихся и высоко оценивать и развивать взаимопомощь обучающихся при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы обучающиеся нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.

Литература:

  1. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования.–Самара,2009г
  2. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология// http://vashabnp.info/publ/3-1-0-490
  3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  4. Технологии организации деятельности в условиях детских общественных организаций//http://pandia.ru/text/77/170/23542.php

5. Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования классного коллектива//http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,159228/...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle